Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
<!--Название рублики--> Финансы. Финансово-кредитная политика

КТО В ДОМЕ ХОЗЯИН?

В ходе парламентских и президентских выборов народ однозначно высказался за кардинальное изменение и социально-экономической политики, и системы государственной власти. Если исходить из риторики основных политических сил, боровшихся за власть в 1999 - 2000 гг., то нетрудно подсчитать, что за патриотическую, ответственную перед обществом, эффективную и справедливую власть высказались 3/4 избирателей. Сегодня от вновь избранных Президента и Государственной Думы народ ждет воплощения в жизнь своих ожиданий. Что же изменилось за полгода после обновления высших органов законодательной и исполнительной власти в социально-экономической политике?

С одной стороны, патриотическая идеология сбережения народа, восстановления российской государственности, роста отечественного производства получила официальное признание. В первом послании нового Президента Федеральному Собранию однозначно сказано: "Единственным для России реальным выбором может стать выбор сильной страны. Сильной и уверенной в себе". Там же сказано о главных угрозах, устранение которых должно определять приоритетные задачи деятельности исполнительной власти, - о вымирании населения и деградации экономики, сползании России на периферию мировой экономики, в число стран "третьего мира".

И вывод: "России нужна экономическая система, которая конкурентоспособна, эффективна, социально справедлива...", только сильное и демократическое государство "способно создать условия для благополучной жизни людей и процветания нашей Родины".

С другой стороны, реальная социально-экономическая политика практически не изменилась. Ультралиберальная идеология, за ширмой которой все эти годы скрывалось обыкновенное разграбление государственного имущества и присвоение национального богатства страны правящей олигархией, по-прежнему определяет логику экономической политики исполнительной власти. Даже давно назревшую налоговую реформу разбогатевшие на присвоении незаработанного добра нувориши ухитрились передернуть в своих интересах, добившись размена трехкратного снижения налога на свои доходы на повышение акцизов на бензин для всех. То есть за счет всего общества теперь будет оплачена легализация доходов богатого сословия.

Как известно, наиболее ярко приоритеты реальной экономической политики исполнительной власти проявляются в бюджетной политике и в распоряжении государственным имуществом. За годы правления манипулировавшей ельцинским правительством олигархии государственное имущество и бюджет стали объектами наживы властей предержащих. Через келейную приватизацию по сговору с должностными лицами были присвоены наиболее прибыльные предприятия и целые отрасли промышленности. Федеральный бюджет через краткосрочные государственные обязательства был превращен в кормушку для финансовых спекулянтов.

На фоне двукратного сокращения производства и доходов населения, пятикратного сжатия инвестиций российская государственная финансовая система платила финансовым спекулянтам невиданно высокие проценты, в десятки раз превышавшие общепринятые в мире нормы доходности государственных ценных бумаг. Правящая олигархия превратила Российское государство в "дойную корову" для себя и своих зарубежных партнеров, следствием чего и стало то самое вымирание обнищавшего народа и деградация экономики, о которых говорил в своем послании Президент.

Что же изменилось за прошедшее полугодие? Об этом можно судить по итогам исполнения федерального бюджета за январь-июнь текущего года, представленного Счетной палатой.

При перевыполнении планировавшихся доходов бюджета в первом полугодии на 154 млрд. руб. (выполнено 62,7% от годового задания) перевыполнение бюджетных расходов по отношению к бюджетной росписи на первое полугодие составило 15,7 млрд. руб. (исполнено 49,8% годового задания). При этом, как сказано в письме председателя Счетной палаты в Государственную Думу, "несмотря на то, что поступившие доходы позволяли исполнять расходы федерального бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации бюджетов Российской Федерации в полном объеме, их исполнение осуществлено неравномерно и непропорционально.

Существенно ниже среднего уровня исполнены расходы по десяти разделам федерального бюджета функциональной классификации бюджетов Российской Федерации. Расходы на государственные пособия гражданам, имеющим детей, исно;1не!№1 лишь на 17,1% от утвержденного годового показателя. Расходы на государственные инвестиции осуществлены на 28,0% от показателя, установленного на год, из которых почти треть направлена на погашение кредиторской задолженности прошлых лет. Недофинансированы программы развития регионов".

Куда же делись сверхплановые доходы бюджета, что у правительства не нашлось каких-то 182 млн. руб. для финансирования детских пособий (это 2/3 от запланированной на первое полугодие величины) или 1,1 млрд. руб. на то, чтобы выполнить запланированные расходы на науку, а также 2,5 млрд. руб., чтобы обеспечить пропорциональное финансирование инвестиционной программы? Что за неотложные нужды заставили правительство сэкономить 0,04% бюджетных расходов на детях и еще 0,001% - на молодежи (по этой статье недофинансирование к объему полугодовой росписи составило 18%)?

Ответ на эти вопросы дают статьи расходов, по которым произведены наиболее крупные сверхплановые расходы. Наиболее значимая из них - финансирование государственного долга. Правительство на 76 млрд. руб. сократило государственный долг, в то время как планом на первое полугодие было, наоборот, предусмотрено привлечение заимствований на сумму 61,7 млрд. руб. - то есть владельцам государственных долговых обязательств было выплачено сверх плана 138 млрд. руб. Это в 758 раз больше суммы недоплаченных денег по детским пособиям и в 43 раза больше ассигнований на государственные инвестиции! Таково реальное соотношение приоритетности задач обслуживания интересов финансовых спекулянтов и преодоления демографического кризиса. Что бы Президент ни говорил про выживание нации и деградацию экономики, у Минфина свои приоритеты, в сотни раз более масштабные.

Конечно, расходы бюджета перевыполнены не только на цели погашения государственного долга. Существенно; на 38% (30 млрд. руб.), перевыполнены бюджетные назначения по статье "Национальная оборона", на 21 млрд.руб. погашена задолженность по оборонному заказу. На 5% перевыполнены ассигнования на правоохранительную деятельность, главным образом за счет повышенных расходов на содержание внутренних войск, задействованных в контртеррористической операции в Чечне. На 18% выше, чем в целом, исполнено бюджетное задание по расходам, профинансированы расходы на образование.

Вопреки правительственным заявлениям о приоритетности социальной сферы расходы на здравоохранение недовыполнены на 20%, на культуру - на 29%, на миграционную политику - на 23%. Вместе с отмеченным выше недофинансированием детских пособий и расходов на молодежную политику это составляет около 2,5 млрд. руб., или в 55 раз меньше сверхплановых затрат на финансирование государственного долга.

Такие вот несуразности можно видеть в текущей бюджетной политике. Их трудно объяснить исходя из здравого смысла. На ум приходит только высказывание классика в отношении безумного поведения капитала, который "рискует сломать себе шею" в погоне за сверхприбылями. Действительно, инвестиции в долговые обязательства российского правительства были самыми прибыльными в мире, давая доходы от 40 до 120% прибыли в валюте. Возможно, этот бизнес по-прежнему приносит высокие доходы, и кто-то в Минфине настолько заинтересован в увеличении операций с государственным долгом, что жертвует для этого даже сравнительно ничтожными запланированными расходами на самые приоритетные, как следует из президентского послания, цели содержания детей, инвестиции, модернизации экономики.

При всей, казалось бы, абсурдности такого предположения, как показало расследование причин обстоятельств и последствий принятия решений правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации от 17 августа 1998 года о реструктуризации государственных краткосрочных обязательств, девальвации обменного курса рубля, введения моратория на осуществление валютных операций капитального характера, повлекших за собой финансовый кризис двухлетней давности, проведенное Комиссией Совета Федерации (заключение, одобренное Советом Федерации, было опубликовано в "Парламентской газете" 23. марта 1999 г., №52), оно вполне реально. Ведь минфиновские строители "финансовой пирамиды" ГКО, проводившие политику разорения государственного бюджета через многократное искусственное завышение расходов по обслуживанию государственного долга, по-прежнему работают на тех же постах, несмотря на рекомендации Совета Федерации Президенту и правительству рассмотреть вопрос об ответственности должностных лиц, подготовивших и принявших решения от 17 августа 1998 года, а также отвечавших за политику государственных заимствований в 1995-1998 годах.

Косвенным подтверждением этой гипотезы является одно из записанных в плане первоочередных действий правительства на 2000- 2001 годы. Оказывается, правительство "намерено погашать задолженность Центральному банку Российской Федерации, переоформить часть имеющегося портфеля его ценных бумаг в рыночную ликвидную форму для последующих возможных операций на открытом рынке". Иными словами, в условиях острейшего бюджетного кризиса и неспособности государства выполнять свои обязательства перед населением и обществом из-за недостатка бюджетных средств предлагается увеличить государственные расходы на обслуживание госдолга в интересах Центрального банка. Очевидно, что наряду с усугублением бюджетного кризиса реализация этой идеи дестимулирует привлечение инвестиций в развитие производства. Причем в той мере, в которой инвесторы решат вложить свободные деньги в приобретение новых долговых обязательств, сократятся потенциальные ресурсы для кредитования производственной деятельности. В целом эти меры будут иметь депрессивные последствия в экономике, так как повлекут за собой сокращение конечного спроса вследствие соответствующего сокращения непроцентных расходов бюджета. Кроме того, эти меры будут препятствовать перетоку денег в реальный сектор экономики и провоцировать втягивание государства в сооружение новой "финансовой пирамиды".

Впрочем, авторы этого предложения не скрывают своей цели - связать свободные деньги коммерческих банков. Иначе говоря, дать банкирам еще раз подзаработать за счет бюджета. Тратить на эти цели государственные деньги Минфину и Центральному банку, очевидно, приятнее, чем создавать механизм привлечения денежных ресурсов в развитие производства, используя для этого государственные гарантии, бюджет развития и другие инструменты, предписанные законом о федеральном бюджете.

Впрочем, окончательное суждение о реальных приоритетах экономической политики правительства мы сможем вынести после утверждения им проекта федерального бюджета на будущий год. Если в нем возобладает прежняя линия на первоочередное обслуживание интересов финансовых спекулянтов при полном пренебрежении законодательно установленными обязательствами государства перед обществом, то такой бюджет лучше всего сразу отклонить. Этим Государственная Дума поможет Президенту реализовать цели, заявленные им в послании Федеральному Собранию.

К сожалению, судя по многократным высказываниям нынешнего министра финансов, главные приоритеты бюджетной политики мало связаны с обеспечением законодательно установленных государственных функций и обязательств. Министр продолжает говорить о бездефицитности и даже профицитности бюджета как главных целях бюджетной политики, о сокращении государственных расходов при безусловном обслуживании государственного долга, при этом фактически отказываясь от исполнения законодательно установленных нормативов финансирования науки, образования, социальной сферы, срывая исполнение государственных программ. Само по себе произвольное финансирование установленных законом о бюджете государственных расходов по отдельным статьям от 0% до 136% от годового задания за первое полугодие свидетельствует о неудовлетворительной финансовой дисциплине. Такое отношение Минфина к своим обязанностям делает бессмысленным все бюджетное законодательство.

В президентском послании сказано: "Надо добиваться, чтобы все мы - предприниматели, властные структуры, все граждане - глубоко прочувствовали свою ответственность перед страной. Чтобы строгое исполнение закона стало осознанной потребностью всех граждан России. Политика, построенная на основе открытых и честных отношений государства с обществом, защитит нас от повторения ошибок, явится базовым условием нового "Общественного договора".

Хочется надеяться, что эти требования распространяются и на Министерство финансов. Не могу не вспомнить, что во многом из-за нежелания или неспособности этого министерства исполнять бюджетные обязательства в социальной сфере, оборонной промышленности, политике развития науки и образования фактически превратилась в фарс предыдущая попытка заключения договора об общественном согласии в 1994 году. Игнорирование Минфином и правительством законодательно установленных нормативов социально значимых расходов, произвольное секвестирование ими бюджетных расходов ради перекачивания бюджетных денег в карманы финансовых спекулянтов на протяжении последних семи лет разрушали систему государственной власти, развращали чиновничество, делали невозможным никакое социальное партнерство.

Разве нормальной является нынешняя ситуация, при которой почти 40 процентов бюджетных расходов направляется на финансирование долговых обязательств, перерасход бюджетных ассигнований на эти цели составляет 138 млрд. руб. при недофинансировании детских пособий на 182 млн. руб.? Что можно ожидать от министра финансов и вице-премьера по макроэкономике, который всерьез думает, что главным, способом обеспечения экономического роста является сокращение государственных расходов, а основной целью бюджетной политики - поддержание бюджетного профицита?

При таком формально-безответственном подходе бюджет и дальше будет работать не на социально-экономическое развитие, обеспечение национальной безопасности и укрепление государства, а на карманы. финансовых спекулянтов, провоцируя экономическую депрессию и разложение государства.

Пришла пора решительно пересмотреть подходы к бюджетному планированию. Думается, что в свете высказанных главой государства целей работы исполнительной власти мы должны требовать от правительства неукоснительного соблюдения законодательно установленных нормативов финансирования социально значимых расходов, включая расходы на обеспечение социальных гарантий и расходы на развитие - науку, образование, стимулирование инвестиций и научно-технического прогресса. Сам бюджет должен строиться по программно-целевому принципу исходя из установленных приоритетов социально-экономической политики. А преодоление бюджетного кризиса должно вестись не путем произвольного секвестирования бюджетных расходов и демонтажа социальных гарантий, а на основе увеличения бюджетных доходов. Тем более что согласно имеющимся данным они могут быть увеличены в полтора раза за счет возвращения под государственный контроль по праву принадлежащих ему источников дохода - природной ренты, государственных монополий, включая денежную и алкогольную, прекращения нелегального вывоза капитала и доходов за рубеж.

С.ГЛАЗЬЕВ, председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству ("Парламентская газета" от 19.08.2000)


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

    магазин "Все Стулья.ру"
     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки
    магазин "Все Стулья.ру"