Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Экономика

О ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРАХ ПРАВИТЕЛЬСТВА
И ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

   Опубликованный 17 ноября с.г. в «Российской газете» документ «О мерах Правительства Российской Федерации и Центрального Банка Российской Федерации по стабилизации социально-экономического положения в стране» был одобрен Советом директоров Центрального Банка Российской Федерации (ЦБ) и Правительством Российской Федерации (Правительством).
   Документ состоит условно из двух неравнозначных частей:
   Введение, в котором дается оценка социально-экономического положения в стране как острой фазы экономического кризиса, условий ее стабилизации и выхода из кризисного состояния.
   Вторая часть описывает задачи и действия Правительства и ЦБ на краткосрочную перспективу. Здесь представлены четыре раздела (нормализация условий жизни населения, создание условий устойчивого функционирования экономики, восстановление и развитие реального сектора, укрепление российской государственности и единой системы исполнительной власти как ресурса повышения эффективности экономики), объединяющие комплекс мер по стабилизации экономики страны.
   Правительству в целом, удалось сформировать реальный инструмент противодействия негативным кризисным явлениям в экономике страны, создания предпосылок для вывода ее из опасной зоны системного кризиса. В отличие от всех предшествующих «демократических» правительств (это очень важно!), команде Е.Примакова удалось подготовить документ, обоснованно претендующий на стратегические установки по консолидации всех патриотических сил страны. Следует подчеркнуть, что им в условиях продолжающегося кризиса пока удается не только успешно контролировать обстановку в стране, но и позитивно влиять на ее дальнейшее развитие. Все это вселяет в нас уверенность в том, что в штурманской рубке корабля «Россия» наконец-то появилась профессиональная команда.
   Вместе с тем авторам документа, следовало бы быть строже в оценках обстановки. Представляется, к примеру, недостаточно корректным утверждение, что кризис отечественной экономики «вызван не только ошибками в экономической политике, которые привели к накоплению структурных диспропорций в системе воспроизводства, снижению ее эффективности, конкурентоспособности выпускаемой продукции, к масштабному росту внутреннего и внешнего долга, но и ослаблением системы государственного управления» (с. 1).
   Вряд ли можно называть «ошибками в экономической политике» многолетний построенный на обмане курс внутренней политики, расколовшей российское общество на горстку сверхбогатых граждан (не более 0,01%) и десятки миллионов людей, отброшенных за грань физического выживания. Народ обманывали при помощи ваучеризации, приватизации, стабилизации и других подобных правительственных решений. Дальнейший путь ложных посылок из властных структур нам представляется не только бесперспективным, но и опасным. Нельзя согласиться и с тем, когда в одном ряду с другими причинами кризис объясняется «ослаблением системы государственного управления» при фактическом отсутствии такового в экономике страны.
   Бесперспективность избранного внутриэкономического курса в стране была по-настоящему осознана еще в 1993 г. Вооруженную же ликвидацию оппозиции в октябре того года, «наведение конституционного порядка» в Чеченской республике в 1994—1996 гг., организацию президентских выборов 1996 г., международные государственные игры в пирамиду ГКО-ОФЗ в 1996—1998 гг. и некоторые другие властные мероприятия «ослаблением системы государственного управления» трудно объяснить. Дело в другом. Исполнительная власть в стране сознательно самоустранилась от участия в управлении реальной экономикой страны и сознательно проводила деструктивную экономическую политику, которая отнюдь не являлась слабостью власти. Разрушение экономического потенциала страны — это была ее принципиальная политическая позиция.
   Сделанные авторами документа оценки, — это попытка увести от ответственности виновников прежнего преступного курса правительства. Достаточно напомнить, что правительство Москвы от приватизации, к примеру, объектов городского хозяйства получило в два раза больше средств, чем правительство России от приватизации остальной части федеральной собственности страны.
   И еще один вопрос: разве антинародный, а точнее — антиисторический характер проводимой в стране приватизации был осознан только сегодня? Без должных объективных оценок нынешней экономической ситуации, — и меры, и задачи, и средства их решения представляются недостаточно обоснованными. Авторы, таким образом, сами дают повод для критики. Более того, можно подумать, что вновь возрождается изжившая себя практика властного обмана.
   Авторам следовало бы прямо признать, что прежний экономический курс руководства страны был в принципе неверным, так как был направлен не на создание современных рыночных отношений, не на формирование среднего слоя производителей, а на разрушение реально существовавшей в России экономики, на формирование кучки сверхбогатых предпринимателей и банкиров.
   В результате проведенных таким образом «демократических реформ» мы имеем страну с ядерным вооружением, с отсталой технологией в промышленности и сельском хозяйстве, с «челноками» в торговле, с «МММ», «Властелиной» и другими криминальными кредитно-финансовыми структурами, с эпидемией туберкулеза, с наркоманией и детской безнадзорностью, с коррупцией и нераскрываемыми заказными убийствами! Этот противоестественный гибрид — «мирного» сосуществования таких антиподов и, особенно, современного оружия массового поражения и феодального способа передела общенародной собственности значительно опасней бывшей «советской империи зла» — страшилки нынешних электронных и других СМИ.
   Нужно ли менять курс нынешней экономической политики? Конечно, надо. Но для этого нужны соответствующие оценки, из которых вытекала бы необходимость смены направленного в пещерный капитализм курса предыдущих правительств. К примеру, непродуманное и недальновидное решение Правительства и Центрального Банка России от 17 августа 1998 г. фактически явилось катализатором последовавшего затем обвала в экономике и кредитно-финансовой системе страны. Это решение Е.Примаков назвал «спазмом страха, не адекватным сложившейся в стране экономической ситуации». Совпадение в этой точке процессов девальвации рубля, неожиданного скачка цен и паралича банковской системы, резкого падения доверия кредиторов, снижения товарных ресурсов, утрата властными структурами страны политического доверия населения были усилены мировым финансовым кризисом, ставшим дополнительным детонатором этих явлений.
   Неоднократные выступления С.Кириенко в СМИ с оправданиями решения от 17 августа 1998 г. мало убедительны. Замороженные банковские счета, «тромбы» других финансовых каналов, законные иски зарубежных кредиторов, фактически раздавленный средний класс, закрытые торговые точки, стремительный рост безработицы и многое другое — в этом отношении более наглядны и доказательны.
   Острота складывающейся ситуации действительно требует немедленных и чрезвычайных действий Правительства страны и Центрального Банка, органов всех ветвей государственной власти и всего российского общества. Обвал экономики и кредитно-финансовой системы страны случился только по вине политического руководства страны. Руководители коммерческих, прежде всего, системообразующих банков и другие олигархи, похоже, сознательно подталкивали страну к кризису. Однако они все же находятся на втором после Правительства месте. И тем не менее нельзя не согласиться с тем, что «в целях снижения остроты нынешней кризисной ситуации, предотвращения дальнейшего спада производства, стабилизации и постепенного повышения потребительского спроса требуются немедленные и чрезвычайные действия Правительства Российской Федерации и Центрального Банка Российской Федерации, всех ветвей государственной власти, органов местного самоуправления при поддержке всего российского общества» (с. 5—6). Это предполагает, в свою очередь, высокую ответственность и консолидацию власти и общества, всех политических сил, социальных слоев и групп. На развязку этой сложнейшей ситуации в целом направлена подготовленная Правительством система мер, которую, тем не менее, следовало бы назвать Программой.
   В качестве своей первоочередной задачи стабилизации обстановки Правительство РФ считает «обеспечение выхода страны из острого экономического кризиса» (с. 6). Для решения последующих стоящих перед страной задач потребуется следующий этап, в процессе которого будет реализован дополнительный комплекс мероприятий, направленных на нормализацию хозяйственного оборота путем обеспечения его необходимыми денежными средствами и организационно-правовыми мерами. Основными задачами будущего этапа, как считают авторы документа, станут совершенствование платежного баланса страны, накопление валютных резервов, санация предприятий и организаций, формирование более жизнеспособных рыночных структур. На этой основе необходимо будет добиться решительного снижения неоправданных издержек в процессе движения товаров от их производителей к конечным потребителям.
   Важнейшим рычагом оздоровления экономики авторы документа считают «повышение организующей роли государства в обеспечении эффективности производства» (с. 6) в промышленности и сельском хозяйстве. Определяющим условием оздоровления кризисной экономики является рост эффективности производства при помощи объединения «проблемных» предприятий в крупные корпорации. Без кардинального повышения организующей роли государства в этом деле не обойтись. Такие корпорации должны будут взять на себя консолидированную ответственность по налоговым платежам, гарантиям взаиморасчета между предприятиями и организациями, своевременному погашению кредитов, поддержанию необходимого уровня ликвидности и инфраструктуры социального спектра. Именно мощные производственные корпорации и крупные банки скорее всего станут деловыми партнерами Правительства в решении всего сложнейшего комплекса задач преодоления кризисных явлений, организации роста и дальнейшего развития экономики.
   Государство, кроме того, совместно с органами местного самоуправления окажет наконец всемерную поддержку малому и среднему предпринимательству. Практика решения текущих социальных и экономических проблем на местах будет осуществляться в рамках согласованной политики государственных органов власти и органов местного самоуправления в основном через создаваемые совместно целевые программы развития. Наиболее приоритетными из них, как считают авторы документа, являются: «наращивание производства в отраслях с быстрым оборотом капитала и высокой бюджетной эффективностью, обеспечивающих товарное наполнение потребительского рынка; поддержка наукоемких отраслей и высоких технологий, отраслей с высокой степенью обработки, в том числе на базе развития кооперативных связей с иностранными компаниями; производство конкурентоспособной машиностроительной продукции как основы технической реконструкции экономики; сохранение и увеличение занятости населения» (с. 7).
   Таким образом, Правительство страны выступает за усиление роли государства в процессе формирования и развития рыночных отношений вопреки всему предшествующему внутриполитическому курсу руководства страны. Это принципиальное решение огромной политической важности.
   Только при использовании властными структурами оптимальных для условий нашей страны государственных методов регулирования может быть наведен должный хозяйственный порядок в экономике страны.
   Проблемы «формирования и соблюдения реального бюджета, усиления основ контрактного права, защиты прав собственности, проведения приватизации на цивилизованной основе с ориентацией на экономическую и социальную эффективность, усиления контроля за управлением и результатами использования государственной собственности, своевременной и в полном объеме уплаты налоговых платежей, вытеснения теневого оборота» (с. 8), борьбы с организованной преступностью, заказными убийствами, наркобизнесом и другими особо опасными уголовными преступлениями без авторитетной государственной власти не разрешить. При решении задач вывода страны из кризиса государство будет опираться на соответствующую законодательную и нормативную базу, систему контроля, будет применять административные запреты и ограничения.
   Укрепление государственности — это важнейшая системообразующая задача и только при ее решении организуются все другие меры по выведению страны из кризиса. Более эффективного инструмента воздействия на обстановку у Правительства сегодня пока нет. Цивилизованный рынок без регулирующей роли государства не может существовать и развиваться. Примеры действий таких государственников, как Ф.Д.Рузвельт в США и Л.Эрхард в ФРГ более притягательны в сравнении с действиями Гайдара и Черномырдина. Проблема же заключается в том, что сегодня в России пока еще нет надежной государственной власти, а есть лишь ее внешняя и подчас весьма неприглядная видимость. В этой связи актуальность укрепления российской государственности возрастает многократно.
   Представленная взаимосвязанная система задач выражает принципиально новый подход Правительства к дальнейшему развитию российской государственности на принципах экономической целесообразности, социальной справедливости и устойчивого развития общества. Преодоление острой фазы кризиса и стабилизация социально-экономической ситуации в стране в сложившихся условиях являются главной и первоочередной задачей.
   1. В первом разделе документа — «Нормализация условий жизни населения» сосредоточены меры, имеющие четко выраженную социальную направленность поддержки населения страны. Перечислим то, что на уровне Правительства уже сделано. В интересах сохранения уровня жизнеобеспечения населения страны осуществляется создание запасов и организация поставок в кризисные районы жизненно необходимых товаров, топлива, отдельных видов продовольствия, медикаментов. Отменена 3%-ная дополнительная таможенная пошлина на импорт социально значимых импортных товаров в интересах бесперебойного прохождения их через таможенную границу. Временно снижены таможенные пошлины на импорт отдельных видов жизненно необходимых товаров (продовольствие и медикаменты). На 50% временно снижен железнодорожный тариф на перевозки ограниченной номенклатуры жизненно необходимых товаров.
   Приняты, кроме того, решения о реструктуризации до 2005 г. долга перед бюджетом ряда предприятий АПК; о переносе срока возврата целевых бюджетных ссуд предприятий ТЭК; о выделении средств на компенсацию тарифов на электроэнергию администрациям субъектов Дальневосточного региона; о погашении задолженности субъектам Федерации, пострадавшим от засухи. В интересах поддержания доходов населения, с 1 октября 1998 г. обеспечивается текущая выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, работникам правоохранительных органов, а также пенсий и стипендий в полном объеме.
   Как видно, команда Е.Примакова занималась не только подготовкой данной системы мер, но и практическими делами, нацеленными на стабилизацию обстановки, снижение социальной напряженности в стране.
   Минфину совместно с Минтруда и социального развития в связи с ростом цен предложено разработать правовой механизм и подготовить соответствующие нормативные акты по выплате компенсации наименее обеспеченным группам населения. В интересах дальнейшего совершенствования системы социальных льгот и выплат малообеспеченным группам населения в течение первой половины 1999 г. будет сформирована соответствующая законодательная база, включающая общие принципы, критерии и условия предоставления целевых социальных выплат, а также «разграничение источников финансирования и адресности стипендиального обеспечения студентов» (с. 12).
   Даны указания правоохранительным органам об ужесточении ответственности должностных лиц и собственников предприятий за несвоевременную выплату заработной платы, другие нарушения трудовых соглашений и коллективных договоров. Минтруда и Минюсту поручено подготовить к концу 1998 г. соответствующие нормативные акты.
   Правительство до конца 1998 г. представит в Госдуму пакет социальных законов, во-первых, обеспечивающих отказ от использования минимального размера оплаты труда в качестве нормативной базы при установлении размера любых платежей (очень нужное мероприятие!) и создающих возможность индексации минимальной заработной платы, пенсий и социальных пособий на основе объективно складывающегося прожиточного минимума; во-вторых, обеспечивающих перенос части выплат в государственные внебюджетные фонды с работодателя на работника за счет увеличения размера начисляемой заработной платы.
   В целях смягчения для населения последствий финансового кризиса Правительство совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления примет меры, исключающие необоснованный рост цен и тарифов на продукцию и услуги некоторых монополий, для чего создается соответствующий правовой механизм установления размера предельных тарифов и цен. Усовершенствуется адресность действующей системы льгот по обеспечению медикаментами малоимущих граждан. Будет изменен порядок формирования цен на жизненно необходимые лекарственные средства, перечень которых установит Минздрав. Антимонопольное регулирование в сфере оптовой и розничной торговли станет более эффективным и жестким.
   В целях расширения занятости и сдерживания роста безработицы будет стимулироваться дальнейшее развитие малого и среднего предпринимательства, расширится привлечение трудоспособного населения для участия в программе развития национальной транспортной системы, прежде всего, строительства современных дорог, будет проводиться переподготовка и обучение безработных граждан и освобождающихся работников.
   С целью совершенствования правоотношений в жилищно-коммунальной сфере дальнейшее изменение платежей за жилье и коммунальные услуги предполагается увязать с мерами по социальной защите малоимущих граждан, реальным их уровнем доходов и мерами, направленными на снижение издержек в сфере жилищно-коммунальных услуг.
   Правительство планирует принять меры по недопущению установления тарифов и арендных ставок в иностранной валюте и условных единицах.
   Для внесения на рассмотрение Госдумы готовится проект нового Трудового кодекса РФ.
Дальнейшее совершенствование функционирования социальной инфраструктуры Правительство рассматривает как один из важнейших элементов обеспечения жизнедеятельности населения. Уже принято постановление, отменяющее ограничения на внебюджетную деятельность и способствующее эффективной работе учреждений образования, науки, здравоохранения, культуры. Предусматриваются меры по обеспечению должного качества образования, расширению его доступности, а также увеличению общедоступности услуг в сфере культуры, поддержки особо ценных объектов культурного наследия народов нашей страны. В целях расширения возможностей населения по получению образования разрабатывается правовой механизм предоставления адресного образовательного кредита. Практически в этом разделе представлен отчет Правительства Е.Примакова о том, что ему удалось уже сделать за тот краткий отрезок времени, пока оно находится у власти.       Многообразие и всесторонность социально ориентированных мероприятий, предусмотренных в первом разделе документа, представляется весьма дорогостоящим блоком. Однако в документе как здесь, так и в дальнейшем не указываются конкретные источники финансирования этих действительно необходимых мер. Без практической проработки схем мобилизации источников финансирования предлагаемых мероприятий документ превращается в систему бесполезных лозунгов.
   2. Второй раздел программы «Создание условий устойчивого функционирования экономики» по своему содержанию, направленности и составу практических мер занимает едва ли не центральное место в документе. В нем представлены четыре подраздела (стабилизация денежной системы и курса рубля, реструктуризация банковской системы, реструктуризация государственного долга и совершенствование бюджетного процесса). По его назначению, роли и месту в системе мер, используя медицинскую терминологию, можно было бы отнести к «лечению и профилактике сердечно-сосудистой системы» экономики России. Достижение стабилизации обстановки, как считает Правительство Российской Федерации, — это необходимое условие для перехода к социально ориентированному росту рыночной экономики.
   В подразделе «Стабилизация денежной системы и курс рубля» отмечается, что на 1999 г. основная задача Правительства — это удержать инфляцию на уровне не более 30%, что сохранит уровень реальных доходов населения и обеспечит государству выполнение взятых на себя обязательств. В интересах смягчения проблемы платежного баланса устанавливается новый порядок формирования курса рубля к иностранным валютам. Его динамику «будет определять денежно-кредитная политика, строго обеспечивающая соблюдение установленных ориентиров роста денежного предложения» (с. 15). В ближайшее время, как считают авторы документа, критерием реализации денежно-кредитной политики станет уровень официальных золотовалютных резервов, в целях увеличения которых намечен комплекс мероприятий. В частности, норматив обязательной продажи иностранной валюты, полученной по экспортным контрактам, увеличивается до 75%. В сторону сокращения пересматриваются сроки репатриации валютной выручки с дифференциацией по группам товаров. Для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней расширяется закупка золота и драгоценных камней.
   До 1 декабря 1998 г. ЦБ подготовит и представит на рассмотрение в Госдуму основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 1999 г. Ведется работа над совершенствованием системы правовых механизмов, гарантирующих своевременную репатриацию выручки по экспортным сделкам, а также получение товаров (работ, услуг) по импортным сделкам, эквивалентным сумме валюты, переведенной из Российской Федерации за границу в качестве аванса.
   В подразделе «Реструктуризация банковской системы» устанавливается, что преодоление негативных процессов в экономике в значительной степени будет определяться мерами преодоления системного банковского кризиса.
   Поскольку в ближайшей перспективе единственным масштабным ресурсом кредитования промышленности и сельского хозяйства остаются сбережения граждан, на втором этапе необходимо восстановить доверие населения к российской банковской системе и стимулировать его склонность к сбережению.
   Даже сейчас в нашей разоренной стране сбережения населения составляют около 12% ВВП. Однако эти ресурсы для инвестиций в реальный сектор экономики страны пока недоступны. На их пути всего-навсего один барьер — население не верит своей государственной власти. Меру этого неверия можно выразить даже в деньгах. В 1992 г. в Сбербанке России хранились вклады населения страны на сумму примерно в 500 млрд. руб. или около 100 млрд. долл. США по тогдашнему рыночному курсу. Правительство России внесудебным решением фактически конфисковало все сбережения своего народа. Сбербанк возвращает этот долг только престарелым гражданам и в весьма ограниченном количестве. В 1993—1995 гг. мошенники типа «МММ», «Чары», «Тибета», «Властелины», сыграв на недоверии народа к государственным кредитно-финансовым структурам, опять-таки при попустительстве Правительства, вновь ограбили свой народ на многие десятки млрд. руб. В 1996 г., тем не менее, у населения вновь накопилось вкладов около 60 трлн. неденоминированных руб., а валюты на «черный день» в том же году наши граждане приобрели на 254 трлн. руб., или более чем в четыре раза. Только за 1995—1996 гг. «долларовая заначка» у населения возросла на 25 млрд. долл. А всего, по данным ЦБ, на руках у населения страны сегодня находится до 40 млрд. долл. По своей сути россияне превратились в одного из крупнейших держателей американской валюты. В этой связи российская проблема дедолларизации денежного обращения затрагивает финансовые интересы США и решать ее нужно крайне осторожно.
   В коммерческих банках на 1 сентября с.г. вклады населения страны составляли примерно 80—85 млрд. руб. Большая часть этих вкладов по решению Правительства сегодня вновь переведена в Сбербанк России. Поэтому важнейшей проблемой является восстановление доверия к банковской системе и привлечение на этой основе сбережений населения. Правительству нужно изыскать какой-то новый привлекательный способ вовлечения средств рядового населения в экономику страны, включая возможность выпуска «золотых червонцев».
   В этой связи и с учетом необходимости сохранения сети кредитных организаций, обеспечивающих предоставление базовых банковских услуг ЦБ РФ обязан «в ноябре 1998 г. доработать и принять программу неотложных мер по реструктуризации банковской системы Российской Федерации» (с. 17), что обеспечит продолжение ее работы.
   Затраты на реструктуризацию данной группы банков и источники их покрытия будут определены совместно с Правительством. Стабилизационные кредиты банкам будут представляться лишь «при наличии у них реальных программ восстановления нормальной банковской деятельности» (с. 18). Одновременно будет совершенствоваться контроль за деятельностью банков, не испытывающих финансовые трудности.
   Одновременно предлагается подготовить и внести на рассмотрение Госдумы проект федерального закона об Агентстве по реструктуризации кредитных организаций, в котором предусмотреть правовой механизм отстранения от управления кредитными организациями собственников, виновных в том, что эти организации стали неплатежеспособными.
   В интересах поддержки малого и среднего бизнеса решено до 2001 г. не применять принудительные меры воздействия в отношении банков, с капиталом ниже 1 млн. ЭКЮ, а также небанковских кредитных организаций, размер капитала которых ниже 100 тыс. ЭКЮ.
   До конца 1998 г. будут определены основные направления деятельности Сберегательного банка РФ. В подразделе «Реструктуризация государственного долга» намечено продолжить пересмотр всех нормативных правовых актов, имеющих отношение к заявлению Правительства Российской Федерации и ЦБ РФ о дефолте от 17 августа 1998 г.
   Готовится постановление Правительства об основных принципах дальнейшего функционирования рынка ценных бумаг и о реструктуризации задолженности по таким бумагам со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. Приобретенные физическими лицами ГКО-ОФЗ будут погашаться на дату наступления погашения денежными средствами. Вторичные торги ценными бумагами возобновляются после 31 декабря 1999 г. Принадлежащие ЦБ государственные ценные бумаги со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. будут переоформлены в номинированные в рублях ценные бумаги со сроками погашения с 2013 по 2018 г. и с выплатой купонного дохода в размере 5% годовых. Весьма неплохой доход для ЦБ, если иметь в виду что в его собственности находится примерно 70% выпущенных ранее ценных бумаг.
   Намечены также и другие конкретные меры практической реструктуризации банковской системы России. В частности, Минфину и ЦБ РФ поручается координация решения задач по наведению порядка и проведению инвентаризации внешних и внутренних заимствований, результатов их использования получателями кредитов. Центральному Банку Российской Федерации поручено определить перечень банков-дилеров, которые будут осуществлять погашение государственных ценных бумаг.
   В целом все меры, предусмотренные в этом подразделе носят рациональный и полезный характер. При этом особое значение приобретают безотлагательные действия, направленные на формирование жизнеспособных банковских институтов, эффективно и устойчиво функционирующих в современной «рыночной» экономике и обеспечивающих кредитование ее реального сектора.
   В подразделе «Совершенствование бюджетного процесса» представлены меры повышения эффективности бюджетной политики. Бюджет в системе государственных инструментов по своей значимости занимает решающую роль, которая в свою очередь определяет значимость бюджетного процесса и собственно бюджетной политики. Этим объясняется ежегодное рассмотрение и принятие Госдумой Закона о годовом бюджете.
   В документе устанавливается, что устойчивая экономика и социальная стабильность строятся на постоянном росте объемов дохода федерального бюджета при неукоснительном сокращении неоправданных бюджетных расходов. В этой связи основной задачей Правительства является расширение налоговой базы федерального бюджета в хозяйственном обороте и снижение уровня задолженности доходной части бюджета.
   В этих целях в ноябре 1998 г. в Госдуму будут представлены проект федерального закона о первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики, пакет налоговых законопроектов, в которых намечается «изменение ставок и порядка взимания акцизов, налога на добавленную стоимость, подоходного налога, налога на прибыль и других налогов» (с. 21). Одновременно предусматривается комплекс мер, по адаптации налоговой и денежно-кредитной политики к изменившимся условиям.
   Министерству государственного имущества РФ предложено «кардинально изменить существующее положение, при котором в доходную часть федерального бюджета практически не отчисляются дивиденды, адекватные доле государственного участия в собственности организаций, а также арендная плата и доходы от услуг, связанных с выполнением государственных функций» (там же). Было бы весьма интересно узнать, а куда конкретно до этого момента отчислялись эти весьма и весьма большие дивиденды, на которые, видимо, можно было бы достойно содержать не только науку, культуру и здравоохранение страны.
   В IV кв. 1998 г. Правительство не допустит сокращения объемов текущих поступлений налоговых платежей в федеральный бюджет. Выплаты же заработной платы, денежного довольствия военнослужащим и работникам правоохранительной системы, пенсий, стипендий и других социальных выплат, а также погашения части задолженности по ним будет исполняться с применением механизма целевого финансирования.
   Среди других мер данного подраздела представляет интерес предложение рассмотреть «вопрос об объемах и механизме финансирования аппаратов государственных внебюджетных фондов с целью сокращения расходов на их содержание и использования сэкономленных сумм для решения функциональных задач фондов» (с. 22). К этой мере следовало бы добавить и вопрос о рассмотрении механизма финансирования аппаратов ЦБ РФ и других государственных кредитных учреждений. Эта несколько запоздавшая мера могла бы существенно снизить фонд зарплаты высших чиновников ЦБ, «зарабатывающих» в месяц до 20 и более тыс. долл. США.
   При ознакомлении с Программой постоянно ловишь себя на мысли о том, что прежние наши правительства почему-то работали буквально «вслепую». Вспомним, что уже более двух лет в здании Правительства не могут обнаружить владельца полмиллиона долларов, которые пытался вынести в коробке из-под ксерокса известный «общественный деятель» господин Лисовский. Неужели нужно было прийти к руководству Правительством Е.Примакову, чтобы в повестку дня поставить вопрос о необходимости создать единую систему «мониторинга и управления государственным долгом, включая внешние займы субъектов Российской Федерации» (с. 23). Как можно было работать, не имея инструмента мониторинга финансовой обстановки в масштабах страны и за рубежом, когда этой проблемой постоянно занимается любой мало-мальски серьезный банк.
   На наш взгляд, второй раздел Программы достаточно насыщен нужными и полезными мероприятиями, подтверждающими высокий профессиональный уровень его авторов, их заинтересованность в подготовке действенного инструмента для выведения страны из экономического кризиса.
   3. В третьем разделе «Восстановление и развитие реального сектора» представлены пять подразделов, которые в своей совокупности нацелены на восстановление работы реального сектора экономики страны.
   В первом подразделе «Совершенствование налоговой системы» сосредоточены меры, нацеленные на «расшивку» негативных последствий действующей системы налогообложения, обременяющей промышленный потенциал страны. Большинство включенных в подраздел мероприятий связаны с проблемами уменьшения или совершенствования налогообложения по конкретным налогам. Например, «снизить действующую предельную ставку налога на прибыль с 35 до 30%, в том числе, на прибыль, зачисляемую в федеральный бюджет, — с 13 до 11%, в бюджеты субъектов Российской Федерации — с 22 до 19%» (с. 24), «обеспечить перерасчет задолженности по уплате пеней и штрафов, начисленных по обязательным платежам в федеральный бюджет и в государственные внебюджетные фонды на 1 октября 1998 г., имея в виду их сокращение в 7 раз» (с.25), с 1 января 1999 г. ввести «новую, социально ориентированную шкалу подоходного налогообложения физических лиц с зачислением части налога в федеральный бюджет по фиксированной ставке в размере 3% и в бюджеты субъектов Российской Федерации — по прогрессивной шкале» (там же), установить предельную ставку «налогообложения имущества физических лиц в размере 0,5% зарегистрированной стоимости имущества с одновременным введением душевого необлагаемого минимума» (с. 26).
   Упомянутые и другие аналогичные меры, как нам представляется, вносят кардинальные изменения в фискальную политику Правительства и безусловно окажут на экономику страну позитивное влияние.
   Ряд положений подраздела вносят серьезные коррективы в законодательные принципы налогообложения. К примеру, авторы предлагают пересмотреть существующие налоговые льготы, не имеющие социальной направленности и не связанные с научной и инновационной деятельностью. Рекомендуется пересмотреть состав льгот и налогооблагаемой базы по всему перечню действующих налогов, а также сократить перечень льгот по уплате таможенных платежей, за исключением предусмотренных международными договорами. Для привлечения инвестиций и других ресурсов в науку, образование, здравоохранение и культуру шире использовать механизмы налогового и таможенного стимулирования, вывести из-под налогообложения прибыль, инвестируемую на развитие производства, его модернизацию и внедрение новой техники. В целях снижения себестоимости, повышения конкурентоспособности товаров и услуг отечественного производства, предлагается установить порядок начисления амортизационных отчислений на основе фактически понесенных затрат с учетом индекса инфляции. Для этого предполагается «активизировать работу в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации по рассмотрению и принятию до конца текущего года пакета федеральных законов, регулирующих режим уплаты конкретных налогов. Рассматривать при этом общую часть Налогового кодекса Российской Федерации и настоящий документ в качестве основы для устранения недостатков, существующих в налоговой системе, снижения общего налогового бремени на реальных товаропроизводителей и создания необходимых налоговых условий для начала экономического роста» (с.23).
   Среди других мер в деле совершенствования системы налогообложения обращает на себя внимание предложение «создать единый государственный реестр налогоплательщиков» (с. 26) с обязательным включением присвоенного ИНН во все документы финансово-хозяйственной деятельности, что обеспечит автоматизированный учет всех налогоплательщиков — юридических и физических лиц. Предлагается также «разработать и реализовать комплекс мер по ужесточению налогового администрирования, включая внесение необходимых изменений в уголовное и гражданское законодательство, законодательство о банках и другие отрасли законодательства» (с. 24).
   Анализ мер по совершенствованию системы налогообложения свидетельствует о существенном повороте налоговой политики Правительства к расширению сферы производительной деятельности налогоплательщика с целью совершенствования практики налогообложения, развития реальной налогооблагаемой базы и упрощения самой этой системы. В целом эти меры безусловно будут способствовать улучшению системы налогообложения, изменению психологии налогоплательщика, когда ему становится выгоднее платить налоги по сравнению с уходом от налогообложения.
   Вместе с тем разработчики документа упустили из виду, как нам представляется, весьма существенную налоговую проблему. В системе мер не упоминается о механизме важнейшего доходообразующего элемента — налога на добавленную стоимость (НДС). НДС — это своего рода скрытая в реальном секторе экономики мина замедленного действия. Данный налог неявно стимулирует спекулятивное посредничество, которое паразитирует как на производителе, так и на конечном потребителе товаров. Чем больше посредников, тем вроде бы даже выше общая сумма платежей НДС.
   В действительности, наряду с видимостью роста налогооблагаемой базы посредничества, НДС обеспечивает «крышу» для «отмывания грязных» денег криминальному бизнесу и «теневой» экономике. Для наглядности разрушительного действия правового механизма НДС на реальный сектор экономики рассмотрим его модель — таблицу, где по строкам размещены стадии экономического процесса, на которых в условных единицах происходит прирост добавленной стоимости, а по графам структура цены товара. При этом сделаны допущения о равных для всех налогоплательщиков условиях функционирования их бизнеса.
   Как видно, при одинаковых трудовых затратах и нормы прибыли все налогоплательщики имеют доход по 40 у. е. Общая же сумма дохода за пять стадий «производства» составила 200 у. е. Одновременно цена товара для конечного потребителя (стр. 5 гр. 7) превысила цену исходного товара (1 стр. 2-ой гр.) более чем в 8(!) раз, себестоимость товара возросла более чем в 5 раз. А платежи НДС уже на второй стадии почти в полтора раза превысили доход налогоплательщика. Общая же сумма платежей НДС составила 437,4 у. е. (сумма строк гр. 6) и, таким образом, более чем в два раза превысила размер полученного всеми налогоплательщиками дохода. Думается, что Правительству следовало бы определиться в полезности сохранения п. 3, ст. 4 Закона «О налоге на добавленную стоимость» (в редакции 1991 г.) для реального сектора экономики.
   Одобряя новый подход Правительства к российской фискальной системе, вновь и вновь задаешься безответным вопросом: а кому было выгодно сохранять действующую систему налогообложения? Неужели вредоносный характер нынешней налоговой политики не был известен прежнему Правительству?
   В подразделе «Обеспечение нормального функционирования рынка» сосредоточены меры по «расшивке» взаимных неплатежей и задолженностей между предприятиями и бюджетом, другими субъектами предпринимательской, иной коммерческой и некоммерческой деятельности.
   Общеизвестно, что денежная масса в нашем обороте искусственно и неоправданно ужата до 10 и менее процентов. Реальный сектор нашей экономики таким образом был умышленно лишен оборотных средств. Этим прежде всего объясняются все налоговые и иные неплатежи предприятий и организаций. Отношение денежной массы к сумме товарных цен в денежном обращении развитых стран составляет от 70 до 90%. Это считается достаточным для нормального ведения хозяйства. В 1991 г. по этому показателю Россия находилась на уровне Европы (60%), а к 1995 г. в результате борьбы с инфляцией этот показатель «монетаристами» был снижен до 12—15%.
   В программе предлагается осуществить инвентаризацию всей взаимной просроченной задолженности. С учетом полученных результатов планируется провести многостороннее фиксирование задолженности предприятий и организаций, а затем поэтапное погашение взаимных неплатежей «на основании отраслевого, регионального, а затем и межотраслевого и межрегионального урегулирования» (с. 27) финансовых отношений и списания взаимно погашенной задолженности.
   При условии своевременного осуществления текущих платежей предусматривается реструктуризация консолидированной просроченной задолженности предприятий в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. В случаях уклонения предприятий от осуществления реструктуризации задолженности или от выполнения условий такой реструктуризации, погашение долгов предлагается производить либо путем переоформления прав собственности должников в пользу кредиторов, либо другими предусмотренными законодательством способами. Если же предприятие не будет продано на аукционе, будут приниматься решения о его банкротстве, санации или о возвращении контрольного пакета акций в государственную собственность с последующей передачей предприятия в доверительное управление или проведения повторной приватизации. Одновременно предлагается разработать меры по развитию рынка долговых обязательств предприятий под контролем государства.
   В целях государственной поддержки производителей валютообеспечивающей и импортзамещающей промышленной и сельскохозяйственной продукции предлагается оказывать им конкретную помощь, в том числе через предоставление товарных кредитов в счет погашения долгов федеральному бюджету.
   Особое внимание будет уделяться поддержке малого и среднего предпринимательства прежде всего в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства. «С этой целью будет унифицирована и упрощена процедура регистрации малых предприятий с одновременным повышением ответственности предпринимателей за результаты их деятельности, в том числе по оплате труда наемных работников» (с. 28). Будет подготовлена и реализована программа пресечения злоупотреблений монопольным положением, поддержки формирования и развития цивилизованной конкурентной среды в сфере производства и обращения.
   В целях наращивания объема инвестиционных средств Правительство Российской Федерации будет принимать меры по привлечению денег, находящихся на руках у населения или на счетах в зарубежных банках, в том числе за счет создания и развития коллективных форм инвестирования и защиты инвестиций малых предприятий, механизма ипотечного кредитования строительства жилья» (с. 28). Одновременно будет оказана поддержка развитию страхового дела по вовлечению сбережений населения в инвестиционный процесс. Будет «наведен порядок и усилен контроль со стороны государства за страховыми компаниями, осуществляющими работу по обязательным видам страхования и видам страхования, имеющим высокую социальную значимость, в том числе в области здравоохранения и образования, а также за страховыми компаниями с участием государства» (с. 28—29).
   За скромным списком (всего 8 мероприятий), предлагаемых в этом подразделе мер, усматривается необъятная масса практических действий по восстановлению нормального функционирования промышленности, сельского хозяйства, рынка, их инфраструктуры. Работы хватит не на один год.
   В подразделе «Меры внешнеэкономической политики» предусматривается блок мероприятий, обеспечивающих практическое повышение роли государства в выработке и реализации внешнеэкономической политики страны. В документе делается упор на то, чтобы обеспечить широкую реализацию Федерального закона «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» в части, прежде всего, нетарифных ограничений, процедур расследования и «применения специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер» (с. 30) при проведении внешнеторговых операций.
   Особо подчеркивается необходимость при вступлении в ВТО добиваться полного использования предоставляемых его правилами возможностей, включая квоты и повышенные (до 100%) пошлины на наносящий ущерб интересам отечественных производителей импорт, жесткие нормы качества ввозимой продукции, получение аналогичных существующим для США и Европейского Сообщества исключений из правил ВТО/ГАТТ для регулирования оборота продукции агропромышленного комплекса.
   На наш взгляд, в этих установках усматривается позиция Правительства — реального субъекта державника-россиянина. Другие меры тоже направлены на реальную поддержку российских экспортеров, установление деловых отношений с зарубежными партнерами, хотя подчас и носят частный характер.
   В подразделе «Привлечение прямых иностранных инвестиций» предлагается во взаимодействии с Государственной Думой в кратчайшие сроки принять основополагающие законы в интересах привлечения прямых иностранных инвестиций в реальный сектор экономики. В частности, принять федеральные законы «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «О перечне отраслей, производств, видов деятельности и территорий, на которых запрещается или ограничивается деятельность иностранных инвесторов» (с. 31). Этими и другими законодательными актами будет определено, что отечественные и иностранные инвесторы имеют равные права и обязанности.
   Кроме того, Правительство «утвердит положение о порядке заключения и реализации инвестиционных соглашений с российскими и иностранными инвесторами и представит в Государственную Думу законопроект о внесении дополнения в раздел II Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» (с. 32) в интересах привлечения крупномасштабных инвестиций в реальный сектор экономики России.
   Будут упрощены порядок осуществления иностранцами инвестиционных проектов, процедура их согласований, лицензирования и выдачи технических условий на реализацию таких проектов. Расширится сфера деятельности Консультационного совета по вопросам привлечения прямых инвестиций и другим важным вопросам экономического сотрудничества с крупнейшими зарубежными корпорациями, правительствами соответствующих стран.
   Думается, что для решения неординарных проблем внешнеэкономического сотрудничества в сфере привлечения в страну крупных и долгосрочных инвестиций действительно необходимы структуры, наделенные соответствующими правами и несущие государственную ответственность за принятие своих решений, в том числе на основе консультаций Правительства РФ с правительствами и крупнейшими корпорациями зарубежных стран.
   Хотя и с запозданием, но ставится проблема проведения переговоров «с правительствами промышленно развитых стран и крупнейшими прямыми инвесторами (в лице ведущих национальных и транснациональных корпораций) о создании на многосторонней или двусторонней основе международного фонда (фондов) поддержки инвестиций в Россию» (с. 33). Это надо было сделать «еще вчера», по крайней мере, задолго до развернувшегося в России системного кризиса, ставящего Россию в положение нищенки-попрошайки. Проблемы привлечения прямых иностранных инвестиций сегодня чрезвычайно сложны и трудно решаемы. Тем не менее наиболее дальновидные зарубежные инвесторы безусловно воспользуются новыми возможностями российского рынка.
   В подразделе «Повышение эффективности управления государственным имуществом», по своей сути, предлагается конкретный подход и практические меры по повороту государственной власти в сторону ответственного выполнения обязанностей управления государственной собственностью страны. В частности, наконец-то предлагается, чтобы процесс приватизации осуществлялся, как правило, не в фискальных целях или в интересах отдельных граждан (групп лиц), а был бы «нацелен на повышение эффективности экономики, привлечение прямых инвестиций в реальный сектор, расширение налогооблагаемой базы, сохранение и создание дополнительных рабочих мест» (с. 33—34). Будет усилен государственный контроль за процессом приватизации на всех ее этапах — от подготовки государственного имущества к приватизации до проверки хода выполнения обязательств, взятых на себя частным собственником.
   Мингосимущества и Минэкономики РФ, Фонду федерального имущества предложено «провести инвентаризацию федеральной собственности и создать ее полный реестр... в том числе земельные участки и объекты, не завершенные строительством, а также собственность за рубежом» (с. 34). Одновременно предлагается разграничить между Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления права собственности на объекты недвижимости, включая земельные участки. При этом опять возникает закономерный вопрос — почему же до настоящего времени в стране не был создан предлагаемый ныне реестр, и кому конкретно это было выгодно?
   Предлагается также создать систему доверительного управления государственными пакетами акций и иной государственной собственностью. В рамках этой системы планируется организовать «проверку эффективности управления всеми государственными унитарными предприятиями, пакетами акций, находящимися в федеральной собственности, федеральной недвижимостью, включая объекты, не завершенные строительством, а также собственностью, находящейся за рубежом» (с. 34). При выявлении неэффективно управляемых объектов, такие имущество и предприятия передавать в доверительное управление. В случаях нарушения нормативно закрепленных критических параметров эффективности использования, договор о доверительном управлении теряет силу.
   В качестве отдельного пункта данного подраздела прописывается один из наиболее острых и ответственных вопросов — проблема зарубежной собственности России. В частности, предлагается осуществить юридическое подтверждение прав собственности РФ на находящиеся за рубежом объекты собственности. В целях повышения эффективности ее использования намечается организовать постоянный мониторинг состава и состояния российской зарубежной собственности. Кроме того, ставится своего рода оперативно-розыскная, но экономически весьма весомая задача — «выявить и доказать права собственности РФ на имущество бывших СССР и Российской империи» (с. 35) за рубежом.
   Кроме того, предлагается пересмотреть в сторону сокращения и отмены льгот в части получения арендной платы за пользование недвижимостью, находящейся в федеральной собственности, и использования дивидендов по акциям, принадлежащим государству.
   4. Четвертый раздел «Укрепление российской государственности и единой системы исполнительной власти как ресурса повышения эффективности экономики» в опубликованном документе представлен всего тремя пунктами:
  1. уточнить расходные полномочия федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующей оптимизацией распределения между ними источников доходов;
  2. активизировать процесс передачи полномочий оперативно-исполнительского характера по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов от федеральных органов исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  3. привести в соответствие законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и ее субъектов в части разграничения полномочий и ответственности по управлению государственной собственностью, природопользованию и охране окружающей среды, развитию экономики и социальной сферы, осуществлению внешнеэкономической и инвестиционной деятельности и др.» (с. 33—37).
   Понятно, что все упомянутые выше меры предполагают необходимость принятия Правительством РФ важнейших решений в интересах реализации экономической политики по выводу страны из кризиса. Политики, согласованной с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, профсоюзами и объединениями товаропроизводителей, с российским народом. В этой связи все договоры и соглашения, заключенные Российской Федерации с субъектами Российской Федерации необходимо привести в соответствие с федеральным законодательством Российской Федерации.
   Как уже говорилось, данный раздел нам представляется основным системообразующим блоком, сердцевиной всего документа. Поэтому столь куцый подход к проблеме укрепления российской государственности и единой системы исполнительной власти как ресурса повышения эффективности экономики читателю непонятен, вызывает множество недоуменных вопросов. Вопросы возникают еще и в связи с тем, что в опубликованной в «Коммерсанте» одной из версий настоящего документа («Коммерсант» от 27 октября 1998 г.) этот раздел вместе с заключительной его частью представлялся весьма значимым и главное нужным в практическом отношении материалом.
   Учитывая, что в условиях продолжающегося развития кризисных явлений в экономике страны сохраняется социальная напряженность, создающая угрозу разрушения единого экономического пространства и денежного обращения, необходимость укрепления российской государственности существенно возрастает. В этом отношении весьма показателен пример с Калмыкией. В соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством совершенно необходимо было бы в системе стабилизационных мер Правительства обратить внимание всех федеральных органов государственной власти на принятие исчерпывающих мер по предотвращению нарушений федерального законодательства, пресечению любых сепаратистских проявлений и тенденций.
   Совершенствование рыночной системы хозяйствования предполагает запуск механизмов структурной перестройки экономики, укрепление единой системы государственной власти и развитие финансово-экономической составляющей основ федеративных отношений. Особое значение приобретают меры по оздоровлению и развитию инфраструктуры рынка. Правительство Российской Федерации, конечно же, обеспечит эффективную координацию деятельности правоохранительных органов с целью решительной борьбы с экономической преступностью. Без наведения должного и свойственного цивилизованному рынку порядка в хозяйственной деятельности нам не обойтись.
   Заканчивая обзор документа «О мерах Правительства Российской Федерации и Центрального Банка Российской Федерации по стабилизации социально-экономического положения в стране» следует сказать, что, объективных оснований в Российской Федерации для полного обвала экономики и кредитно-финансовой системы не было.
   Однако руководством страны было сделано то, что сделано. Поэтому переделывать содеянное придется, как это всегда случалось в истории, всему обществу, отнюдь непричастному к этому развалу экономики страны. В этой связи предлагаемая система мер по выведению страны из системного кризиса представляется правомерной и единственно правильной, поскольку другой программы просто нет.
   Успешное разрешение предлагаемых жизненно важных проблем ближайшего времени, возможно лишь на основе стратегического партнерства между органами государственной власти всех уровней, органами местного самоуправления, всеми участниками воспроизводственного процесса, в том числе трудоспособным населением страны, и повышения эффективности государственного регулирования «рыночной» экономики. Содержащаяся в документе общая целевая установка является привлекательной и в своей основной части верной. Однако, она нуждается в некоторой корректировке. Разработчики мер стабилизации экономики испытывают непонятное, затруднение в оценке общей ситуации, связанной с пониманием степени недоверия населения страны к нынешнему политическому режиму, к органам всех трех ветвей власти. Можно и нужно говорить прямо о кризисе доверия граждан России к власти, ко всем государственным институтам страны.
   Учитывая, что создание стратегического партнерства невозможно без преодоления кризиса доверия основной части населения страны к Правительству, было бы целесообразно данную задачу сформулировать более четко и выделить в качестве приоритетной и неотложной задачи ближайшего этапа работы. Это необходимо сделать еще и потому, что авторы правомерно на первый план выдвигают необходимость разрешения социальных проблем. В условиях острой фазы экономического кризиса, предотвращение дальнейшего спада потребления и роста обнищания населения страны требуется консолидация усилий всех основных субъектов процесса восстановления и последующего развития экономики. Без трудящихся — рабочих, крестьян, интеллигенции — этой главной производительной силы страны, без нее все благие намерения и усилия обречены на провал.
   Авторы упускают из виду, что воссоздание экономики страны без вовлечения в это дело творческих сил всего нашего народа просто невозможно. Думается, что все потуги «демократических» СМИ, некоторых «демократических» партий, отдельных «демократов и демократок» представить россиян в виде опустившегося люмпена, «совка» или «бомжа» бесперспективны в своей основе. И как бы «Кох со товарищи» не пытались облить грязью вскормивший их российский народ, основная масса населения, его творческое и активное ядро, как нам представляется, обладает должным естественным иммунитетом на историческую ложь и нынешнюю клевету.
   Приоритетнейшая задача нынешнего Правительства заключается поэтому в том, чтобы уже на первом этапе реализации системы мер преодолеть кризис недоверия населения страны к властным структурам и включить творческий потенциал народа в реальные процессы дальнейшего развития экономики страны и, прежде всего, в процессы формирования новой социальной структуры российского общества — его среднего класса — основного производителя товаров, работ и услуг — фактически всей налогооблагаемой базы страны.
   Если к основным задачам настоящего документа добавить еще и задачу преодоления недоверия населения страны к государственной власти и вовлечения его наиболее активной части в практические дела, то сомнений в ее практической реализации значительно поубавится. Поэтому проблема информационного, а точнее сказать — пропагандистского обеспечения хода и исхода выполнения каждого раздела, подраздела, отдельно взятого мероприятия является краеугольным камнем в основании успеха всего дела. К сожалению, возможности СМИ и, прежде всего, возможности электронных СМИ в документе практически не прописаны. В этом нам видится самый большой просчет разработчиков этой программы, и ее первоначального этапа главным образом.
   Оценивая документ в целом надо сказать, что он в полной мере отвечает по своему содержанию и характеру «Программе Правительства Центрального Банка РФ по выведению страны из системного кризиса на первом этапе». Вся совокупность представленных здесь оценок, задач и мероприятий, на наш взгляд, является комплексной и действенной системой мер по реализации этой цели.
   За пределами рассмотренных первоочередных мер пока остались сроки их реализации. Прописанные сроки ограничены пределами будущего года. Сроки более длительной перспективы требуют обстоятельного просчета многих привходящих обстоятельств предлагаемых мер, их взаимосвязей — прямых, сопутствующих, противоречивых.
   Думается, что период восстановления разрушенной экономики страны вряд ли может быть короче периода разрушения экономического потенциала России. Следовательно раньше, чем к 2010 г., рассчитывать на восстановление народного хозяйства страны вряд ли можно.
   И последнее, возвращение страны на путь социальных реформ встретит, весьма серьезные препятствия: новоявленные капиталисты и, прежде всего, «элита» организованной преступности, наркодельцы, алкогольные «короли» и другие российские олигархи, коррумпированные госслужащие, боясь потерять свою собственность, станут активно сопротивляться ходу исполнения программы. При этом основным их средством будут деньги, и не просто деньги, а очень большие деньги, на которые можно заказать сегодня все — от элементарной провокации до убийства. Выполнение намеченных мер во многом зависит от той роли, которую в предстоящем противоборстве будут играть СМИ и в первую очередь частные компании ТВ.
   Экономика страны не может развиваться без соответствующей ее форме философии. Нужна соответствующая методология, объединяющая всех участников экономических процессов — и предпринимателей, и потребителей, и банкиров, и государственных чиновников, и наш народ в нечто целое и дееспособное. Например, сегодня российскому обществу нужна четко сформулированная сверхзадача, практическое решение которой невозможно в отдельно взятой республике, области, крае.
   Подготовленная Правительством Е.Примакова система мер по выведению страны из системного кризиса является как раз такой сверхзадачей, правильная научно-обоснованная организация решения которой способна объединить активную и трудоспособную патриотическую часть населения страны на воссоздание отечественной экономики в интересах всего российского общества.
   Итак, подготовленная Правительством система мер, является необходимой правовой и организационной основой для объединения вокруг нее усилий всех патриотических сил с целью выведения страны из кризиса. Если же рассмотреть ее на заседании Государственной Думы и придать ей статус законодательного акта, то она приобретет, таким образом, форму Федерального Закона, обладающего высшей юридической силой, которая явилась бы весьма полезным правовым инструментом выведения страны из кризиса. Это сделать пока не поздно.

  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

    магазин "Все Стулья.ру"
     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки
    магазин "Все Стулья.ру"