Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Общая характеристика текущей финансовой ситуации

Общая оценка текущей финансовой ситуации
и возможные подходы к разрешению кризиса*

Тенденция неуклонного падения как внутренней, так и внешней платежеспособности России сложились уже в первые годы реформ. Относительная стабильность ситуации конца 1996 г. и большей части 1997 г. объяснялись масштабным притоком инвестиций в российские долги и, отчасти, другие российские активы в крайне ликвидной форме. Такой приток был связан с тремя основными причинами:

  • Результативность экономической политики России в то время еще располагала определенным кредитом доверия. Переход к экономическому росту и значимое повышение эффективности производства рассматривался экономическими агентами как реальная близкая перспектива.
  • Общая ситуация на мировом финансовом рынке характеризовалась как крайне благоприятная для приобретения финансовых активов, и на этом фоне все развивающиеся рынки (emergency markets), включая российский, не могли не получить заметного притока инвестиций.
  • Цены на традиционную продукцию российского экспорта в указанный период находились в локальном максимуме, что обеспечивало высокое положительное сальдо торгового баланса, повышало оценки валютной платежеспособности России и, соответственно, инвестиционную привлекательность ее активов.

В настоящее время ситуация кардинальным образом изменилась. Более того, действие указанных факторов приобрело противоположный характер. Рост мировых фондовых индексов в последнее время и, соответственно, потенциально значимый приток портфельных инвестиций в Россию можно рассматривать лишь как временную премию для российской финансовой системы. Более того, новый спекулятивный приток капиталов в Россию создает дополнительную угрозу финансовой стабильности в среднесрочной перспективе при неизбежной, на наш взгляд, коррекции мировых индексов (прежде всего западноевропейского и североамериканского).

С ноября 1997 г. уход капиталов из России вынудил денежные власти изменить целевые ориентиры денежной политики. Снижение доходности на финансовых рынках было заменено на создание условий для привлекательности вложений в рублевые активы. В результате Россия пришла к !денежно-кредитной политике, осуществляемой в рамках режима валютного коридора! - прямая цитата из Заявления Правительства и ЦБ РФ об экономической и структурной политике на 1998 г. Неверие экономических агентов в действенность такой политики в текущих российских условиях на фоне специфики финансовых рынков порождает, особенно в последнее время, панические ожидания среди инвесторов, что практически исключает выход из валютно-финансового кризиса без существенных экономических и финансовых потерь.

С июня 1998 г. отсутствие средств у российского государства для платежей по текущим долгам стало реальностью. По существу отсутствие к настоящему времени прямого неплатежа (default) было достигнуто за счет чрезвычайных внешних заимствований. При каждом новом чрезвычайном заимствовании ряды потенциальных кредиторов редеют на глазах, а рост стоимости и сокращение сроков новых займов (при займах у международных финансовых организациях к ним добавляются политические и социально-экономические требования) не только делают получаемую передышку бессмысленной, но и усиливают последствия неизбежного финансового краха.

С 1 июня по 8 июля только по ГКО и ОФЗ было уплачено в качестве погашения и купонов более 50 млрд. руб. Инвесторы же купили ГКО и ОФЗ на сумму около 21 млрд. руб. Разница в 29 млрд. руб. была покрыта за счет двух выпусков евробондов на 1.25 и 2.5 млрд. $, получения транша от МВФ на 670 млн. $ и использования около 1.5 млрд. руб. текущих доходов бюджета. Выдержать такой режим рефинансирования госдолга на сколь-либо продолжительный период времени невозможно ни практически, ни теоретически. C 17 июля до конца августа величина платежей по ГКО и ОФЗ составит 58 млрд. руб., а до конца сентября - 94 млрд. руб. При сопоставлении недельных показателей совокупные выплаты бюджета по внутренним обязательствам составляют свыше 16% от ВВП и на 54% превышают доходы федерального бюджета. В июне средства инвесторов, направленные на приобретение ГКО и ОФЗ, составили около 42% от суммы, необходимой для выплат по обязательствам. Элементарные расчеты показывают, что, при сохранении такой ситуации, за ближайшие три месяца государство должно изыскать около 60 млрд. руб. или почти 10 млрд. $ по текущему курсу. Мобилизация внутренних источников на покрытие недостатка в краткосрочном плане в рамках действующей денежно-кредитной политики представляется невозможной: ни предприятия, ни население, ни финансовый сектор не располагают должными свободными средствами, а любое перераспределение между указанными экономическими агентами может дать лишь крайне ограниченный эффект. В случае заимствования этих средств из внешних источников мы просто продлеваем статус-кво на три месяца и увеличиваем внешний долг, сокращая при этом его дюрацию.

Другая угроза сегодняшнего дня - коллапс банковской системы. Ликвидность банковской системы находится на критическом уровне, возрастает вероятность неплатежеспособности крупных операторов, реализация которой приведет к системному краху. Среднедневные остатки средств на корреспондентских счетах в ЦБ РФ составляли 18.3 млрд. в среднем в 1997 г., сократились до 14.2 млрд. руб. за июнь 1998 г. и снизились до 12.0 млрд. руб. за 6-10 июля. Зеркальным отражением этого процесса стало резкое повышение краткосрочных ставок межбанковского рынка с 22%-23% в январе 1998 г. до 53% -55% в мае-июне и свыше 70% в первой декаде июля. Краткосрочные задержки клиентских платежей (в том числе по налогам) банками стали едва ли не общим правилом, а в значительной части банков процесс снятия клиентских остатков растягивается на недели. С начала года объем безналичных денежных средств постоянно снижается, что означает прямую утечку ресурсов банковской системы. Экспресс-опрос коммерческих банков показал, что в июне-месяце этот процесс ускорился.

Капитализация банковской системы России, и без того крайне низкая, в связи со сложившимися тенденциями на финансовых рынках катастрофически падает. Косвенным образом это признается и ЦБ РФ, который 26 июня 1998 года издал Указание ї 269-У, согласно которому !стоимость Облигаций, переведенных в инвестиционный портфель, пересчитывается по ценам, по которым Облигации учитываются в балансе кредитной организации на начало первого рабочего дня мая 1998 года!. Отметим лишь, что по своим обязательствам банки отвечают сегодняшним капиталом, а не капиталом на начало мая. Если же пересчитать капитал по принятым в мировой практике критериям, то только от падения котировок госдолга банковская система потеряла с 1 мая по 9 июля около 87 млрд. руб. или почти 40% от формального капитала на указанную дату.

Катастрофическая ситуация с выплатами по государственному долгу и его обслуживанием, а также критическая неустойчивость банковской системы являются в значительной степени результатом валютной политики, проводимой в последние годы, а в конъюнктурном плане - полностью определяются ею. Политика сохранения любой ценой стабильного обменного курса, как !якоря! инфляции сталкивается с глубинными и несравненно более мощными объективными процессами:

  • постоянное снижение конкурентоспособности отечественной продукции, как на внешнем рынке, так и внутри страны, что в среднесрочном перспективе неизбежно приводит к отрицательному внешнеторговому сальдо, а в плане мотиваций стимулирует замещение собственного производства чистым импортом;
  • усиление зависимости от внешних финансовых инъекций в результате более высокой эффективности внешних заимствований относительно внутренних. Это происходит как на уровне государства, так и на уровне частных экономических агентов. Даже в периоды наиболее благоприятной конъюнктуры процентная маржа между заимствованиями внутри и вне страны не опускалась ниже 5 пунктов для государства и 15 пунктов для коммерческих банков и крупнейших компаний;
  • вышеуказанное приводит к экономике, не производящей материальные блага и услуги, а ориентированной на активные заимствования, их перераспределение и, в конечном счете, - проедание.

В настоящее время российская экономика в целом, и рубль в частности, вынуждены испытывать на себе всю силу этих процессов. Качество российской денежной единицы оказывается существенно ниже, чем фиксируется в существующем обменном курсе рубля к доллару. Заметим, что одновременно происходит дальнейшее снижение эффективности национальной экономики, заметный рост доли импортной продукции в потреблении, существенное ухудшение платежного баланса. С мая 1995 года российский рубль укрепился по отношению к большинству мировых валют, в том числе - свободно конвертируемых. Так, например, курс рубля вырос: к немецкой марке - более чем на 8%, к швейцарскому франку - более чем на 10%, к японской йене - почти на 30%. По отношению к валютам развивающихся стран Юго-Восточной Азии и Латинской Америке рубль в среднем укрепился более чем на 50%: например, к южнокорейскому вону - почти на 40%, к венесуэльскому боливару - более чем на 65%. Такая динамика курса рубля никак не может быть объяснена относительным повышением эффективности российской экономики по сравнению с указанными странами в рассматриваемый период. Одновременно, ставки российского денежного рынка в течение указанного периода в разы превышали ставки вышеназванных стран, что очевидным образом свидетельствует о переоцененности рубля и представляет собой ту дополнительную цену, которую вынуждена платить национальная экономика за проведение подобной политики. По сути, имеет место явное противоречие между курсовой динамикой, с одной стороны, и ставками денежного рынка, - с другой, что говорит о неравновесном характере экономических процессов, протекающих в стране, т.е., более общедоступными терминами, - о противоестественности происходящего. Равновесный курс рубля на начало июля, по нашим оценкам, находится в диапазоне 8.50 - 9.00 рублей за доллар США, а поддержание его нынешней динамики в режиме равновесного развития требует снижения внутренних процентных ставок до 13-14% годовых (как, впрочем, и принципиально иной динамики экономического роста), т.е. в настоящее время экономика платит дополнительно 50-60% годовых по всем привлеченным средствам за стабильный курс рубля (это составляет около 30 млрд. рублей в месяц, поделенных примерно поровну между государством и частным сектором).

Подчеркнем, что текущий кризис платежеспособности государства и крупнейших экономических агентов ! это только видимая часть айсберга.

С точки зрения внешней платежеспособности на среднесрочную перспективу стоит императивная задача обеспечения не менее 15 млрд. долларов чистых валютных поступлений (сальдо экспорта - импорта за вычетом вывоза капитала резидентами) ежегодно. Только такая сумма позволит осуществлять текущие платежи по внешнему долгу и сохранит интерес инвесторов к государственным ценным бумагам, номинированным в рублях. Разрешение кризиса платежеспособности государства и банковской системы, как в конъюнктурном, так и в краткосрочном плане требует проведения комплекса взаимосвязанных мероприятий по следующим основным направлениям:

  • общеэкономические мероприятия по реформированию бюджетно-налоговой системы, платежной системы и стимулированию экономического роста (эти меры затрагивают широкий круг вопросов, выходящих за пределы данного рассмотрения);
  • максимально возможное сокращение текущих платежей по государственному долгу;
  • мобилизация валютных ресурсов в руках государства и создание системы эффективного управления этими ресурсами;
  • санация банковской системы;
  • сокращение импорта с максимально возможным замещением продукцией отечественного производства;
  • стимулирование экспорта посредством создания системы поддержки для товаров с высокой долей добавленной стоимости.

 

Успешная реализация указанных групп мер предполагает в качестве условия девальвацию рубля не менее чем на 35% в течение ближайших 5-8 месяцев и переход к курсообразованию, подчиненному денежно-кредитной политике, нацеленной на экономический рост. Технически центральный банк должен отказаться от ежедневного котирования и присутствия на валютном рынке, валютные и рублевые интервенции должны проводиться лишь при существенных отклонениях (7-8% от таргетируемого курса). Попытка сохранения существующей политики валютного коридора в случае получения стабилизационного кредита МВФ покажет свою порочность существенно раньше, чем наступит срок его погашения. Это можно показать прямым рассмотрением всех рациональных стратегий инвесторов на рынке государственного долга при заданных внешних обстоятельствах.

Подчеркнем, что рациональный смысл девальвации связан, в первую очередь, не с технической невозможностью для денежных властей поддержания курса рубля на нынешней траектории, а с задачами обеспечения условий (в значительной мере ! мотивационных) для экономического роста, создания эффективной и устойчивой финансовой системы, обеспечивающей этот рост и подпитываемой его результатами, повышения, на этой основе, привлекательности российских активов для внешних инвесторов и, результате, разрешения глубинных проблем, лежащих в основе сегодняшнего кризиса.

Заметим также, что масштабные заимствования у международных организаций, хотя и не могут изменить объективной необходимости определенного обесценения рубля, тем не менее, позволяют раздвинуть сроки и расширяют спектр возможных форм его проведения. В принципе, финансовые заимствования в размере по 10 млрд. $ в год на срок более 5 лет и под умеренные процентные ставки вполне позволяют провести указанное обесценение с достаточно умеренной одномоментной девальвацией (8%-12%) и переходом к новому режиму курсообразования, предполагающему снижение курса рубля темпами, превышающими темп инфляции в 1.2-1.5 раза. При этом, правда, несколько затрудняется проведение антиинфляционных мер, поскольку долговременность такой формы девальвации будет способствовать формированию устойчивых инфляционных ожиданий.

 

О КРАТКОСРОЧНЫХ СТРАТЕГИЯХ
ПО СТАБИЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

 

В целом в ближайшее время возможны три чистые стратегии преодоления текущего финансового кризиса:

1) стабилизация внутренних заимствований за счет привлечения внешних займов и резкого сокращения непроцентных государственных расходов;

2) принятие ряда административно-экономических мер, связанных с реструктуризацией государственного долга и дополнительной мобилизацией валютных ресурсов;

3) девальвация рубля.

Достижение соглашения с МВФ о получении масштабных кредитов в 1998-1999 гг. в общей сложности на сумму 22.5 млрд. $ существенным образом изменяет кратко и среднесрочную перспективу развития ситуации, что требует дополнительного анализа. Оценка перспектив зависит как от сроков и ставок, так и, в первую очередь, от целевого использования указанных займов. В принципе можно выделить четыре возможных направления использования: на реструктуризацию госдолга, текущие расходы федерального бюджета, поддержку национальной валюты и санацию банковской системы.

Наш анализ показывает, что в нынешних условиях наиболее слабыми звеньями российской финансовой системы, нуждающимися в первоочередной финансовой поддержке, являются платежеспособность государства и устойчивость банковской системы.

Проблема же устойчивости рубля в сегодняшних условиях вторична, ее резкое обострение возможно лишь в результате неудач в решении вышеуказанных проблем. Сложившиеся пропорции между широкой денежной базой и международными резервами денежных властей в условиях нормального воспроизводства денежного оборота (рубль остается основным платежным средством внутри страны) отрицают возможность образования сверхвысокого спроса на валюту.

Так, средние остатки средств на корреспондентских счетах банков (верхняя граница одномоментного спроса на резервы ЦБ) составляют лишь около 15% от золотовалютных резервов. Средства фонда обязательных резервов теоретически могут быть предъявлены в качестве спроса на примерно 40% от международных резервов денежных властей, однако практически это возможно лишь в случае полного разрушения денежно-банковской системы России: 10%-ная утечка средств с банковских счетов, которую можно рассматривать как запредельную с точки зрения устойчивости банковской системы порождает (через высвобождение ФОРов) спрос на 4-5% валютных резервов ЦБ, да и то с достаточным лагом.

Конечно, общий объем рублевой наличности в обороте, рассматриваемый как потенциальный валютный спрос, примерно на 30% превышает возможности ЦБ по предложению валютных ценностей. Однако, следует отметить, что в практическом плане рассмотрение такого сценария предполагает полную потерю доверия к рублю, которая, очевидно, может быть вызвана лишь крахом национальной денежной системы, что, в свою очередь, может быть инициировано либо массовым банкротством банков, либо финансовым банкротством государства.

Заметим также, что, с формальной точки зрения, международных резервов денежных властей достаточно, чтобы выкупить всю произведенную рублевую эмиссию Центробанка, девальвировав при этом рубль лишь вдвое: такая девальвация, как показывает мировой опыт, хотя и имеет ряд болезненных последствий для экономики страны, но отнюдь не отрицает ее дальнейшего нормального развития на собственной основе, в отличие от продуцирующего ее полного сворачивания национальной денежной системы. Изложенное позволяет говорить о том, что, хотя проблемы поддержания стабильности рубля (и курсообразования - в более широком смысле) несомненно важны с точки зрения формирования перспектив российской экономики, в оперативном плане они вторичны по отношению к проблемам платежеспособности государства и устойчивости банковской системы.

При этом приоритет в использовании займов за реструктуризацией госдолга и поддержанием устойчивости банковской системы не противоречит их использованию на поддержание устойчивости рубля. Формирование государственных фондов для реструктуризации долга и санации банковской системы за счет продажи получаемых займов Центробанку за рубли увеличит международные резервы ЦБ одномоментно, а постепенность их использования распределит потенциальный спрос на валюту на соответствующий период, т.е. !кредит доверия! рубль получает и в этом случае, причем даже более высокого качества.

Проблема финансирования текущих расходов бюджета, безусловно, лежит в основании общего финансового кризиса, но в то же время конкретное его проявление зависит от нее лишь в слабой степени. Решение бюджетно-налоговых проблем наряду с динамикой платежного баланса будет определяющим для среднесрочной перспективы. Одновременно не следует забывать, что с 2002 г. возникает существенная дополнительная нагрузка на российскую финансовую систему (рост платежей по внешнему долгу), которая угрожает финансовой безопасности страны и нормальному функционированию денежной и финансовой систем.

 

Получение внешних заимствований не отменяет настоятельной необходимости комплекса административно-экономических мер, которые теперь можно вводить в более спокойном режиме и с большей нацеленностью на их среднесрочные последствия.

Возможные административно-экономические меры,
направленные на реструктуризацию государственного долга
и мобилизацию валютных ресурсов

1. Меры, направленные на реструктуризацию внутреннего облигационного долга.

1.1. Административное ограничение стоимости заимствований на внутреннем рынке: реальная процентная ставка не должна превышать 12-15 % годовых. Реструктуризация задолженности Министерства финансов перед ЦБ РФ в долгосрочные обязательства. Регулярное (ежеквартальное) перечисление в бюджет всей прибыли, получаемой Банком России по операциям с государственными ценными бумагами.

1.2. Обеспечение действенного контроля исполнительной власти за операциями Сбербанка и Внешторгбанка РФ. С этой целью необходимо провести передачу (либо выкуп) контрольного пакета акций указанных банков Правительству РФ.

Покупка Сбербанком РФ государственных ценных бумаг по ставкам на уровне ставок по депозитам населения на соответствующий срок. В случае необходимости для поддержания ликвидности - предоставление Сбербанку кредитов ЦБ РФ под умеренный процент (близкий к доходности гособязательств соответствующего срока).

Распределение прибыли Сбербанка и Внешторгбанка должно производиться по решению представителей государства в этих банках.

1.3. Обмен государственных ценных бумаг, находящихся в портфеле российских коммерческих банков, на бумаги высокой срочности. Возможные варианты проведения такой операции:

  • разрешение коммерческим банкам образования части фонда обязательных резервов путем депонирования указанных долгосрочных ценных бумаг;
  • повышение нормы обязательного резервирования для банков, отказавшихся от предложения о реструктуризации их портфеля государственных ценных бумаг в пользу более длинных выпусков;
  • обеспечение краткосрочных рефинансовых кредитов ЦБ РФ под долгосрочные государственные ценные бумаги объемом до 70% от их объема в обороте (за вычетом депонированных в фонде обязательных резервов);
  • ввести норматив минимальных вложений в государственные ценные бумаги (как долю в активах) для всех финансовых посредников (коммерческие банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды и т.д.).

1.4. Введение обязательного хеджирования нерезидентами в Центральном банке средств, размещаемых на рынке ГКО-ОФЗ (что должно ограничить доходность на уровне, не превышающем 15% годовых в валюте). Нерезидентам, ранее разместившим средства в ГКО-ОФЗ без заключения договоров ЦБ об обратной продаже рублей предложить альтернативу: либо заключить договора с ЦБ на означенных условиях, либо реструктуризировать их ценные бумаги в долгосрочные нерыночные займы.

 

2. Меры, направленные на мобилизацию дополнительных средств для финансирования государственных расходов.

2.1. Отказ от принципа безусловного неэмиссионного финансирования дефицита государственного бюджета. Возобновление прямого кредитования Правительства Центральным банком РФ в виде:

  • кредитов под кассовые разрывы в исполнении бюджета (под гарантированные доходы более поздних периодов);
  • прямая покупка ЦБ РФ государственных ценных бумаг в периоды низкой рыночной конъюнктуры;
  • рефинансирование кредитов коммерческих банков, выданных под государственные гарантии и вложений коммерческих банков в нерыночные государственные займы (хотя с формальной точки зрения, это и не является прямым кредитованием правительства);
  • безусловно объемы выдачи кредитов ЦБ всех указанных видов должны определяться в ходе разработки денежно-кредитной политики и оформляться в виде квартальных лимитов.

2.2. Консолидация счетов бюджетных организаций на субсчетах в Казначействе с использованием временно свободных средств на данных счетах для покрытия кассовых разрывов в рамках утвержденных лимитов (временно свободные средства бюджета и бюджетных организаций должны использоваться на бюджетные нужды, а не на нужды коммерческих банков).

Естественно, основные мероприятия по мобилизации средств в бюджет лежат в рамках общеэкономической политики. Общеэкономические мероприятия по реформированию бюджетно-налоговой и таможенной системы, платежной системы и стимулированию экономического роста затрагивают широкий круг вопросов, выходящих за пределы данного рассмотрения. Позиция Института по указанным вопросам отражена в докладе !Экономический подъем в России в 1998-2005 годах: стратегия действий!.

 

3. Меры, направленные на стабилизацию валютного рынка.

Основной целью этих мер является сокращение оттока валютных средств из страны и их мобилизация для обеспечения валютных расходов государства.

3.1. Правительству и Центральному банку РФ (как основному органу валютного надзора) сократить сроки обязательной репатриации валютной выручки по экспорту и погашения авансов по импорту, провести другие меры по ужесточению валютного контроля с тем, чтобы в ближайшее время сократить отрицательное сальдо по статьям !Торговые кредиты и авансы предоставленные! и !Изменение задолженности по своевременно не поступившей экспортной валютной и рублевой выручке и непогашенным импортным авансам! платежного баланса не менее чем на 60-70%. Нарушение сроков расчетов по внешней торговле должно предусматривать жесткие санкции вплоть до блокирования валютных счетов.

3.2. Введение ограничений на вывоз наличной валюты по туризму, как физическими лицами, так и турфирмами: введение платы за вывоз наличной валюты сверх установленного лимита.

3.3. Установить налог на ввоз наличной валюты коммерческими банками и другими юридическими лицами.

3.4. С целью сокращения налично-долларового оборота и пополнения валютных ресурсов банков разместить государственный валютный заем у населения. Организацию займа поручить Сбербанку и Внешторгбанку. Обеспечить функционирование ликвидного вторичного рынка данных бумаг. Рассмотреть вопрос о легализации доходов населения через этот заем.

3.3. Восстановление института спецэкспортеров по стратегическим товарам. Централизация валютных потоков и счетов по торговле стратегическими товарами в уполномоченных государственных банках, прежде всего ! во Внешторгбанке.

 

4. Меры, направленные на мобилизацию ресурсов банковской системы для проведения стабилизационных мероприятий.

4.1. Расширение возможностей регулирования системообразующих коммерческих банков за счет участия ЦБ и Правительства в уставных фондах крупных банков.

Центральный банк РФ объявляет о повышении минимальной величины уставного фонда банков, имеющих генеральную валютную лицензию. В случае, если банк не может самостоятельно повысить объем уставного фонда до указанной величины, дополнительная эмиссия уставного фонда может быть выкуплена Центральным банком и (или) Правительством.

4.2. Расширение кредитования ЦБ коммерческих банков. Введение порядка учета векселей банков и предприятий в ЦБ, а также предоставления коротких платежных кредитов ЦБ коммерческим банкам.

4.3. Введение жестких санкций против использования наличных средств в расчетах между предприятиями и организациями (что будет способствовать притоку средств на безналичные счета). Организация чекового оборота (прежде всего с помощью чеков Сбербанка). Обязать все крупные торговые предприятия принимать указанные средства платежа. Стимулировать применение расчетов пластиковыми карточками. Принятие мер по ликвидации примитивных схем обналичивания средств: с этой целью возложить на банки ответственность за обслуживание фирм, занимающихся !обналичкой!. За счет всего этого обеспечивается мобилизация дополнительных ресурсов банковской системой.

4.4. Создание межбанковского пула - механизма консолидированной ответственности за стабильность банковского сектора и финансовых рынков. Средства пула могут формироваться за счет сокращения обязательных отчислений в фонд обязательных резервов и дополнительных взносов (как в рублях, так и в валюте) в размере доли от объема их совокупных пассивов. Банки обязываются поддерживать фиксированный минимальный совокупный объем средств пула, определенная доля которого формируется в иностранной валюте. В целом пул должен функционировать на рыночных основах. Руководство пула было бы естественно сформировать из представителей крупнейших банков и банковских ассоциаций с участием представителей ЦБ и Правительства РФ. Средства пула должны использоваться для страхования депозитов, поддержания ликвидности членов пула и стабильности национальной валюты.

* * *

 

Девальвация рубля является, как мы уже отмечали необходимым условием средне- и долгосрочной стабилизации в России. При этом кредитная поддержка международных организаций делает возможными мягкие варианты девальвации. Нельзя не отметить, что девальвация имеет не только положительные (мотивационные) последствия, на которых мы уже достаточно подробно останавливались выше, но и некоторые негативные - финансово-перераспределительные.

Верхнюю (пессимистическую) оценку таких результатов девальвации можно получить, рассматривая ее как единовременную разовую процедуру. В результате такого шага государство и экспортеры получат в краткосрочной перспективе дополнительный приток финансовых ресурсов, однако остальные экономические субъекты (население и банковский сектор) понесут масштабные финансовые потери. Оценка прямых финансовых результатов единовременной разовой девальвации рубля представлена в Приложении. По-видимому такая форма девальвации будет иметь также и значимые негативные социальные последствия.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ.
Оценка последствий одномоментной девальвации рубля
для основных субъектов экономики

 

1. Федеральный бюджет

В краткосрочной перспективе федеральный бюджет получит от девальвации дополнительные доходы, оцениваемые в 18-24 млрд. руб. (в расчете на август - декабрь, при девальвации рубля на 30-40%). Из них основная часть, 12-16 млрд. руб., будет получена за счет увеличения поступлений НДС на импортные товары, налога на прибыль, а также налогов, уплачиваемых в валюте. Еще 1-2 млрд. руб. может быть получено от реализации запасов драгметаллов на внешнем рынке и других внешнеэкономических операций. Наконец, 4-6 млрд. руб. может быть получено дополнительно от переоценки внешних займов, запланированных на второе полугодие.

Однако, возникнут и дополнительные расходы, оцениваемые в 7-9 млрд. руб. Основная часть из них (5-7 млрд.) приходится на обслуживание внешнего долга, а также выплаты, связанные с международной деятельностью.

Таким образом, чистый выигрыш бюджета от девальвации рубля составит 11-15 млрд. руб., т. е. 1.4-1.7 млрд. долл.

 

2. Реальный сектор

Дополнительные доходы экспортеров в результате девальвации составят в текущем году 65-85 млрд. руб. (или около 9 млрд. долл.). В то же время потери реального сектора вследствие удорожания импорта сырья и оборудования составят 30-40 млрд. руб. (4 млрд. долл.). Причем значительная часть потерь ляжет на внутренне ориентированный сектор промышленности. Таким образом, результатом девальвации станет усиление скрытого субсидирования экспортеров за счет других секторов экономики.

Чистый выигрыш реального сектора от девальвации в текущем году составит 35-45 млрд. руб., а с учетом роста налоговых выплат - 25-35 млрд. руб. (3.5-4 млрд. долл.).

С учетом косвенных потерь, связанных с удорожанием чистых обязательств в валюте, выигрыш реального сектора составит около 20 млрд. руб., или чуть больше 2 млрд. долл.

 

3. Население

Основными источниками финансовых потерь для населения станут рост расходов на приобретение импортных товаров, а также обесценение рублевых сбережений. По первому каналу потери населения составят за пять месяцев 55-75 млрд. руб. (потребительский импорт оценен в 15 млрд. долл.), т. е. 7-10% его доходов. По второму каналу потери населения составят 21-27 млрд. руб.

Потери населения от обесценения рублевых вкладов необходимо компенсировать за счет предоставления возможности переоформления рублевых вкладов по состоянию на момент девальвации во вклады с длительным сроком (от года и более) и высокой процентной ставкой (более 40% годовых в рублях). Таким образом, через год потери вкладчиков от девальвации будут полностью компенсированы. Важно отметить, что эта мера позволит смягчить неизбежный в условиях девальвации ажиотажный отток средств с рублевых вкладов в валюту (что, в частности, может привести к дезорганизации работы Сбербанка). С целью предотвращения такого оттока целесообразно на короткий период ввести высокий налог на покупку-продажу наличной валюты либо вообще приостановить налично-обменные операции банков.

 

4. Банковский сектор

Банковский сектор неизбежно понесет ощутимые потери (убытки) вследствие обесценения рублевых активов (кредитов и ценных бумаг), в которые были вложены привлеченные банками из-за рубежа валютные межбанковские кредиты и другие валютные пассивы. Общая сумма потерь коммерческих банков составит около 10 млрд. руб. (или 1-1.5 млрд. долл.), что означает единовременную потерю банками около 10% собственного капитала.

 

Таблица 1. Прямые доходы и потери основных экономических агентов
в 1998 гг. в результате 35-процентной девальвации рубля (млрд. руб.)

 

Государство (федеральный бюджет)

Реальный сектор

Население

Банки

1. Доходы (+)

+21

+67

-

+58

2. Потери (-)

-8

-36

-66

-68

3. Разница, (1) - (2)

+13

+31

-66

-10

 

Таблица 2. Дополнительные поступления и расходы государственного бюджета в 1998 гг. в результате разовой 35-процентной девальвации рубля в 1998 г. (млрд. руб.)

1.

Дополнительные поступления, всего

21.0

Налоговые

14.4

Неналоговые

1.4

внешние займы

5.2

2.

Дополнительные расходы, всего

8.1

международная деятельность

1.7

обслуживание внешнего долга

6.3

3.

Чистое поступление ресурсов, (1) - (2)

13.0

О. Говтвань (ИНП РАН)
В. Панфилов (ИНП РАН)


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

    интернет-магазин "Все Стулья.ру"
     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки
    интернет-магазин "Все Стулья.ру"