Деноминация усилила внимание к
проблеме компенсации вкладов
Как только Правительство объявило о
предстоящей деноминации российских рублей, тут же встал вопрос о судьбе
сбережений граждан. Старых, дореформенных, записанных в государственный
долг с 1991 года вкладов, которые в далеком 90-м году были в одночасье
уничтожены инфляцией.
Конечно, слишком
велико искушение разом решить две проблемы - и деноминацию провести, и
компенсацию обесцененных вкладов сделать.В обществе раздаются
альтернативные предложения: оппозиция предлагает вообще не деноминировать
обесценившиеся вклады населения, Правительство хочет вначале все
деноминировать, а уж затем попробовать частично компенсировать старые
вклады. Но есть и третий путь -
постепенно восстановить утерянные населением сбережения.
КОМПЕНСАЦИЯ И ДЕНОМИНАЦИЯ - ДВЕ ВЕЩИ
НЕСОВМЕСТНЫЕ
Руководство
Центробанка, Сбербанка РФ и Правительства подчеркивают,
что восстановление сбережений граждан в Сберегательном банке никак не
связано с процессом деноминации.По словам премьер-министра Виктора
Черномырдина, всего для компенсации всех вкладов для всех граждан в
Сбербанке потребовалось бы пять годовых бюджетов страны.Призывы
проиндексировать все вклады всех граждан до проведения деноминации
обозначены премьером как дешевый популизм, который в случае его реализации
привел бы страну к экономической катастрофе и повторному мгновенному
обесценению вкладов.
Все вклады
населения в Сберегательном банке, сделанные до 1991 года, будут
деноминированы в общем порядке.Однако Председатель Центробанка
господин Дубинин не исключает, что Госдума может принять закон,
предусматривающий индексацию в тысячу раз вкладов граждан в Сберегательном
банке, сделанных до 1991 года.Тогда такие вклады должны быть
вынесены на забалансовый учет в Сбербанке, а выплаты по ним будут
производиться по мере поступления соответствующих платежей из бюджета.
По мнению Правительства, решить проблему
обесценившихся вкладов можно только в результате реализации долгосрочной
государственной программы.в которой механизм возврата старых долгов
будет определен по срокам.Чтобы не вызывать нового витка инфляции,
разумно было бы возвращать долги по возрастным группам в течение 25-30
лет. А пока государство проводит
предварительную компенсацию вкладов отдельных категорий граждан Российской
Федерации в Сберегательном банке РФ, обесценившихся в 1992 - 1995 годах.
ХРОНИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Процесс восстановления и защиты
сбережений регламентируется Федеральным законом "О восстановлении и защите
сбережений граждан РФ" (от 10 мая 1995 года).Им государство
гарантировало восстановление и обеспечение сохранности обесценившихся
сбережений (вклады в Сберегательный банк Российской Федерации в период до
20 июня 1991 года; вклады в Госстрах и в государственные ценные бумаги
(СССР и РСФСР) до 1 января 1992 года.
ГОСУДАРСТВО объявило эти сбережения
своим государственным внутренним долгом и постановило, что восстановление
и обеспечение сохранности производится путем перевода в целевые долговые
обязательства (ЦДО) Российской Федерации, являющиеся государственными
ценными бумагами. 8 апреля 1996 года был
подписан УКАЗ Президента РФ "О мерах по восстановлению сбережений граждан
РФ".В нем Президент постановил Правительству РФ с участием
Центробанка РФ и Сбербанка РФ в 3-месячный срок подготовить проект
федеральной программы восстановления сбережений граждан РФ, обесценившихся
в 1991-1996 годах.Однако этот трехмесячный срок длится уже второй
год. 6 июля 1996 года был подписан закон
"О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого
долгового обязательства РФ" (N87-ФЗ).ЗАКОН вводит единицу
номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации, условную
денежную единицу "долговой рубль" (дор).Долговой рубль выражается в
валюте Российской Федерации через долговую стоимость, которая определяется
исходя из изменения соотношения контрольной и базовой стоимости
необходимого социального набора.Она устанавливается ежемесячно или
еженедельно. Величина государственного
внутреннего долга Российской Федерации по гарантированным сбережениям
граждан выражается в долговых рублях.
СЛЕДУЮЩИМ должен был стать законопроект
"О базовой стоимости необходимого социального набора", который утверждает
одну цифру: величину базовой стоимости необходимого социального набора -
то есть его стоимость в 1990 году.В последнем варианте законопроекта
она равна 464 рублям СССР.Исходя из чего долговая стоимость на
сегодняшний день должна быть 8600 РФ рублей за один долговой рубль.
С ИЮЛЯ 1996 года законопроект три раза
отклонялся Советом Федерации и дважды - Президентом РФ.Последний раз
его отклонил Совет Федерации в октябре 1997 года с предложением создать
согласительную комиссию. На отсутствие
этого закона натыкались и все последующие законопроекты из блока
"восстановления сбережений". Так, к
примеру, законопроект "О порядке перевода государственных ценных бумаг
СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые
обязательства РФ" был одобрен СФ в декабре 1996 года, но отклонен
Президентом РФ 18.12.96 года по причине отсутствия ФЗ "О базовой стоимости
необходимого социального набора".То же и закон " О порядке
обслуживания целевых долговых обязательств РФ в целях обеспечения
неотложных социально необходимых расходов граждан РФ" , который
устанавливает правила первоочередных выплат по дореформенным сбережениям,
- принятый Госдумой еще в августе 1995 года в первом чтении, он
остановился в развитии до вступления в силу ФЗ "О базовой стоимости..."
ОДНАКО В ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ДЕКАБРЯ дело с
законом о базовой стоимости, похоже, сдвинулось с мертвой точки.3
ДЕКАБРЯ законопроект был одобрен Государственной Думой в согласованной с
Советом Федерации редакции, в
тот же день законопроект отправился в Совет Федерации и был также принят и
им. ПОСЛЕ того как обе ветви парламента
одобрили законопроект "О базовой стоимости необходимого социального
набора", теперь очередь за Президентом.ПРИНЯТИЕ законопроекта
существенно ускорит процесс восстановления вкладов.
ЕСЛИ ВОССТАНАВЛИВАТЬ - ТО КАК?
АВТОРЫ ЗАКОНОПРОЕКТОВ по восстановлению
сбережений - рабочая группа по разработке законодательства о
восстановлении и защите сбережений граждан РФ Комитета по делам
общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы
выстроили схему: для реализации ФЗ "О восстановлении и защите сбережений
граждан РФ" необходимо принятие законов по четырем группам.
ПЕРВАЯ группа - Законы, устанавливающие
порядок определения величины госдолга по гарантированным сбережениям
граждан.ВВОДЯТСЯ понятия долговой стоимости и долгового рубля, сумма
долговых рублей, причитающихся каждому вкладчику.
ВТОРАЯ группа законов определяет порядок
и процедуру оформления госдолга по каждому виду гарантированных сбережений
граждан, который оформляется индивидуально каждому вкладчику специальными
государственным долговыми обязательствами - целевые долговые обязательства
РФ (ЦДО), куда вписывается определенная сумма долговых рублей.
ТРЕТЬЯ ГРУППА законов устанавливает
порядок обслуживания целевых долговых обязательств (ЦДО): выкуп ЦДО по
долговой стоимости, начисление и выплата по ним процентов, организация
обращения ЦДО. Оформление госдолга по
сбережениям в ЦДО должно быть произведено в полном объеме на всю сумму
предъявленных к переводу в ЦДО гарантированных сбережений граждан.ПО
оценкам экспертов, если все гарантированные сбережения будут переведены в
ЦДО, их объем составит 170 млрд.долговых рублей, что при долговой
стоимости около 9000 рублей на настоящее время соответствует 1500
триллионов рублей. ОЧЕВИДНО, что в
государственных бюджетах ближайших лет на цели обслуживания ЦДО едва ли
удастся выделять более 10 триллионов рублей в год (в бюджете 97 года на
цели выплат по гарантированным сбережениям выделено 5,9
трлн.рублей), поэтому первоочередные выплаты по ним должны
производиться наиболее нуждающимся категориям граждан в порядке,
устанавливаемом проектом ФЗ "О порядке обслуживания ЦДО РФ в целях
обеспечения неотложных социально необходимых расходов граждан РФ" (закон
принят в 1 чтении Госдумой еще в 1995 году).
Для этих целей, к примеру, можно ввести
именной вклад долговых рублей (социальный дор-вклад), который
удостоверяется специальной именной долговой книжкой.
ЧЕТВЕРТАЯ ГРУППА законов устанавливает
порядок применения и использования долговых рублей в
социально-экономической сфере без обращения их в валюту РФ.
Для тех ЦДО, по которым государство в
ближайшее время не сможет производить прямые денежные выплаты, должны быть
предложены другие возможности применения долговых рублей, позволяющие
удовлетворять социально-экономические потребности владельцев ЦДО без
обращения их в деньги (получение под ЦДО гарантий Правительства , оплата
товаров российских производителей, использование для взаимозачетов долгов
предприятий, приватизация госсобственности, выплата налогов и так далее).
Однако действующими из этого блока
законов до сегодняшнего дня были всего два - "О восстановлении и защите
сбережений ..." и "О порядке установления долговой стоимости единицы
номинала целевого долгового обязательства РФ".Все остальные законы
не могли вступить в силу из-за отсутствия закона"О базовой стоимости..."
И ВСЕ-ТАКИ ХОТЯ БЫ КОМПЕНСИРОВАТЬ
Правительственная программа
восстановления обесценившихся сбережений рассчитана приблизительно до 2021
года. Основные разработчики программы
Минэкономики, Минфин РФ, Центробанк РФ и Сбербанк РФ.
ПРОГРАММУ разрабатывает специальная
комиссия по рассмотрению проектов федеральных программ восстановления
обесценившихся в 1991-1996 годах сбережений граждан РФ.Руководит
комиссией вице-премьер Олег Сысуев, в нее входят представители Госдумы,
Правительства РФ, Союза вкладчиков, Сбербанк и Госстрах.
Согласно данным Комиссии, общая сумма
вкладов в Сбербанк на 20 июня 1991 года была около 315, 3
млрд.рублей в ценах соответствующего периода.Величина
государственного страхования по вкладам в организации государственного
страхования на 1.1.1992 года оценивается в 24, 0 млрд.рублей,
денежных средств населения в государственных ценных бумагах на 1.1.92 года
- 342,2 млн.рублей. Общее
количество вкладчиков Сбербанка оценивается в 40 миллионов
человек.Точное распределение вкладов по размерам неизвестно, однако
существует оценка, основанная на процентной выборке, осуществленной во
второй половине 1992 года.
Размер вклада (тыс. руб.) |
Количество вкладов всего: (тыс. счетов) |
Объем вкладов всего: (млн. руб.) |
0-1 1-5 5-10 10-25 25-50 свыше
50 |
103559 76727 13150 2747 78 6 |
32960 164800 83840 35840 2240 320
|
Итого: |
196267 |
320000 |
Согласно этим данным, около половины
общего количества вкладов составляли вклады на суммы менее 1000 рублей, а
основная сумма вкладов приходилась на вклады от 1 до 25 тысяч
рублей.Чуть более 50 процентов всех вкладов были вкладами "до
востребования", остальные - срочными.
Государственный внутренний долг при
контрольной стоимости необходимого социального набора на середину июня
1997 года 3 898 тысяч рублей и базовой стоимости такого набора в 1990 году
524 рубля СССР составил бы 2 526,2 трлн.рублей, а при базовой
стоимости 444 рубля СССР - 2 981,7 трлн.рублей.(524 рубля -
цифра , на которой настаивает в своих расчетах Правительство, 444 рубля -
Госдума). Точная оценка величины
государственного долга по вкладам возможна лишь после оформления всех
целевых долговых обязательств.Средства для его погашения
предусматриваются в расходной части федерального бюджета.
ГРЯДУЩАЯ деноминация резко
активизировала работу Комиссии над федеральной программой восстановления
сбережений граждан.Ожидается, что программа будет принята до конца
1997 года. В частности, в проекте
программы предусматривается поэтапное компенсирование вкладов по
возрастным группам.Рассматривается возможность разделения старых
вкладов по объемам и установление индекса компенсации в зависимости от их
величины.Так, небольшие по размерам вклады могут быть индексированы
более чем в 1000 раз.Чем больше размер вклада, тем по меньшему
индексу он будет компенсироваться.Однако даже при этом подходе
средняя индексация превысит 1000 раз.
Сделать компенсацию одномоментно не
удастся - на это потребуются огромные деньги.Члены комиссии сошлись
во мнении, что надо ввести ограничения на размер суммы, которая будет
направляться на компенсацию каждый год.Лимитом должно быть 0,2 проц
от ВВП.В сегодняшних объемах это составляет 5-7
трлн.руб.Однако если российская экономика будет нормально
работать, эта сумма увеличится.
ДУМА ПИШЕТ НОВЫЕ ЗАКОНЫ И ОБРАЩАЕТСЯ К
ПРЕЗИДЕНТУ
СОВЕРШЕННО очевидно, что депутаты госдумы
не могли оставаться в стороне от проблемы деноминации и компенсации
сбережений. 26 сентября 1997 года ГД
приняла Постановление "Об обращении Государственной Думы Федерального
Собрания РФ "К Президенту РФ". Депутаты просят Президента не проводить
переоформление гарантированных сбережений граждан в связи с деноминацией;
издать указ, определяющий временный порядок проведения предварительной
компенсации по гарантированным сбережениям граждан, предусмотрев при этом
выплату компенсации гражданам старше 70 лет и инвалидам I и II групп,
являющимся владельцами гарантированных сбережений (в том числе в порядке
наследования), а также в случае смерти владельца гарантированных
сбережений (без ограничения возраста) его наследникам на оплату ритуальных
услуг.Средства на выплату предварительной компенсации по
гарантированным сбережениям граждан в сумме 5,9 трлн. рублей предусмотрены
в федеральном бюджете на 1997 год. В
СВОЕМ письме в Думу от 21 октября 1997 года Президент РФ касается 9
пунктов разногласий между законодательной и исполнительной властью и
говорит, в частности, о вкладах."По проблемам деноминации и
сохранения вкладов граждан, по состоянию на 1 января 1992 года, - пишет
Президент.- Мною дано поручение Правительству по выработке механизма
сохранения этих вкладов в ходе деноминации.Ввиду сложности этого
вопроса принято решение рассмотреть его на втором заседании "Круглого
стола" в декабре этого года". КРОМЕ
того, в Государственной Думе распространен для ознакомления депутатов
законопроект (внесен депутатом ГД заместителем председателя комитета по
экономической политике А.Г.Пузановским) "О мерах по защите
экономических интересов граждан и юридических лиц при осуществлении
изменения нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба
цен (деноминации рубля)". Предлагается
вклады в СБ размерами до 1 тысячи рублей на счетах по состоянию на 1
января 1992 года не деноминировать, в том числе деноминацию не
распространять на договоры страхования детей по случаю их бракосочетания
или достижения 25-летнего возраста со страховой суммой до 1000 рублей.
Неденоминированные вклады до 1 000
рублей с прибавленными суммами обслуживания до 1 марта 1998 года
оформляются СБ РФ в срочный, годовой, непополняемый депозит со ставкой,
превышающей на 1,5 процента уровень инфляции 1998 года.ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ
сбережения, подпадающие под регулирования ФЗ "О восстановлении и
защите...", заморозить на счетах, наложить на них с 1 января 1998 года до
1 июля 1998 года мораторий на деноминационные меры и действия, пока не
будет запущена Правительственная Программа компенсации потерянных
вкладов.А затем осуществить соответствующие действия.
ИТОГО
ИТАК, СУЩЕСТВУЕТ закон "О восстановлении
и защите сбережений граждан РФ", однако реализация его до последнего
времени была заторможена, пока не принято два других, напрямую с ним
связанных закона: "О базовой стоимости необходимого социального набора" и
"О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов
Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства РФ" - без чего
невозможно определение величины государственного внутреннего долга, его
оформление и организация выплат по нему.Нынешняя судьба
законопроекта "О базовой стоимости" - после принятия его парламентом - в
руках Президента. Существует несколько
вариантов программ решения проблемы обесценившихся сбережений.
По мнению Правительства, ЕСЛИ
согласиться с суммой, заложенной в проекте ФЗ "О базовой стоимости..." ,
государственный внутренний долг составит свыше двух квадриллионов
неденоминированных рублей.Как тут быть? Или долг будет выплачиваться
в течение 300 лет, либо при попытке расплатиться по долгам в короткие
сроки, снова вспыхнет инфляция, которая вторично обесценит вклады.
Правительство пытается пересматривать
подходы к этой проблеме. Ко дню выхода в
свет этого выпуска газеты, 11 декабря, должен состояться "круглый стол" -
с участием Президента РФ, Премьер-министра и руководителей обеих палат
парламента - где будут рассматриваться вопросы, в том числе, и по решению
проблемы обесценившихся сбережений.
ОЖИДАЕТСЯ, что именно решениями
"круглого стола" и будет определяться дальнейшая работа Правительства по
восстановлению вкладов. 2 декабря
Президент РФ Борис Ельцин подписал Указ N1269 "Об очередном этапе
предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской
Федерации в Сберегательном банке РФ, обесценившихся в 1992 - 1995 годах",
в соответствии с которым компенсация вкладов граждан, родившихся в
1917-1920 годах, по состоянию на 20 июня 1991 г начнется 25 декабря этого
года. Указ подписан в целях продолжения
работы по компенсации вкладов граждан РФ в Сберегательном банке РФ, впредь
до начала реализации положений Федерального закона "О восстановлении и
защите сбережений граждан РФ". По мнению
Правительства, ОДИН из выходов - идти путем постепенных поэтапных
ежегодных компенсаций, где основная категория определения срока выплат, -
возраст вкладчиков.Это хоть какие-то реальные деньги. ПОКА, видимо,
в Правительстве склоняются именно к такому выводу.
М.Тульцева,
АКДИ "Экономика и
жизнь"
|