Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Банки. Состояние и деятельность.
Концептуальные вопросы развития банковской системы Российской Федерации.

Настоящий документ определяет подходы к решению наиболее актуальных задач в сфере реформирования банковской системы с периодом решения до трех лет. Достижение стратегических задач реформирования банковской системы, определенных настоящим документом, потребует от 5 лет при благоприятных макроэкономических условиях, а также активной и продуктивной работе всех участников реформирования банковской системы и - до 10 лет при менее благоприятных внешних условиях и менее интенсивных усилиях участников процессов реформирования.

1. Цели и условия реформирования банковской системы

1.1. Результаты развития и цели реформирования банковской системы

1.1.1. Под реформированием банковской системы понимается комплекс мер, последовательно предпринимаемых законодательной и исполнительной властью. Банком России, самими кредитными организациями, их учредителями (участниками), иными заинтересованными лицами в целях формирования банковской системы, соответствующей международным представлениям о современном банковском бизнесе.

1.1.2. Постановка данной цели, разработка комплекса мер по ее реализации является логическим продолжением политики структурных преобразований банковского сектора, начавшейся на рубеже 80-90х годов и испытавшей новый импульс в результате финансового кризиса 1998 года. 1.1.3. В настоящее время можно констатировать следующие исходные условия процессов реформирования банковской системы. В ходе антикризисных мер и осуществления первого этапа посткризисной реструктуризации банковской системы (сентябрь 1998 - 1999 год) были в основном реализованы задачи, определенные документом Правительства Российской Федерации и Банка России “О мерах по реструктуризации банковской системы Российской Федерации”, принятым в ноябре 1998 года.

Усилиями органов исполнительной и законодательной власти. Банка России, Агентства по реструктуризации кредитных организаций, самих кредитных организаций были предприняты экстренные меры по предотвращению коллапса системы платежей и банковской системы, созданы законодательные и организационные основы реструктуризации кредитных организаций, и на их основе обеспечено преодоление наиболее острых последствий финансового кризиса 1998 года, проведена расчистка банковской системы от неплатежеспособных банков, сохранено ее жизнеспособное ядро, восстановлены возможности банков по предоставлению базовых услуг экономике. Осуществленные меры в области реструктуризации банковской системы создали необходимые условия для роста капитала, активов и привлеченных средств банков, укрепления финансового положения кредитных организаций.

Результатом принятых мер явилось сохранение рыночно ориентированного, хотя и недостаточно развитого, банковского сектора, а также обеспечено развитие ряда компонентов законодательного и нормативного регулирования банковской деятельности, что способствовало ее определенному приближению к параметрам, соответствующим международным требованиям.

1.1.4. Стратегическими целями процессов дальнейшего реформирования банковской системы является:

  • укрепление ее устойчивости, исключающее возможность возникновения системных банковских кризисов;
  • повышение качества реализации банковским сектором функций по аккумулированию сбережений населения и предприятий и их трансформации в кредиты и инвестиции;
  • восстановление и укрепление доверия к российской банковской системе со стороны инвесторов, в том числе иностранных, и вкладчиков, в первую очередь, населения;
  • предотвращение использования банковской системы для целей недобросовестной коммерческой практики.

1.2. Практические задачи и условия эффективного реформирования банковской системы

1.2.1. Практическими задачами на ближайшие два-три года, решение которых будет способствовать достижению поставленных стратегических целей реформирования банковской системы, являются укрепление финансового состояния жизнеспособных и выведение с рынка проблемных кредитных организаций, повышение уровня капитализации кредитных организаций и качества капитала, развитие деятельности банковской системы по привлечению средств населения и предприятий, расширению операций банков с реальной экономикой.

1.2.2. Для реализации указанных задач необходимо обеспечить:

  • в сфере законодательства:
  • приближение общих правовых условий функционирования кредитных организаций по основным параметрам к условиям, характерным для стран с развитой рыночной экономикой;
  • укрепление законодательных основ банковской деятельности, защиты интересов и прав инвесторов, кредиторов, вкладчиков;
  • укрепление системы правоприменения;
  • создание законодательных механизмов противодействия легализации через банковскую систему преступных доходов, предотвращения проведения сомнительных операций и сделок, а также установления контроля над кредитными организациями недобросовестными лицами;
  • законодательное обеспечение системы гарантирования (страхования) вкладов (мелких депозитов) и начало работы по ее формированию;
  • решение законодательных проблем в сфере валютного регулирования и контроля;
  • в сфере банковского регулирования и надзора:
  • развитие на базе законодательства процедурных основ работы с неплатежеспособными кредитными организациями;
  • ускорение и повышение эффективности процедур отзыва лицензий, банкротства и ликвидации кредитных организаций;
  • завершение работы по восстановлению деятельности или ликвидации кредитных организаций, имеющих признаки банкротства в результате кризиса 1998 года;
  • развитие банковского надзора в соответствии с признанными международными нормами;
  • развитие транспарентности информации о финансовом состоянии кредитных организаций;
  • развитие системы регулирования деятельности иных, кроме кредитных организаций, финансовых посредников;
  • в сфере организации деятельности банков:
  • укрепление механизмов конкуренции и предотвращение действий по ограничению свободы коммерческой деятельности в банковской сфере;
  • разработку методики перевода организаций, в том числе кредитных, на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности и осуществление практических действий в этом направлении;
  • повышение эффективности функционирования внутрибанковских систем управления и внутреннего контроля;
  • в сфере налогообложения:
  • модернизацию системы налогообложения банковской деятельности, учет при определении налогооблагаемой базы разумных рисков, принимаемых банками в процессе деятельности (прежде всего, кредитного риска).

Сроки достижения целей и ближайших задач по реформированию банковского сектора, а также реалистичность достижения определенных количественных параметров зависят во многом от надежности и последовательности макроэкономической политики, общих темпов и характера экономического развития и структурных преобразований в российской экономике по следующим ключевым для банковского сектора параметрам:

  • динамика реальных объемов и структуры ВВП;
  • динамика инфляции, валютного курса и рыночных процентных ставок, их предсказуемость;
  • динамика изменения уровня монетизации экономики, в том числе за счет сокращения бартерных сделок, неденежных и наличных форм расчетов.

2. Общая оценка текущего состояния банковской системы

2.1. Базовые характеристики и текущие тенденции функционирования банковской системы

2.1.1. Оценка состояния банковской системы должна производиться с точки зрения состояния фундаментальных (стратегических) характеристик и текущих тенденций, обусловливающих развитие экономики после финансового кризиса 1998 года.

Базовые характеристики банковской системы те же, что и до кризиса. Банковский сектор по-прежнему играет в экономике России весьма скромную роль. Соотношение активов банковской системы с ВВП в России находится на уровне 34%. Данный показатель позволяет характеризовать российскую банковскую систему как слабо развитую. В то же время следует указать, что уровень развития российской банковской системы адекватен общему уровню развития рыночной экономики и финансового хозяйства в стране. Одним из индикаторов развития экономики и финансового хозяйства выступает уровень монетизации экономики (отношение объема денежной массы (М2) к ВВП). По этому показателю (не превышает 16%) Россия занимает одно из последних мест в мире.

2.1.2. Развитие российской банковской системы в период после финансового кризиса 1998 года происходило на фоне позитивных изменений общей макроэкономической ситуации в стране, обусловленных, прежде всего, благоприятными условиями для осуществления внешнеэкономической деятельности и выгодной мировой конъюнктурой на традиционные товары российского экспорта. Итогом стали рост производство товаров и услуг, стабилизация ситуации на валютном рынке, увеличение реальных доходов населения, повышение инвестиционной активности. Позитивным фактором явилось также снижение темпов инфляции.

Наметились позитивные сдвиги в бюджетной сфере, которые проявились в увеличении налоговых поступлений бюджета и превышении доходов бюджета над его расходами. Улучшение состояния государственных финансов позволило не прибегать к широким заимствованиям на внутреннем рынке.

Динамика основных параметров, характеризующих состояние банковской системы в период с 01.01.1999 по 01.11.2000, свидетельствует о закреплении и развитии тенденции восстановления банковской деятельности. За этот период совокупные активы банковской системы в реальном исчислении выросли на 53,1%, капитал - на 120,1%*, при этом рост капитала наблюдался у 87% кредитных организаций. Продолжается процесс расширения ресурсной базы банков за счет средств предприятий и организаций, а также вкладов населения.

Улучшилась структура и качество активов кредитных организаций, что нашло отражение в росте кредитов реальному сектору экономики, снижении просроченной задолженности, общем улучшении качества кредитного портфеля.

Существенно улучшились финансовые результаты деятельности кредитных организаций. По состоянию на 01.11.2000 удельный вес финансово устойчивых банков в общем количестве и в активах действующих кредитных организаций составил около 88%.

Несмотря на видимое тактическое улучшение ситуации в банковском секторе и положительную динамику основных показателей деятельности банков, улучшение состояния банковской системы нельзя переоценивать. Некоторые важнейшие параметры банковского сектора по истечении двух лет послекризисного развития не восстановились до уровня августа 1998 года. Так, в реальном исчислении совокупные активы банков составляют порядка 90% от предкризисного уровня, кредиты реальному сектору экономики - приблизительно 96%, совокупный капитал действующих банков - около 80%.

*Для определения реальных значений показателей использован индекс потребительских иен, а также динамика официального курса рубля к доллару США за соответствующий период.

По-прежнему остается невысокой роль депозитов населения в формировании ресурсной базы банков: их доля в совокупных пассивах банковской системы за весь послекризисный период не превышала 20%. В реальном исчислении вклады населения составили 68% от предкризисного уровня.

В целом же, как отмечалось, состояние банковской системы России отражает общее состояние экономики, финансовой сферы и правового регулирования. Банковская система характеризуется слабой защищенностью от многочисленных, в том числе системных рисков и в силу этого низким функциональным потенциалом.

2.2. Риски банковской деятельности

2.2.1. Кредитный риск. Высокий уровень риска вложений средств в реальную экономику препятствует наращиванию кредитной активности банков. Доля кредитов реальному сектору экономики в совокупных активах банковской системы по прежнему составляет около 30%, а удельный вес кредитов отечественных банков в общем объеме инвестиций в основной капитал составляет 3%.* По оценке самих банков, высокий кредитный риск является наиболее существенным фактором, сдерживающим их кредитную активность.

Отмечается значительная концентрация кредитных рисков у ограниченного круга заемщиков (доля крупных кредитных рисков в активах банковской системы составляет около 30%).

*По данным Госкомстата

2.2.2. Риск ликвидности. Дефицит средне- и долгосрочных ресурсов является существенным фактором, сдерживающим развитие операций банков. Долгосрочные обязательства (со сроком исполнения свыше 1 года) по состоянию на 01.11.2000 составляют только около 8% совокупных обязательств банков (приложение 7).

На протяжении всего послекризисного периода сохраняется значительный дисбаланс структуры активов и обязательств кредитных организаций по срокам, что непосредственно влияет на уровень ликвидности банковской системы. По состоянию на 01.11.2000 превышение активов со сроком востребования свыше 1 года над собственными и привлеченными на срок свыше 1 года средствами составляет около 12% величины привлеченных средств сроком погашения менее 1 года. Совокупные активы кредитных организаций, у которых этот показатель, характеризующий трансформацию краткосрочных привлеченных средств в долгосрочные вложения, находится на высоком уровне (более 20%), составляют более 30% совокупных активов банковской системы. Повышение уровня трансформации может создать системную угрозу состоянию ликвидности банковского сектора.

Ситуацию усугубляет отсутствие высоколиквидных финансовых инструментов. Следствием этого является накопление у банков значительного объема свободных денежных средств, что проявляется в абсолютном и относительном росте остатков на корреспондентских счетах банков и депозитов, размещенных в Банке России.

2.2.3. Низкая капитализация банков. Совокупный капитал банковской системы не превышает 4% ВВП, что существенно меньше показателей не только развитых, но и основной части развивающихся стран.

2.2.4. Факторы, обусловливающие высокие банковские риски, могут быть разделены на внешние по отношению к банковской системе и внутренние.

К числу внешних факторов относятся: низкие темпы структурных преобразований в экономике, высокий уровень налогообложения, низкая кредитоспособность многих и низкая транспарентность большинства отечественных предприятий, низкий уровень развития денежного хозяйства и финансовых рынков, слабость законодательной защиты прав кредиторов, включая серьезные недостатки правоприменения, недостаточное правовое обеспечение возможностей банковского надзора, недоверие к России и в том числе к ее банковской системе в международном сообществе.

К числу внутренних факторов можно отнести низкое качество управления во многих кредитных организациях, включая низкую эффективность систем управления рисками и внутреннего контроля, олигополистическую и нетранспарентную структуру собственности, слабое развитие современных банковских технологий.

2.3. Общая оценка перспектив развития банковской системы

Результатом реформирования банковского сектора должно явиться существенное повышение его функциональной роли в экономике России, а также приближение российской банковской системы по основным макроэкономическим параметрам банковской деятельности к странам-лидерам по уровню экономического развития из группы стран с развивающимися рынками (соотношения активы банковской системы/ВВП и капитал банковской системы/ВВП 50-60% и 5-6% соответственно).

При условии сохранения положительной динамики развития российской экономики можно прогнозировать сохранение тенденции наращивания капитала банков. Динамика совокупного капитала банковской системы будет в значительной степени зависеть от эффективности мер по реструктуризации проблемных банков и ликвидации банков, не имеющих перспектив для дальнейшего продолжения деятельности.

С количественной точки зрения задачу восстановления реальных значений банковских капиталов и активов до предкризисного уровня удастся решить в ближайшие годы. В связи с переориентацией деятельности банков на обслуживание реального сектора экономики. ожидается повышение доли кредитов в совокупных банковских активах с 35% в 2000 году до 40-41% в 2003 году.

В результате этого отношение кредитов банковской системы к ВВП может возрасти с 13% до 15-16%. Ожидаемое отношение совокупного капитала банковской системы к ВВП возрастет с 3,7% в 2000 году до 5% в 2003 году, активов - соответственно с 34% до 38-39%.

3. Политика государства в отношении банковского сектора

Базовым условием успешного реформирования банковской системы является проведение государством адекватной политики в данной сфере. Целью государственной политики в отношении банковской системы и финансового сектора экономики в целом является обеспечение системной стабильности и создание необходимых условий для развития рынка банковских услуг на базе здоровой внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции. Банковская деятельность должна осуществляться на единых принципах, установленных для кредитных организаций и базироваться на коммерческих интересах и соблюдении пруденциальных принципов.

3.1. Принципы и сфера участия государства в реформировании банковской системы

3.1.1. Государственная политика в отношении банковского сектора базируется на сохранении и укреплении рыночных начал деятельности кредитных организаций и преимущественно косвенных методов влияния на общие процессы, происходящие в банковской сфере. Влияние государства на банковскую систему осуществляется главным образом по линии формирования адекватной законодательной и нормативной базы деятельности кредитных организаций, контроля за исполнением требований законодательства и нормативных актов. Непосредственное влияние на функционирование банковской системы через участие в капитале кредитных организаций носит ограниченный характер с общей тенденцией к его сокращению в перспективе.

В процессе проведения политики в отношении банковского сектора государство: - гарантирует невмешательство третьих лиц в операционную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством;

  • не допускает создания привилегированных условий деятельности для отдельных кредитных организаций или их клиентов;
  • обеспечивает строгое соблюдение законодательно установленных принципов антимонопольного регулирования и поощрения конкуренции на финансовых рынках;
  • обеспечивает развитие законодательных основ системы надзора за деятельностью кредитных организаций, равно как и законодательных норм, препятствующих использованию банковского сектора для проведения противоправных операций и сомнительных сделок, включая отмывание преступных доходов.

3.2. Участие государства в реструктуризации и капитализации банков

3.2.1. По имеющимся оценкам организации, непосредственно представляющие государство, имеют вложения, превышающие 50% уставного капитала, в 19 кредитных организациях-резидентах (к числу организаций, непосредственно представляющих государство, отнесены органы исполнительной власти и государственные унитарные предприятия федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации)*. В 4 банках более 50% уставного капитала принадлежат организациям федерального уровня, не относящимся к числу органов исполнительной власти (Банк России является владельцем контрольных пакетов Сбербанка России и Внешторгбанка, Российский фонд федерального имущества -контрольных пакетов Российского банка развития и Росэксимбанка).

*Оценочный характер приведенных данных обусловлен отсутствием в существующей в Банке России базе данных признаков, характеризующих государственную форму собственности на уставный капитал банков (т. н. кодировок), позволяющих достоверно идентифицировать государственное участие в уставном капитале кредитных организаций (необходимость таких кодировок не вытекает из характера задач, определенных для Банка России действующим законодательством.

По состоянию на 01.10.2000 удельный вес указанных выше 23 кредитных организаций составляет: в собственных средствах банковской системы - 28,4%, в активах - 34,7%. Кроме того, 15 кредитных организаций находятся под управлением АРКО, или имеют его в качестве участника с долей более 50%.

3.2.2. Основной проблемой оценки целесообразности участия государства в капитале кредитных организаций выступает отсутствие задач, которые должны решать указанные кредитные организации в рамках проводимой государственной экономической политики, равно как и отсутствие критериев оценки эффективности функционирования кредитных организаций с позиции выполнения ими таких задач. Помимо этого требуют определения процедуры контроля за деятельностью таких кредитных организаций со стороны государства, а также за деятельностью представителей государства в органах управления кредитных организаций. При этом постановка кредитным организациям, контролируемым государством, определенных задач, решаемых в рамках проводимой экономической политики, не должна входить в противоречие с задачей поддержания их финансовой устойчивости.

Представляется, что с методической точки зрения при анализе государственного участия в капитале кредитных организаций специального внимания требует вопрос о форме (прямая/косвенная, непосредственная/опосредствованная) и характере участия государства в капиталах различных организаций, имея в виду потенциальную возможность определять либо влиять на решения организаций. При этом оправданным представляется выделение разных уровней государственного участия (федеральный уровень, уровень субъекта федерации - в зависимости от того, средства каких бюджетов использованы для инвестирования). Отдельного рассмотрения требует ситуация с участием в капитале кредитных организаций предприятий с государственным капиталом, в том числе федеральных казенных предприятий и государственных учреждений, а именно: считать ли такое участие участием государства и, соответственно, применять ли к участию те же критерии, что и к участию непосредственно государства. Представляется нецелесообразным рассматривать участие предприятий с государственным капиталом в уставных капиталах кредитных организаций в качестве государственного участия. Критерии целесообразности должны быть ориентированы на уровень задач, решаемых такими предприятиями (микроуровень).

3.2.3. В качестве общего условия владения государством акциями (долями) можно определить возможность определять решения кредитных организаций через участие в их органах управления, что предполагает сохранение участия только в случае владения не менее чем 75% плюс одна акция. Кроме того, участие государства нецелесообразно вне зависимости от возможности определять решения банка, если такое участие не отвечает критериям целесообразности (исходя из задач государственной политики и сопоставимых возможностей банка) или является неэффективным. В отношении банков с участием государства менее указанной доли должны приниматься конкретные решения о повышении доли участия или выходе из капитала.

3.2.4. Банк России исходит из того, что определение основных направлений деятельности государственных банков, т.е. специализации, является корректным применительно к банкам, создание которых обусловлено наличием отдельных задач общеэкономического или отраслевого характера, решаемых с помощью услуг, оказываемых специализированными банками. К таким банкам в современных условиях могут быть отнесены Российский банк развития, Росссельхозбанк и, в известной степени. Всероссийский банк развития регионов.

Что касается Сбербанка России и Внешторгбанка, то указанные банки в процессе развития своей деятельности вышли далеко за рамки специализации (которая была характерна для их деятельности в советское время) и в современных условиях являются универсальными как по кругу клиентуры, так и по характеру решаемых задач. Возврат к специализации был бы ошибочным для указанных банков с точки зрения стратегии их развития и неэффективным в практическом плане.

3.2.5. До конца 2001 года должен быть определен статус организаций, осуществляющих банковские операции, но не являющихся кредитными организациями по законодательству Российской Федерации. Такие организации должны быть преобразованы в кредитные организации по российскому законодательству или утратить возможность осуществлять банковские операции.

3.2.6. Вопрос кардинальных преобразований в отношении собственности или структуры Сбербанка России и Внешторгбанка России, включая продажу (передачу) принадлежащих Банку России акций этих банков, не входит в число актуальных задач реформирования банковской системы на ближайшую перспективу. В условиях, когда не устранены все предпосылки для системных банковских трудностей, поспешные действия по принятию и реализации кардинальных решений могут дестабилизировать ситуацию с восстановлением доверия к банковскому сектору, нарушить процесс его реформирования и негативно сказаться на возможностях социально-экономического развития страны.

Что касается высказываемой иногда идеи о формировании на базе Сбербанка России нескольких банков, то она представляется абсолютно необоснованной, и ее реализация способна повести исключительно к негативным последствиям.

Действительно актуальной задачей является выработка перспективных направлений развития данных банков.

3.2.7. Финансирование государством процесса реструктуризации банковской системы следует ограничить перечнем проблемных кредитных организаций, ликвидация которых привела бы к значительным экономическим и социальным издержкам. Реструктуризация кредитных организаций силами государства должна осуществляться исключительно через специализированный институт - Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО). Реструктуризацию банков, находящихся в настоящее время под управлением АРКО, целесообразно завершить не позднее 2003 года. Контрольные пакеты акций реструктурированных кредитных организаций, находящихся под управлением АРКО, подлежат продаже.

Расширение круга банков реструктурируемых с привлечением бюджетных средств, представляется нецелесообразным.

3.2.8. Возможным направлением деятельности АРКО в перспективе, (после завершения реструктуризации переданных под его управление банков и продажи принадлежащих ему пакетов акций) может стать участие в ликвидации банков с отозванной лицензией. Нерешенность данной проблемы создает значительные препятствия на пути восстановления доверия инвесторов к банковской системе. В то же время наличие у Агентства опыта по реструктуризации проблемных банков и необходимых квалифицированных кадров могло бы в существенной степени содействовать ускорению процесса ликвидации банков и минимизации потерь кредиторов в случае придания АРКО соответствующих функций.

Другим возможным направлением развития деятельности АРКО (не исключающим указанное выше) является придание ему функции институциональной структуры гарантирования (страхования) вкладов населения. При этом следует исходить из нецелесообразности совмещения Агентством функций по реструктуризации кредитных организаций и гарантировании (страховании) вкладов. Нецелесообразность такого совмещения обусловлена тем, что при этом неизбежно возникают операционные риски для функционирования системы гарантирования вкладов, вытекающие из прав кредиторов банков, находящихся под управлением Агентства.

Изменение функций АРКО требует внесения изменений в законодательство. Развитие деятельности АРКО по указанным направлениям отвечает задачам поддержания системной стабильности.

3.3. Формирование конкурентной среды в банковском секторе

Создание условий для развития конкурентной среды в банковском секторе является одним из ключевых элементов государственной политики в отношении банковской системы и всей финансовой сферы, направленной на обеспечение конституционных гарантий единства экономического пространства и свободного перемещения услуг и финансовых средств в регионах. Решение данной задачи носит комплексный характер.

3.3.1. Действия органов регулирования банковской деятельности должны быть направлены на исключение ситуаций, при которых банки принимают коммерческие решения под влиянием политического давления или воздействия со стороны других хозяйствующих субъектов, а также на создание равных условий для ведения бизнеса всеми кредитными организациями вне зависимости от формы собственности, что подразумевает предъявление к ним единых нормативных требований. В равной мере данное положение распространяется и на кредитные организации, контролируемые государством, включая Банк России.

3.3.2. Антимонопольною регулирование в банковском секторе имеет федеральный и региональный аспекты. При этом региональный аспект антимонопольного регулирования состоит главным образом в противодействии попыткам введении территориальных ограничений на деятельность кредитных организаций (кроме ограничений по линии надзорного регулирования, касающихся отдельных банков), случаям предоставления преференциального режима функционирования отдельным “региональным” банкам по сравнению с другими банками, работающими в этом же регионе или на федеральном рынке. Данное положение необходимо закрепить путем внесения соответствующих изменений в Федеральный закон “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг”.

На федеральном уровне антимонопольный аспект дополняется контролем за банками, занимающими доминирующее положение на отдельных сегментах финансовых рынков в целях недопущения использования ими своего доминирующего положения в противоречии с задачами развития банковской системы и конкуренции на рынке банковских услуг.

Объектом постоянного внимания органов антимонопольного регулирования должны стать решения органов власти всех уровней, если эти решения касаются введения каких-либо особенностей деятельности банков по функциональному или территориальному признаку.

3.3.3. Для развития конкурентной среды и более эффективного действия фактора рыночной дисциплины должны быть приняты меры по повышению транспарентности кредитных организаций.

В этих целях в действующее законодательство должны быть внесены требования ежеквартальной публикации в печати балансов и отчетов о финансовых результатах деятельности банков, а также таких ключевых финансовых показателей, как коэффициент достаточности капитала, качество кредитного портфеля и размер резервов на покрытие сомнительных активов. Необходимо также законодательно обязать кредитные организации, являющиеся головными в составе банковских групп, публиковать консолидированный балансовый отчет и отчет о прибылях и убытках.

3.4. Налогообложение кредитных организаций

Банковский сектор не должен иметь каких-либо льгот и привилегий по линии налогообложения. Вместе с тем, условия налогообложения в отношении кредитных организаций не могут быть хуже, чем для других юридических лиц. Принципиальное значение для кредитных организаций имеет адекватное определение доходов, расходов, относимых на себестоимость банковских услуг и налогооблагаемой базы.

Первоочередными, с точки зрения совершенствования системы налогообложения кредитных организаций, являются следующие вопросы:

  • ставка налога на прибыль кредитных организаций должна быть установлена на уровне ставки налога на прибыль для предприятий небанковского сектора;
  • из состава доходов и расходов, учитываемых для целей налогообложения, необходимо исключить переоценку средств в иностранной валюте, поступивших в оплату уставных капиталов кредитных организаций;
  • в состав резервов, принимаемых в расчет налогооблагаемой базы по налогу на прибыль у кредитных организаций, должны включаться все резервы, сформированные в соответствии с нормативными актами Банка России под риски, вызванные добросовестными операциями и сделками;
  • к расходам, учитываемым при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, следует отнести затраты капитального характера по объектам производственного назначения (имеющим непосредственное отношение к банковской деятельности), а также расходы, связанные с организацией банком филиалов и представительств,
  • нематериальные активы следует отнести к объектам, имеющим отношение к банковской деятельности, что позволит относить начисленный по ним износ к расходам, включаемым в себестоимость оказываемых банками услуг и в расчет налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль;
  • отменить ограничения по учету расходов по операциям с ценными бумагами при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль суммой доходов, полученных по конкретной категории ценных бумаг (обращающихся и необращающихся на организованном рынке), а также предусмотреть возможность использования льготы по снижению налогооблагаемой базы на сумму убытков прошлых лет, полученных от реализации ценных бумаг (такая возможность предусмотрена для убытков от реализации товаров, работ и услуг);
  • отменить налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, как непродуктивный и стимулирующий теневой бизнес.

4. Структурные и институциональные аспекты развития банковской системы

4.1. Основные проблемы структуры банковской системы

4.1.1. Фундаментальные принципы организации российской банковской системы, определенные действующим законодательством, а именно двухуровневая структура (Центральный банк Российской Федерации и кредитные организации) и универсальные функциональные возможности банков отвечают базовым потребностям экономики и обеспечивают благоприятные исходные условия для развития банковской системы, адекватной потребностям экономического роста. Указанные законодательные принципы должны быть сохранены в качестве правовой основы функционирования банковской системы.

4.1.2. Банки должны сохранить возможность развиваться в рамках универсального статуса, позволяющего снизить риски за счет диверсификации услуг, обеспечить комплексность обслуживания клиентом.

Специализация банков на отдельных продуктах, операциях или видах деятельности возможна в рамках их универсального статуса. Принцип добровольной (коммерческой) специализации банков, исключающий административные методы навязывания им конкретных форм специализации, базируется на том, что в связи с коммерческим статусом всю ответственность за решения по выбору сфер деловой активности несут сами кредитные организации и их учредители (участники).

4.1.3. Наряду с сохранением статуса банков как универсальных финансовых посредников, необходимым является развитие институциональных альтернатив банкам в рамках банковской системы. Целесообразно, в том числе, создание правовых возможностей для деятельности кредитно-депозитных организаций, то есть организаций, имеющих лицензию на операции по привлечению и размещению средств в рамках, установленных Федеральным законом “О банках и банковской деятельности” (первая и вторая банковские операции, указанные в статье 5), без оказания расчетных услуг и привлечения средств населения. Такого рода организации могут способствовать удовлетворению спроса на инвестиционные услуги в тех случаях, когда работа универсальных банков не столь эффективна.

4.1.4. Актуальной является проблема формирования правовой базы для создания ссудно-сберегательных ассоциаций, кредитных кооперативов и других подобных структур. Наиболее существенным при этом является вопрос о вхождении этих организаций в банковскую систему и о методах контроля их деятельности. Возможным в принципе является как придание этим организациям статуса кредитных, так и отнесение их к некредитным организациям. Конкретное решение вопроса зависит от характера предоставляемых этим организациям возможностей по проведению операций финансового посредничества. Тем не менее, международный опыт свидетельствует о том, что более рациональным является функционирование указанных организаций в рамках банковской системы.

4.1.5. Изменение структуры банковской системы по таким параметрам, как концентрация капитала, оказание отдельных видов услуг. размещение кредитных организаций по регионам, должно происходить на рыночных принципах.

Роль государства в процессах реорганизации кредитных организаций, которые могут сопровождать изменение структуры банковской системы по данным параметрам, в общем случае состоит в обеспечении на законодательном уровне и в процессе регулирования банковской деятельности:

  • защиты законных интересов кредиторов, в том числе вкладчиков, и инвесторов;
  • транспарентности реорганизационных процедур.

Реорганизация устойчивых кредитных организаций, в том числе их присоединение к другим финансовым институтам, должна происходить только на принципах добровольности. Реорганизация и ликвидация проблемных кредитных организаций может, а в соответствующих случаях должна осуществляться принудительно.

Все реорганизационные процедуры должны производиться строго в рамках, установленных законодательством. Как добровольные, так и принудительные процедуры реорганизации могут проводиться лишь при условии, что параметры рисков, принятых организацией, образующейся после реорганизации, будут находиться в границах общеустановленных норм (предельных значений) на банковские услуги, обеспечивать условия для развития цивилизованных рыночных отношений. Необходимым условием активизации банковской деятельности в регионах является исключение возможностей для принятия на местном уровне решений, которые ведут к финансовой автаркии

4.1.6. Эффективность усилий по активизации банковской деятельности во многом зависит от развития банковского сектора в регионах, что определяется, в том числе, способностью региональных органов власти и деловых кругов целенаправленно осуществлять усилия по развитию кредитных организаций, способных удовлетворить спрос, создают преференции отдельным “местным” финансовым институтам.

Проблема оттока финансовых ресурсов из регионов через филиальную сеть крупных банков может эффективно решаться органами власти и деловыми кругами только путем создания на региональном уровне благоприятных коммерческих возможностей для приложения капиталов.

4.2. Участие иностранного капитала в банковской системе России

4.2.1. В ближайшей перспективе представляется желательным усиление роли банков, которые контролируются иностранным капиталом. Расширение присутствия данной группы банков на российском рынке будет иметь позитивное значение, поскольку западный капитал, приток которого сам по себе необходим, привносит на российский рынок современные банковские технологии, новые финансовые продукты и, в целом, накопленную культуру банковского дела. Развитие конкуренции в банковском секторе, которое также является результатом притока капитала в банковскую сферу, является важным фактором ее развития и укрепления.

4.2.2. Для привлечения иностранных инвестиций в экономику России и в ее банковскую систему, в частности, требуется улучшить законодательное обеспечение прав инвесторов, обеспечить более благоприятные налоговые условия иностранных инвестиций и снижение некоммерческих рисков вложений, свободную репатриацию прибыли, ускорить переход предприятий и организаций на международные стандарты бухгалтерского учета, и на этой основе - совершенствование отчетности.

В налоговой сфере необходимо решить задачи, оговоренные в пункте 3.4.

В целях предотвращения возможности появления на российском рынке банковских услуг кредитных организаций, контролируемых иностранными учредителями с сомнительной репутацией, разрешительный принцип допуска иностранного капитала в банковской системе России должен быть сохранен.

4.2.3. Целесообразно определить порядок открытия филиалов иностранных банков, а также режим регулирования их деятельности в рамках банковской системы Российской Федерации, предполагающие равные с кредитными организациями-резидентами условия работы на рынке.

4.2.4. Вопрос об установлении квоты участия иностранного капитала в банковской системе России должен решаться с учетом потребностей в притоке банковского капитала из-за границы и других задач по развитию рыночных отношений в России (в том числе интересы по вступлению в ВТО). Представляется, что введение квоты в размере 25% уставного капитала банков с передачей Банку России законодательных полномочий по оперативному регулированию квоты соответствовало бы национальным интересам.

5. Функциональные аспекты развития банковской деятельности

5.1. Взаимодействие банков с реальным сектором экономики

5.1.1. Определяющее воздействие на развитие кредитных операций банков окажут темпы и характер структурных преобразований в экономике, меры по повышению степени законодательной защиты прав кредиторов, а также транспарентности информации о финансовом состоянии и о структуре собственности организаций, работающих в реальном секторе. Существенное значение будет иметь также ситуация в финансовой сфере, включая политику заимствований на внутреннем финансовом рынке. В частности, позитивное влияние на формирование рыночных стимулов переориентации банков на операции с реальной экономикой будет иметь продолжение проведения Правительством Российской Федерации ограничительной политики по объемам эмиссии государственных облигаций.

5.1.2. Содействие росту спроса на кредиты банков со стороны реального сектора экономики по линии монетарной политики состоит в осуществлении мер, направленных на снижение инфляции и процентных ставок на финансовом рынке, обеспечение стабильной динамики курса рубля, предсказуемости монетарных макроэкономических параметров, расширение рефинансирования банков с применением механизма, основанного на Положении Банка России от 03.10.2000 №122-П “О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом и поручительствами”. В соответствии с указанным положением в обеспечение предоставленных банкам кредитов принимаются векселя, права требования по кредитным договорам финансово устойчивых предприятий и организаций, отвечающих установленным Банком России требованиям.

5.1.3. Развитие кредитных операций должно сопровождаться адекватным контролем за состоянием банковских рисков. Банки должны пристально отслеживать финансовое состояние заемщиков, объективно оценивать риск невыполнения ими своих обязательств и стоимость внесенного залога, формировать в необходимых объемах резервы на возможные потери. В этой связи следует еще раз отметить важность создания благоприятных налоговых условий, учета расходов по формированию резервов при определении налогооблагаемой базы.

В целях повышения качества управления рисками банки должны: - активно использовать рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору, а также передовые методы управления рисками, используемые в международной банковской практике, включающие в случае применимости экономико-статистические оценки вероятности наступления неблагоприятных для банка событий. - обеспечить постоянный мониторинг рисков, добиваться эффективности функционирования систем внутреннего контроля, исключить принятие неконтролируемых решений, связанных с проведением банковских и хозяйственных операций.

5.1.4. Развитие банковских продуктов, связанных с проведением кредитных операций, во многом зависит от договорных механизмов распределения рисков. К числу таких механизмов относятся предоставление синдицированных кредитов с разделением рисков между несколькими банками, кредитные деривативы и страхование исполнения обязательств по выданным ссудам. В целях реализации последнего механизма необходимо создать правовые условия для привлечения на российский рынок иностранных страховых организаций, занимающихся страхованием кредитных рисков.

Механизмы и инструменты управления рисками при проведении банками кредитных операций с субъектами реальной экономики могут также включать ограниченные бюджетными возможностями государственные гарантии под проекты (за счет использования механизма частичного субсидирования процентной ставки или предоставления гарантии возврата определенной доли кредитов), имеющие особое значение с точки зрения функционирования экономики страны или отдельных регионов.

5.1.5. Одним из инструментов выявления рисков операций банков с предприятиями и организациями является создание системы раскрытия информации о добросовестности исполнения заемщиками обязательств перед банками (“кредитные бюро”). Необходимым является принятие федерального закона, обеспечивающего права и обязанности носителей соответствующей информации. При наличии законодательной базы кредитные бюро могут формироваться как независимые структуры, работающие в интересах кредитных организаций и их клиентов.

5.1.6. Важным направлением развития кредитных операций банков могут стать операции с розничными клиентами, а именно кредитование малого и среднего бизнеса, ипотечное кредитование и потребительский кредит. В то же время на степень коммерческого интереса кредитных организаций к таким операциям влияют уровень риска, издержки банков, связанные с необходимостью проработки большого количества кредитных заявок и инвестиционных проектов розничных клиентов, а также стоимость ресурсов, привлеченных кредитной организацией.

Снижению рисков кредитования малого и среднего бизнеса должна способствовать реализация системы финансирования субъектов малого предпринимательства на основе предоставления гарантий, предусмотренной Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 годы, а также совершенствование порядка отнесения на расходы банков созданных в соответствии с действующим законодательством резервов на возможные потери по ссудам (см. пункт 3.4).

В области развития ипотечного кредитования первостепенной задачей является создание законодательной основы для выпуска и обращения ипотечных ценных бумаг и реализации иных мер, предусмотренных Правительственной программой по развитию ипотечного кредитования.

5.2. Обслуживание депозитов и сбережений населения

5.2.1. Активизация операций банковской системы с реальным сектором экономики невозможна без создания устойчивой долгосрочной ресурсной базы.

В связи с этим стратегической задачей развития банковской системы должна стать активизация деятельности банков по привлечению сбережений населения. Общей предпосылкой для увеличения сбережений населения в банках является:

  • повышение уровня доверия экономических субъектов к государству и партнерам по бизнесу, частной формой которого выступает доверие населения к финансовым посредникам;
  • дальнейшее повышение реальных доходов населения.

5.2.2. Важным инструментом повышения доверия к банковской системе в целях привлечения сбережений населения в банковскую систему станет создание системы защиты (гарантирования, страхования) вкладов. Принципиально важным с этой точки зрения является принятие соответствующего федерального закона, который должен стать базой для введения системы защиты вкладов.

Конкретные параметры развития указанной системы должны быть увязаны с реализацией мер по укреплению законодательных основ транспарентности банковской системы, банковского надзора, механизмов банкротства и ликвидации кредитных организаций, а также реальными темпами снижения системных рисков банковского сектора.

5.2.3. Повышение степени защиты средств вкладчиков может быть достаточно оперативно обеспечено за счет внесения изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций”. Целесообразно создать правовые возможности для быстрого удовлетворения требований вкладчиков за счет обязательных резервов и ликвидных активов, которые имеются в распоряжении кредитных организаций на момент отзыва лицензии на совершение банковских операций, до формирования конкурсной массы из иных источников.

5.2.4. В целях повышения эффективности управления риском ликвидности кредитных организаций, связанного с привлечением вкладов населения, необходимо принять меры по минимизации негативного влияния непредвиденного изъятия населением срочных вкладов на финансовое состояние банков. Следует внести изменения в ст. 837 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающие возможность включения в договор вклада положения о праве вкладчика на досрочное изъятие депозита при условии предварительного уведомления банка (до 30 дней).

5.2.5. Решению проблемы ресурсного обеспечения кредитных вложений в экономику в оперативном плане может способствовать устранение привязки объема выпускаемых облигаций к капиталу, а также удешевление процедуры эмиссии долговых обязательств. Последняя проблема может быть решена с учетом возможностей федерального бюджета по замещению доходов от регистрации выпуска ценных бумаг иными источниками, а также в общем контексте налоговой реформы.

Развитие платежной системы

5.3.1. Деятельность Банка России на ближайшие три года будет направлена на совершенствование функционирования платежной системы России, проведение мероприятий по расширению безналичных расчетов, внедрению современных технологий и методов передачи платежной информации, обеспечению эффективного и надежного обслуживания всех участников расчетов.

В целях определения основных действий Банка России по дальнейшему развитию платежной системы России ведется разработка концепции развития платежных систем, в том числе платежной системы Банка России как системообразующей платежной системы России, и разработка координационного плана мероприятий по ее реализации.

5.3.2. Деятельность Банка России будет направлена на построение в платежной системе России новой компоненты, основанной на валовых расчетах в режиме реального времени, предназначенной для проведения крупных, срочных высокоприоритетных платежей, генерируемых межбанковскими рынками, рынками ценных бумаг, другими пользователями, что позволит существенно повысить эффективность национальной платежной системы и осуществить в дальнейшем интеграцию в международные платежные системы. Банком России будет продолжена работа по построению Единой телекоммуникационной банковской сети, поддержанию ликвидности участников расчетов, совершенствованию тарифной политики в области предоставления услуг платежной системы пользователям, включая органы федерального казначейства.

Банк России предполагает разработку и внедрение унифицированных форматов электронных документов, используемых при проведении расчетов. В то же время рассматривается вопрос о целесообразности и эффективности использования форматов на базе SWIFT в различных системах: проектируемой системе валовых расчетов, работающей в режиме реального времени, других системах расчетов Банка России.

5.3.3. Банком России будут приниматься меры по совершенствованию регулирования действующих в стране частных платежных систем, которые обеспечивают эффективные внутрибанковские расчеты, расчеты на основе межбанковских корреспондентских отношений, клиринговые (неттинговые) расчеты. Будет продолжено сотрудничество Банка России с кредитными организациями и их ассоциациями в части реформирования платежной системы.

Для сокращения наличного денежного оборота Банком России будет проводиться дальнейшая работа по созданию методологической базы (выдвижение законодательных инициатив, совершенствование банковских правил), способствующей внедрению безналичных инструментов платежа с использованием специальных средств, включая платежные карты, базирующихся на современных информационных технологиях.

Кроме того. Банк России будет поддерживать инициативы кредитных организаций по созданию клиринговых систем, которые смогут предоставить дополнительные платежные услуги с использованием платежных карт и тем самым способствовать распространению их в Российской Федерации.

5.3.4. Проводимая Банком России тарифная политика основана на установлении твердых тарифов, не зависящих от сумм платежей, и строится на принципах дифференциации тарифов в зависимости от видов платежей, способов и времени передачи платежных документов. Дифференциация тарифов введена в целях стимулирования внедрения клиентами Банка России современных средств связи и электронных платежей, в связи с чем самые низкие тарифы установлены по электронным платежам, самые высокие - по платежам на бумажных носителях (по телеграфным и почтовым платежам). В целях выравнивания объема документооборота в пределах операционного дня, ускорения оборачиваемости денежных средств и активизации процессов управления внутридневной ликвидностью кредитными организациями предусматривается увеличение стоимости предоставляемых Банком России расчетных услуг в конце операционного дня.

В соответствии с существующими правилами Банк России будет доводить до клиентов Банка России информацию о нововведениях в области проводимой Банком России тарифной политики, в том числе о размерах тарифов Банка России на расчетные услуги, размещая ее в разделе информационных сообщений “Вестника Банка России”.

Регулирование банковской деятельности

Основным направлением развития регулирования банковской деятельности является последовательное внедрение апробированных международным опытом подходов к его методике и организации. Это потребует внесения изменений в действующее законодательство, а также совершенствования практики их применения.

Задачи укрепления правопорядка в банковском деле, наряду с вопросами банковского надзора, затрагивают также такие проблемы, как контроль за валютными операциями, соблюдение налогового и антимонопольного законодательства в банковской сфере, борьба с отмыванием преступных доходов. Вопросы совершенствования законодательной и правоприменительной практики по данным направлениям также должны решаться с использованием международного опыта.

Банковское законодательство

Важное значение для повышения эффективности работы по реформированию банковской системы будет иметь принятие подготовленных поправок в действующее законодательство, находящихся в настоящее время на рассмотрении Государственной Думы, по следующим основным направлениям:

в сфере банкротства и ликвидации кредитных организаций:

  • исключение возможности приостановления судом решений Банка России об отзыве у кредитных организаций лицензий до результатов рассмотрения дела по существу;
  • введение в качестве критерия несостоятельности снижение показателя достаточности капитала ниже уровня 2%;
  • введение жестких норм ответственности руководителей и учредителей (участников) за осуществление действий, вызвавших банкротство кредитных организаций;
  • установление запрета на совершение кредитными организациями сделок, направленных на удовлетворение требований отдельных кредиторов, с момента отзыва лицензии до начала ликвидационных процедур;
  • усиление контроля со стороны временной администрации и конкурсного управляющего за сделками, заключаемыми кредитной организацией как до отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций, так и после отзыва;
  • представления разрешения на проведение ликвидационных процедур кредитных организаций юридическим лицам.

в сфере допуска организаций на рынок банковских услуг и лицензирования банковской деятельности:

  • ужесточение требований по профессиональной пригодности и деловой репутации в отношении руководства и финансовой устойчивости учредителей (участников) кредитных организаций;
  • уменьшение минимальной доли участия в капитале кредитной организации, для приобретения которой требуется согласие Банка России, с 20 до 5%;
  • предоставление Банку России права запрашивать у кредитной организации и ее учредителей любую информацию о финансовом состоянии и деятельности лиц, способных прямо или косвенно определять решения, реализуемые кредитной организацией, и принимать на основе этой информации решения о возможности данных лиц участвовать в руководстве или контроле за деятельностью кредитной организации. в сфере пруденциального банковского надзора:
  • расширение круга юридических лиц, отчетность которых должна включаться в консолидированную отчетность банковских групп, а также предоставление Банку России права устанавливать для юридических лиц-участников банковской группы порядка предоставления информации о собственной деятельности, которая необходима для составления консолидированной отчетности;
  • предоставление Банку России права устанавливать обязательные пруденциальные нормы для банковских групп;
  • создание возможностей для регулирования деятельности банковских холдингов;
  • предоставление Банку России права производить по результатам проверок корректировку собственных средств (капитала) кредитных организаций, а также определение обязанности кредитных организаций уменьшать уставный капитал до уровня собственных средств (капитала) в случае, если собственные средства (капитал) меньше уставного капитала и определение мер ответственности кредитных организаций за невыполнение данного требования;
  • определение права Банка России предоставлять органам надзора иностранных государств на конфиденциальной основе полученную в процессе осуществления им функций по надзору за банками информацию без получения согласия кредитной организации и обеспечивать защиту информации, получаемой Банком России от органов банковского надзора других стран на конфиденциальной основе.

6.1.3. Для снижения риска репутации банков требуется принятие Федерального закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем”, а также новой редакции Федерального закона “О валютном регулировании и валютном контроле”. В числе наиболее важных вопросов, требующих решения, следует выделить четкое определение сферы и предмета регулирования, задач и полномочий соответствующих органов, в том числе по получению информации и их обязанностей по работе с ней, конкретные меры ответственности за нарушение требований законодательства.

Банковский надзор

6.2.1. В сфере лицензирования деятельности кредитных организаций предстоит решить задачи по упрощению формальной процедуры лицензирования с одновременным повышением требований при выдаче лицензий для вновь создаваемых кредитных организаций и при расширении видов деятельности по следующим основным направлениям:

  • ужесточение требований к финансовому положению учредителей (акционеров, участников) кредитных организаций и ужесточение контроля за деловой репутацией учредителей кредитных организаций и лиц, приобретающих более 20% (а при внесении изменений в законодательство -5%) их акций (долей);
  • повышение квалификационных требований к кандидатам на должности руководителей и главных бухгалтеров кредитных организаций, включая предъявляемые требования к их деловой репутации;
  • совершенствование требований по составлению бизнес-планов кредитных организаций;
  • более пристальное отслеживание структуры реальных владельцев кредитных организаций;
  • оценка возможного влияния взаимозависимости учредителей (участников) на деятельность кредитных организаций.

6.2.2. Целесообразно дополнительно расширить возможности капитализации кредитных организаций путем упрощения порядка увеличения уставного капитала кредитных организаций за счет конвертации долгов кредитных организаций в капитал, а также путем оплаты акций (долей) драгоценными металлами в слитках.

6.2.3. Важнейшим элементом обеспечения финансовой стабильности банковского сектора является дальнейшее развитие системы требований, определяющих допустимые параметры принимаемых кредитными организациями рисков. Применение “Основополагающих принципов эффективного банковского надзора”, рекомендованных Базельским комитетом по банковскому надзору, предполагает последовательный переход от формальных ограничений и регламентаций к регулированию рисков путем максимального учета при определении требований, предъявляемых к кредитным организациям, таких параметров, как:

  • существенность рисков;
  • качество внутрибанковских систем управления и контроля за рисками;
  • адекватность суждения кредитной организации о реальном уровне риска.

Роль надзорного органа при этом также претерпит качественные изменения, предполагающие замещение формальных процедур контроля за соблюдением установленных норм оценкой качественных параметров степени рисков, принятых кредитными организациями. Особое внимание должно быть уделено качеству внутрибанковских систем управления и внутреннего контроля. Темпы внедрения продвинутых подходов к организации банковского надзора помимо качества решения задач самим органом надзора будут зависеть от повышения степени самостоятельности банков в принятии коммерческих решений (исключающей формы прямого либо косвенного стороннего влияния на коммерческие решения банков), а также от общей динамики развития банковского дела и повышения его культуры.

6.2.4. Работа по совершенствованию методики и организации надзора должна быть продолжена по следующим основным направлениям.

6.2.4.1. Совершенствование системы обязательных нормативов путем повышения эффективности их регулирующего воздействия на уровень рисков кредитных организаций. Имеется в виду, прежде всего, более точный учет реальных рисков банковской деятельности в действующих обязательных нормативах. Другой задачей является сокращение числа установленных банкам обязательных нормативов и сохранение лишь нормативов, позволяющих эффективно регулировать банковскую деятельность. Целесообразно также с учетом уровня системных рисков, недостаточной транспарентности и низкого уровня доверия к банковской системе повысить минимальные требования по достаточности капитала.

6.2.4.2. Развитие практики оценки рисков на консолидированной основе, в том числе путем включения данных об операциях с небанковскими организациями, входящими в состав банковских групп.

При этом целесообразно включить в состав обязательных отчетных данных головных в составе банковских групп банков информацию о некредитных организациях, входящих в состав банковских групп, что позволит в рамках банковского надзора осуществлять регулирование и мониторинг рисков, принимаемых на себя кредитными организациями в рамках финансово-промышленных групп.

6.2.4.3. Развитие надзора на консолидированной основе, в том числе за деятельностью банковских холдингов.

Организации лиц, контролирующих через участие в капитале или иным способом деятельность кредитных организаций, должны осуществлять данные права транспарентно, а возможная концентрация рисков, связанная с осуществлением данных прав должна выступать объектом специального внимания со стороны органа банковского надзора.

6.2.4.4. Расширение состава инструментов и рисков, по которым банки должны формировать резервы на возможные потери.

В число инструментов и рисков, по которым банки должны формировать резервы на возможные потери, необходимо включить внебалансовые операции, срочные сделки, государственные ценные бумаги, а также налоговые и другие обязательства банков перед государством.

В перспективе в координации с внедрением международных стандартов бухгалтерского учета и модернизацией системы налогообложения предполагается дополнительно либерализовать подходы к порядку формирования всех видов резервов, имея в виду предоставление кредитным организациям более широких возможностей для вынесения суждения о величине принятого риска при формировании резервов с последующим контролем надзорного органа и аудиторов.

6.2.4.5. Повышение оперативности и качества анализа финансового состояния кредитных организаций и эффективности контроля за достоверностью банковской отчетности. Данная задача будет решаться путем внедрения комплексных методик анализа финансового состояния кредитных организаций как на этапе документарного надзора, так и на этапе проведения инспекторских проверок. Основная задача - выявление проблем кредитных организаций на ранних стадиях их возникновения.

В целях усиления контроля за отражением в отчетности реального положения дел в кредитных организациях будут проводиться систематические проверки, включая повторные, с применением в необходимых случаях жестких санкций. Важным инструментом повышения эффективности этой работы является внесение поправок в действующее законодательство, предполагающих право Банка России производить корректировку величины активов и собственных средств банков.

6.2.5. В течение ближайших двух лет будет проведена работа по подготовке к внедрению международных стандартов в практику ведения бухгалтерского учета кредитными организациями. Указанная работа затронет нормативную базу, вопросы организации бухгалтерского и управленческого учета в кредитных организациях, а также подготовку и переобучение кадров. Необходимой предпосылкой решения данной задачи является принятие нового Федерального закона “О бухгалтерском учете”, который должен создать возможности для практического внедрения учетных принципов, основанных на МСБУ. Необходимые коррективы должны быть внесены также в налоговое законодательство.

В рамках перехода на МСБУ Банк России предпримет меры по оптимизации системы отчетности, представляемой кредитными организациями в Банк России, имея в виду в первую очередь устранение дублирования и излишней детализации информации, упорядочение сроков представления отчетности.

6.2.6. Новым направлением раскрытия информации о банковском секторе станет введение в практику с учетом рекомендаций Международного валютного фонда (МВФ) расчета и публикации данных о надежности и стабильности банковской системы (так называемые, макропруденциальные показатели). Раскрытие данной информации позволит кредитным организациям, надзорным органам, международным финансовым организациям осуществлять регулярный мониторинг надежности банковской системы.

6.2.7. Принятие необходимых изменений в законодательстве в части обмена информацией с надзорными органами зарубежных стран (п. 6.1) позволит по-новому подойти к организации надзора за деятельностью кредитных организаций на консолидированной основе, улучшить международный аспект транспарентности информации о российской банковской системе, расширить практическую сферу применения заключенных соглашений с надзорными органами зарубежных стран. В свете этих возможностей предполагается продолжить работу по заключению новых соглашений с надзорными органами зарубежных стран.

6.2.8. Существенным условием нормализации регулирования деятельности кредитных организаций является восстановление полномочий Банка России по лицензированию и контролю за деятельностью кредитных организаций как профессиональных участников и эмитентов на рынке ценных бумаг.

6.2.9. Совершенствование банковского надзора на данном этапе должно осуществляться в рамках выполнения надзорных функций Банком России. Проблема создания агрегированного регулятора (мегарегулятора) может рассматриваться только в условиях высокого уровня развития финансовых рынков, обусловливающего тесную взаимосвязь и взаимозависимость всех их участников.

7. Вопросы корпоративного управления и внутреннего контроля в кредитных организациях

7.1. Важным элементом реформирования банковского дела в России является качественное изменение подходов кредитных организаций к построению систем корпоративного управления и внутреннего контроля, прежде всего, по линии управления рисками. Кредитные организации должны реализовать меры по формированию систем управления рисками, адекватных характеру совершаемых операций. Указанные системы управления рисками должны включать эффективные информационные системы мониторинга рисков, одним из обязательных требований к которым должно быть доведение необходимой и достаточной информации до соответствующих уполномоченных сотрудников и до органов управления кредитных организаций.

Система управления рисками должна обеспечивать не только эффективную защиту от принятых рисков, но и носить активный характер, оказывая влияние на определение конкретных направлений деятельности, осуществляемых кредитными организациями.

7.2. В условиях перестройки стратегии деятельности банков с операций на финансовых рынках к обслуживанию реальной экономики на первый план выдвигается управление кредитным риском и риском ликвидности, а также вопрос координации управления указанными видами рисков.

7.3. Управление рисками должно осуществляться как на индивидуальной, так и на консолидированной основе. Консолидированное управление рисками должно состоять, прежде всего, в оценке риска по банковской группе и комплексном управлении финансовыми потоками юридических лиц, входящих в банковскую группу, в целях разумного сочетания финансового результата и уровня риска в рамках банковской группы. Кредитные организации, входящие в состав многопрофильных банковских групп в качестве головных организаций и участников, должны принимать во внимание риски, связанные с переплетением банковской и иной, в том числе, например, производственной деятельности, усложнением организационной структуры управления и системы внутреннего контроля.

7.4. Существенным условием развития и повышения эффективности систем внутреннего управления и контроля является полноценная реализация принципов деятельности, вытекающих из статуса банков как коммерческих организаций, независимых в осуществлении своей оперативной деятельности. Необходимой предпосылкой для реализации этих принципов выступает устранение любых форм вмешательства в деятельность банков, оказания воздействия на хозяйственные решения банков вне рамок действующего законодательства.

7.5. Фактором повышения качества корпоративного управления в кредитных организациях является совершенствование банковского надзора в направлении более активного проведения оценок качества систем внутрибанковского управления и внутреннего контроля при определении состояния и перспектив деятельности кредитных организаций. Вместе с тем надзорный орган не должен диктовать банкам конкретные схемы корпоративного управления и внутреннего контроля.

8. Взаимодействие в банковском сообществе и сотрудничество с международными организациями

8.1. Развитие культуры банковского дела должно стать одним из центральных элементов реформирования банковской системы. Наиболее важными проблемами в этой сфере являются:

  • повышение ответственности руководителей кредитных организаций за исполнение принятых ими обязательств;
  • развитие транспарентности банковской деятельности;
  • повышение профессиональных навыков и уровня этических норм деятельности руководства, сотрудников, а также учредителей (участников) кредитных организаций. Необходимо исключить из практики формально корректные, но сомнительные по существу операции, ведущие к приукрашиванию финансового состояния банков.

8.2. На решение данных проблем, указанных в П.8.1, направлены предложенные выше изменения в действующее законодательство. Однако практика, в том числе и международная, показывает, что сами по себе усилия регулирующих органов без поддержки банковского сообщества не дают желаемого результата.

Стимулом к укреплению принципов взаимодействия в банковском сообществе может стать принятие всеми заинтересованными сторонами Этических принципов банковского дела, в разработке которых ведущую роль могут сыграть сами кредитные организации и их ассоциации. Задача данного документа - систематизировать неурегулированные законодательством принципы делового оборота, отвечающие задачам формирования здоровой рыночной среды.

8.3. В целях учета позиции банковского сообщества по проблемам развития банковской системы следует развивать практику привлечения банковского сообщества, в том числе банковских ассоциаций, к работе по совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы банковского дела.

8.4. Необходимо продолжать работу по приведению в соответствие с международной банковской практикой роли внешнего аудита, что предполагает:

  • повышение требований к репутации и .опыту работы аудиторских организаций, работающих с кредитными организациями;
  • приведение стандартов аудита в соответствие с требованиями международной практики и соответствующих рекомендаций международных организаций;
  • применение более жестких мер, включая лишение лицензий, к аудиторам за грубые ошибки, повлекшие введение в заблуждение пользователей подтвержденной аудиторами недостоверной информации;
  • повышение роли саморегулируемых профессиональных организаций в допуске аудиторов на рынок.

Продвижение по данным направлениям необходимо осуществлять при сохранении за Банком России функций лицензирования деятельности аудиторских организаций на соответствующих сегментах рынка и контроля за их деятельностью. Принципиально важным является, чтобы конкретные вопросы взаимоотношений аудиторов с регулирующими органами решались на принципах четкого определения сферы ответственности аудита, не предполагающей подмены надзорных и иных функций, осуществляемых органами регулирования банковской деятельности в отношении кредитных организаций.

8.5. Важный вклад в методическое обеспечение процессов реформирования российской банковской системы, а также открытости для международного сообщества вносит взаимодействие с зарубежными правительственными органами, органами банковского надзора и международными организациями. Особую роль в этих процессах может играть сформированный под эгидой Банка России в марте 1999 года Межведомственный координационный комитет содействия развитию банковского дела в России (МКК), в работе которого помимо российских органов государственной власти участвуют международные организации (МВФ, Всемирный банк, ЕБРР). Наиболее актуальными направлениями в деятельности МКК и созданных в его рамках рабочих групп являются вопросы развития банковского законодательства, разработки нормативных документов по контролю за банковскими рисками, внедрению методов диагностики проблем кредитных организаций, организации надзора и оценке рисков на консолидированной основе, перевода российской банковской системы на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности, проведения процедур банкротства и ликвидации банков, реструктуризации проблемных кредитных организаций.

2001


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки