Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Макроэкономика. Аналитика
МЕРЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И БАНКА РОССИИ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ, ПРИНЯТЫЕ В IV КВАРТАЛЕ 1998 г. И I КВАРТАЛЕ 1999 г.

Кризис 1998 года нанес сильнейший удар по всем сферам экономики, в первую очередь поразив финансовую систему. Отказ от политики стабильного валютного курса и решение о реструктуризации обязательств по внутреннему долгу вызвали резкую девальвацию национальной валюты, цепную реакцию обвала всех финансовых рынков страны, глубочайший банковский кризис, практически парализовавший систему расчетов, всплеск инфляции, спад производства, серьезнейшие проблемы с исполнением бюджета.

Резко снизилась доходная база бюджета. Сокращение физических объемов импорта подорвало поступление налогов на импортируемые товары, которые стали одним из ведущих источников доходов. Кризис банковской платежной системы привел к “замораживанию” налоговых платежей предприятий в банках и увеличению неплатежей в бюджет.

Ослабление рубля радикально осложнило проблему обслуживания внешнего долга. При этом кризис рынка ГКО/ОФЗ и девальвация рубля привели к невозможности проведения как внутренних, так и внешних рыночных заимствований для финансирования дефицита бюджета. Было приостановлено выполнение программ кредитования международными финансовыми организациями.

Таковы были стартовые условия работы Правительства, которому вместе с Центральным банком предстояло решить задачи скорейшего урегулирования ситуации в денежно-кредитной сфере, на валютном рынке и ограничения негативного влияния финансового кризиса на экономику в целом.

В этих условиях Правительство совместно с Банком России предприняли следующие усилия по стабилизации экономического и финансового положения в стране.

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

Производственный сектор

Кризис произошедший в 1998 г., затронул не только финансовую систему, но и реальный сектор. При этом к кризисному периоду следует отнести не только период после августа, но фактически весь прошлый год. В конце 1997 г. начавшийся подъем экономики сменился тенденцией к спаду. Спад резко обострился в июле-августе, когда очищенный от сезонности реальный уровень ВВП снизился за три месяца на 8%.

Оценка последующей динамики ВВП свидетельствует, что начиная с октября началось оживление производства. За последние полгода очищенный от сезонности объем ВВП вырос на 8%, полностью компенсировав спад в июле-сентябре 1998 г. По имеющимся предварительным оценкам, среднемесячный объем произведенного ВВП (с устраненной сезонностью) в I квартале 1999 г. почти достиг среднего за прошлый год уровня. Развитие событий опровергает, таким образом, “катастрофические” сценарии развития событий, которые не только сразу после кризиса, но и сравнительно недавно предсказывали на текущий год глубокий экономический спад (порядка 7% и даже 10%). Согласно последним прогнозам Правительства, спад в 1999 г. не превысит 2% ВВП.

Динамика промышленного производства в 1998-1999 гг. была аналогична динамике ВВП. Медленное сокращение выпуска сменилось беспрецедентно резким спадом в июле-сентябре, размеры которого (при устранении сезонных факторов) составили 12% за три месяца. Однако, начиная с октября фиксируется устойчивый рост промышленного производства. В марте выпуск продукции уже превысил уровень марта 1998 г., а по сравнению с сентябрем прошлого года очищенный от сезонности рост составил 19%. Текущий уровень промышленного производства (как и уровень ВВП) уже превысил средний уровень 1998 г. Правительство ожидает что реальный годовой объем выпуска будет на уровне прошлого года.

Следует остановиться на двух основных причинах наблюдаемого роста. Во-первых, девальвация кардинально повысила конкурентоспособность отечественной продукции как на внутреннем (объем импорта снизился по сравнению с прошлым годом вдвое), так и на внешних рынках. Во-вторых, значительно улучшилось финансовое положение предприятий и повысился уровень монетизации производственного сектора .

Почти на четверть сократилась доля убыточных предприятий,

Устойчиво растет объем оборотных средств в реальном выражении,

Улучшилась структура оборотного капитала предприятий – в котором повысилась доля денежных средств,

Повысилась ликвидность промышленных предприятий, т.е. их способность отвечать по долгам.

Результатом стало заметное снижение доли бартерных операций в поставках промышленной продукции (с 53% в III квартале 1998 г. до 48% в ноябре-декабре 1998 г. и 46% в январе-феврале 1999 г.) и сокращение всех видов взаимной задолженности предприятий.

Указанные факторы обусловили интенсивный рост в ряде отраслей – таких как лесная и деревообрабатывающая, химическая и нефтехимическая промышленность, промышленность строительных материалов, цветная металлургия, пищевая промышленность. Конъюнктурные опросы показывают, что предприятия ожидают дальнейшего расширения спроса на свою продукцию и роста ее выпуска. Это дает основания рассчитывать на продолжение роста производства. Правительство намерено продолжать усилия для закрепления благоприятных тенденций производственной динамики.

Система расчетов

Правительство и Банк России рассматривают в качестве одного из основных приоритетов радикальное оздоровление системы расчетов. Проблема расчетов, остававшаяся среди ключевых на протяжении всего периода реформ, особенно обострилась в рамках финансового кризиса в 1998 г. В предкризисный период быстро росли все виды накопленной задолженности. В августе к этому добавился временный коллапс банковских расчетов (включая платежи в бюджет). Действия Центрального банка в сентябре-октябре 1998 г. позволили сравнительно быстро восстановить прохождение расчетов через банковскую систему. Ответственная финансовая политика Правительства и повышение степени монетизации реального сектора привели к тому, что в следующие месяцы не только было остановлено накопление взаимных задолженностей, но и начался процесс сокращения ранее накопленных долгов.

В первую очередь это коснулось бюджетов всех уровней. Уже в IY квартале 1998 г. суммарная кредиторская задолженность организаций, финансируемых из федерального бюджета, сократилась на 6%. В нынешнем году полностью погашена задолженность по выплате денежного довольствия военнослужащим при выполнении в полном объеме текущих обязательств по выплатам военнослужащим. Ликвидирована также накопленная задолженность по зарплате из федерального бюджета, составлявшая на 1 октября 1998 г. 13 млрд. руб. Правительству вместе с региональными властями удалось значительно сократить задолженность по зарплате из региональных бюджетов (на одну треть за последние шесть месяцев). Кроме того, за этот же период почти на 40% уменьшилась накопленная задолженность по выплате пенсий.

Тем самым были созданы условия, которые вместе с монетизацией производственного сектора обеспечили значительное оздоровление системы расчетов. Накопленная величина просроченной кредиторской и дебиторской задолженности, которая в январе-сентябре 1998 г. росла со скоростью около 4% ежемесячно, относительно стабилизировалась, а задолженность в бюджет и по выплате зарплаты начала погашаться.

Наибольшее сокращение коснулось долгов по зарплате: если за первые 9 месяцев 1998 г. накопленная задолженность по зарплате из средств предприятий выросла почти наполовину, то в октябре-феврале она сократилась более чем на 20%. Кардинальное изменение ситуации с задолженностью по выплате зарплаты и пенсий стало также важнейшим фактором стабилизации социальной ситуации, поскольку, согласно социологическим данным, их невыплата особенно остро воспринимается населением и служит наиболее сильным дестабилизирующим фактором. Параллельно погашению долгов по зарплате происходит сокращение числа забастовок, пик которых прошел в октябре 1998 г.

Сумма задолженности предприятий в бюджет, возросшая за январь-сентябрь 1998 г. на 63%, в период с 1 октября по 1 марта сократилась на 3%. Таким образом, платежи предприятий в бюджетную систему превышают их текущие обязательства.

Кроме указанных выше факторов свою роль сыграли жесткие меры, принятые Правительством, по отношению к нарушителям налогового законодательства. Причем эти меры носят как экономический, так и “силовой” характер. В частности, за 1 квартал налоговая полиция возбудила вдвое больше уголовных дел, чем в 1 квартале прошлого года.

Сокращение объема просроченной задолженности следует из нижеприведенных таблиц.

Кредиторская задолженность бюджетных организаций (млрд.руб.)

 

1.10.98

1.1.99

За счет федерального бюджета

20.4

19.1

За счет региональных бюджетов

83.1

84.2

Всего

103.5

103.3

Источник: Госкомстат

Задолженность бюджета и внебюджетных фондов по выплате зарплаты и пенсий (млрд.руб.)

 

1.10.1998

1.1.1999

1.4.1999

Задолженность по зарплате

.0

- за счет федерального бюджета

13.3

1.0

0.2

- за счет региональных бюджетов

14.5

12.7

9.8

Задолженность по выплате пенсий

30.5

26.8

18.5

ВСЕГО:

58.3

40.5

28.5

Источник: Министерство финансов РФ

Задолженность по налоговым платежам в бюджетную систему (млрд.руб.)

 

01.1.98

01.10.98

01.01.99

01.03.99

Всего

187.9

305.7

312.9

297.8

- в федеральный бюджет

108.8

169.0

182.7

177.3

- в региональные бюджеты

79.1

136.7

130.2

120.5

Источник: Министерство финансов РФ

Денежно-кредитная политика

Денежно-кредитная политика второй половины 1998 – начала 1999гг. осуществлялась в обстановке осуществления реструктуризации обязательств Министерства финансов по внутреннему долгу, остановки рынка ГКО-ОФЗ, проблем с ликвидностью банковской системы. Девальвация рубля и ажиотажный рост спроса на иностранную валюту переориентировали денежные потоки на валютный рынок. Кризис ликвидности усилился массовым изъятием частных вкладов и практически парализовал систему расчетов. Поддержка платежной функции банковской системы дала толчок первому этапу эмиссии в объеме 17.5 млрд. рублей. В условиях отсутствия рыночных механизмов финансирования дефицита бюджета эмиссия стала основным инструментом и при урегулировании проблемы бюджетной задолженности. Вместе с тем, перед Правительством и Банком России стояла задача ограничения влияния кризиса в финансовом секторе на экономику в целом и, в частности, сдерживания инфляции.

На первом этапе усилия Центрального банка были направлены на поддержание ликвидности банковского сектора и восстановление платежной системы. В этих целях было предпринято постепенное снижение нормативов обязательного резервирования. С 1 сентября резервные требования были дифференцированы в зависимости от доли вложений в государственные ценные бумаги, а с 1 декабря снижены с 10% до 5%.

Дополнительно Банк России провел поэтапную операцию по расшивке клиентских неплатежей банков. При каждом сеансе многостороннего клиринга по взаимозачетам банки могли использовать до 30% средств фонда обязательных резервов. В общей сложности банки изъяли из ФОР более 5 млрд. рублей.

Центральный банк способствовал коммерческим банкам решить проблему возврата средств, снизив с 1 декабря 1998г. требования по обязательному резервированию до 5%. Между тем, одновременно банки были лишены льготы на формирование ФОР по обязательствам в иностранной валюте - Центробанк восстановил требование формирования резерва по официальному текущему курсу ЦБР, тогда как ранее было разрешено пересчитывать резервную сумму по курсу на 14 августа.

Переход в период после кризиса к более либеральной денежно-кредитной политике вызвал ускоренный рост основных денежных агрегатов. Два пика роста пришлись на сентябрь и декабрь 1998 года, что в первом случае было связано с эмиссией значительных сумм на поддержание ликвидности банковского сектора и восстановление платежной системы, а во втором – на погашение бюджетной задолженности. Наиболее быстрыми темпами увеличивались наличные деньги (показатель М0). В целом за год прирост М0 составил 44.5%, в том числе с сентября по декабрь – на 41.7%. По состоянию на конец года прирост денежной массы (агрегат М2) не превысил 30-процентного предела, заложенного в “Основных показателях денежно-кредитной политики на 1998 год”.

Более чем двукратное обесценение национальной валюты вызвало резкий одномоментный всплеск инфляции в сентябре до 38.4%. В последующие месяцы влияние динамики курса доллара постепенно ослабевало и основными элементами формирования инфляционных ожиданий стали такие факторы как прирост денежной массы и колебания спроса на деньги. Определенная либерализация денежно-кредитной политики и использование эмиссии в качестве основного инструмента при урегулировании проблем банковской ликвидности и бюджетной задолженности привели к ускорению темпов инфляции. В результате по итогам 1998г. рост потребительских цен составил 84.5%, из которых 80 процентных пункта приходятся на посткризисный период с августа по декабрь.

С началом 1999 года удалось восстановить контроль над инфляционными процессами. Темпы инфляции снизились с 8.5% в январе до 2.8% в марте. За первые три месяца прирост цен оказался на уровне 16%. Учитывая меры, принимаемые Правительством и Банком России по ограничению инфляции ее уровень по итогам года составит 45-50%.

В целях восстановления финансового рынка и развития рыночных инструментов управления ликвидностью с середины сентября в обращение были выпущены облигации Банка России. Способствуя активизации рынка ОБР Центральный банк произвел обмен части "замороженных" ГКО-ОФЗ, принадлежащих коммерческим банкам - дилерам на рынке ГКО-ОФЗ на облигации Банка России, а также на ОФЗ-ПД с погашением после 31 декабря 1999 г. Целью обмена облигаций было восстановление механизмов кредитования под залог госбумаг. С 14 сентября банки утратили возможность получения кредитов Центрального банка, поскольку последний прекратил принимать ГКО-ОФЗ, погашаемые до конца 1999 г, в качестве обеспечения ломбардных кредитов, кредитов overnight и внутридневных кредитов.

Обмен облигаций также способствовал возобновлению операций на открытом рынке и восстановлению рынка ценных бумаг в целом. Уменьшение в портфелях банков "замороженных" бумаг и появление ОБР, которые в силу своей краткосрочности позволяли поддерживать текущую банковскую ликвидность, дало первый позитивный толчок рынку рублевых инструментов.

Денежно-кредитная политика, проводимая Правительством и Банком России в 1999 году, будет осуществляться в соответствии со следующими целями:

    - реализация стратегии, выработанной совместно с МВФ, и заключающейся в сдерживании роста инфляции при ограничении спада в экономике. Прирост денежной массы составит 18-26%, что позволит не допустить раскручивания инфляционных процессов и обеспечить необходимую насыщенность экономики деньгами;
    - процентная политика Банка России будет основана на регулировании процентных ставок по собственным операциям с целью поддержания необходимого уровня ликвидности банковской системы;
    - основным инструментом предоставления дополнительной ликвидности банковской системе в 1999 году является рефинансирование банков посредством кредитования под залог (внутридневные кредиты и кредиты overnight) в пределах ориентиров денежно-кредитной политики, согласованной с МВФ. По мере нормализации ситуации в банковском секторе Банк России будет неуклонно снижать долю последних в общем объеме рефинансирования, одновременно расширяя и совершенствуя практику кредитования под залог. Другим инструментом регулирования ликвидности банковской системы являются депозитные операции Банка России. С 24 февраля 1999 года Центральный банк принял решение об увеличении срока депозитных сделок с банками-резидентами до 30 дней.

Валютная политика

В начале сентября Банк России официально объявил о переходе к режиму плавающего валютного курса. Резко ограничив объем валютных интервенций, Центральный банк предоставил рынку самостоятельно найти баланс между спросом и предложением. Однако, наличие значительного спекулятивного спроса и масштабный отток капитала делали валютный рынок крайне неустойчивым, вызывая резкие колебания курса при отсутствии видимого равновесного уровня.

Начиная с сентября, Центральный банк предпринял комплекс мер, направленных на восстановление нормальной работы рынка, ограничение спекулятивных операций и предотвращение вывоза капитала. Первым шагом стало принятие решения об обязательной 50%-ной продаже валютной выручки через биржу (ранее экспортерам разрешалось конвертировать получаемые средства и на внебиржевом рынке). Следом была введена новая схема организации торгов на валютном рынке, предусматривающая разделение сессий на специальную и дневную. Операции по реализации 50% экспортной валютной выручки, подлежащей обязательной продаже, и покупке иностранной валюты под импортные контракты были переведены на специальные торги. Особенностью спецсессии стала обязательная 100% предоплата рублевых средств за покупаемую валюту. Одновременно были ужесточены условия проведения валютообменных операций коммерческими банками. Последним было запрещено иметь на конец торгового дня собственную открытую валютную позицию. Покупка валюты могла происходить только по клиентским заявкам и для обеспечения обязательств перед контрагентами.

Разделение валютных торгов усилило регулирующие функции Центрального банка и способствовало снижению ажиотажного спроса на иностранную валюту - об этом свидетельствовала стабильность котировок рубля и золотовалютных резервов Банка России.

Банк России принял ряд мер, направленных на ограничение спекулятивных операций, основанных на разнице курсов двух торговых сессий. В частности, были сокращены сроки репатриации валютной выручки и период времени, в течение которого необходимо осуществить ее продажу. Внесены изменения в порядок приобретения иностранной валюты, за счет запрещения покупки валюты на специальных торговых сессиях для оплаты импорта услуг, работ и результатов интеллектуальной деятельности. При этом, обратная продажа валюты, купленной на внутреннем рынке и зачисленной на специальный транзитный валютный счет, осуществлялась только на специальных торговых сессиях межбанковских валютных бирж. Кроме того был усилен контроль за деятельностью коммерческих банков на валютном рынке. Таким образом, Банк России усилил свою регулирующую функцию на валютном рынке, ограничив возможность покупки иностранной валюты на спецсессии, одновременно сконцентрировав предложение долларов на утренних торгах.

В 1999 году Банк России продолжил политику плавающего валютного курса. Следуя принципам указанной политики, Центральный банк ограничил свое присутствие на рынке сглаживанием чрезмерных краткосрочных колебаний и противодействием спекулятивным тенденциям. В целях повышения стабильности внутреннего валютного рынка с 31 декабря 1998 г. норматив обязательной продажи экспортной выручки был повышен до 75%. С 1 января 1999 г. - понижены лимиты открытой валютной позиции банков. Учитывая сохраняющийся высокий отток капитала (порядка 0.5 млрд. долларов в месяц) Центральный банк был вынужден принять комплекс дополнительных мер, направленных на усиление валютного регулирования и валютного контроля. В частности, был усилен контроль за выполнением импортных контрактов, ограничены возможности фальсификации договоров и вывоза капитала под фиктивные контракты.

Результатом политики и предпринятых мер стало восстановление в определенной степени контроля за валютным рынком и стабилизация валютных резервов Центрального банка. После 47-процентного падения реального обменного курса за период с середины августа по конец декабря 1998 года динамика реального курса стабилизировалась. За 3 месяца 1999 года рост курса доллара составил 17%, что сопоставимо с темпами инфляции 16.1%. За этот же период золотовалютные резервы снизились на 1.5 млрд. долларов, что вызвано затратами, связанными с обслуживанием и погашением внешнего долга (с начала 1999г. выплаты по внешнему долгу составили 2 млрд. долларов).

На настоящем этапе главной задачей курсовой политики денежных властей является обеспечении стабильности и предсказуемости динамики обменного курса рубля. Выполнение этой задачи должно обеспечить восстановление доверия населения и экономических агентов к национальной валюте, в значительной степени подорванного резкой девальвацией. Одновременно перед Центральным банком стоит требование сохранения и увеличения валютных резервов на уровне, необходимом для обеспечения стабильности российской валютно-финансовой системы и обслуживания внешнего долга.

Обменный курс рубля в течение 1999 года будет формироваться как курс, уравновешивающий спрос и предложение на валютном рынке. Банк России будет следовать практике установления официального обменного курса рубля к иностранным валютам на основе рыночного курса, а также стремиться к поддержанию единого обменного курса рубля на всех сегментах внутреннего валютного рынка. Для управления обменным курсом рубля Банк России намерен использовать рыночные инструменты валютной политики (валютные интервенции, изменение процентных ставок, депозитные операции).

БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА

Налогово-бюджетная политика

Правительство начало работу в условиях, когда состояние бюджета можно охарактеризовать как критическое: резко снизилась доходная база бюджета и его доходы, исчезла возможность проведения рыночных заимствований, приостановлено кредитование со стороны МВФ и Всемирного банка. В результате чистый объем источников финансирования дефицита сократился в сентябре до 1.2% ВВП и финансировался, в основном, за счет кредитов Банка России.

В результате резкого сокращения объема бюджетных ресурсов в сентябре не были выполнены не только обязательства по непроцентным расходам, но и не выплачена часть внешних долговых обязательств бывшего СССР.

В этих условиях Правительство подготовило и внесло в Государственную Думу проект федерального закона "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики", предусматривающий возможность ограниченного привлечения кредитов Банка России, а также ряд других неотложных мер по предотвращению кризиса, который был оперативно рассмотрен и принят.

В результате уже в четвертом квартале наметилась тенденция к некоторому улучшению ситуации. Налоговые доходы в наличной форме возросли в декабре до 8.1% от ВВП, что однако было ниже докризисного уровня (8.6% от ВВП). Задолженность по заработной плате за IY квартал 1998 года снизилась с 13.3 млрд.руб. до 1.0 млрд.рублей. Финансирование дефицита бюджета за этот же период за счет кредитов Центрального Банка составило 7.6% от ВВП, при этом чистое финансирование дефицита за этот период составило 4.6% от ВВП.

В целом за 1998 год в результате кризиса платежной системы, резкой девальвации рубля доходы федерального бюджета в 1998 году снизились по сравнению с предыдущим годом на 2.1% от ВВП и составили 11.3% от ВВП. При этом налоговые поступления сократились по сравнению с 1997 годом с 10.2% до 8.8 процента.

Расходы федерального бюджета в 1998 году составили 14.5% ВВП Фактически профинансированные в 1998 году расходы на обслуживание долга составили 106.6 млрд. руб. (4.0% от ВВП), из которых 2.4% от ВВП пришлось на обслуживание внутреннего долга.

(млрд.руб.)

 

1997 год

1998 год*)

 

исполнение

%% ВВП

исполнение

%%ВВП

Доходы, всего

343.4

13.4

302.4

11.3

в том числе:

       

- налоговые

262.6

10.2

236.0

8.8

- неналоговые

42.7

1.7

36.7

1.4

- целевые фонды

38.9

1.5

23.7

0.9

Расходы

509.5

19.9

388.9

14.5

Дефицит

166.1

6.5

86.5

3.2

-------------------------------
*) Без заключительных оборотов

В результате тесного взаимодействия Правительства и органов законодательной власти удалось в сжатые сроки принять Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1999 год", который сформирован по доходам в сумме 473.7 млрд.руб. (11.8% ВВП), расходы – 575.1 млрд.руб. (14.4% ВВП) и дефицит – 101.4 млрд.руб. (2.5% ВВП). При планируемых расходах на обслуживание долга на уровне 166.8 млрд. руб., первичный профицит составляет 65.4 млрд.руб. (1.6% ВВП). Это первый утвержденный бюджет России, предусматривающий первичный профицит.

Принятые Правительством в 1999 году меры в налогово-бюджетной политике, направленных на повышение доходной части бюджета дали свои результаты. В I квартале 1999 г. поступления наличных доходов бюджета составили 89.2 млрд.руб. или 11.0% ВВП по сравнению с 10.8% ВВП за аналогичный период прошлого года. Главным источником роста уровня доходов федерального бюджета явился рост налоговых платежей по сравнению с первым кварталом прошлого года, которые выросли на 1,4% от ВВП до 10,4% от ВВП. Недоимка по налоговым платежам в федеральный бюджет снизилась за первый квартал на 3%.

В результате принятия мер по борьбе с нелегальным производством и оборотом водки и ликероводочных изделий Правительству удалось увеличить поступления акцизов на эти товары. В результате в I квартале 1999 года произошло увеличение легального производства водки и ликероводочных изделий по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в 1.6 раза, что позволило дополнительно получить в бюджет более 1 млрд.рублей.

В соответствии с принятыми в январе-апреле 1999 года постановлениями Правительства установлены экспортные пошлины на ряд сырьевых товаров и в первую очередь на нефть, черные и цветные металлы, лес что позволит увеличить поступления в бюджет во втором квартале т.г.

Увеличению доходов федерального бюджета будет способствовать принятые изменения бюджетного законодательства, предусматривающие зачисление в федеральный бюджет, начиная со П квартала 1999 года 3% подоходного налога с физических лиц и 85% от ставки НДС.

В целях укрепления доходной базы региональных бюджетов субъектам Российской Федерации предоставлено право вводить налог с продаж, а также налог на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Правительство усилило контроль за расходованием бюджетных средств. Для этого исполнение федерального бюджета в 1999 году будет полностью переведено на казначейскую систему. Расходы федерального бюджета в I квартале были профинансированы в объеме 13.5% от ВВП.

На обслуживание государственного долга в этот период по предварительным данным было израсходовано 3.8% от ВВП, из которых 2.5% от ВВП составило обслуживание внешнего долга. При этом в I квартале, как и в сентябре-декабре прошлого года, обслуживались обязательства Российской Федерации, принятые после 1 января 1992 года.

Непроцентные расходы были профинансированы в объеме 9.8% ВВП. Таким образом, за первые три месяца федеральный бюджет был сведен с дефицитом на уровне 2.5% ВВП. При этом первичный профицит составил 1.3% ВВП.

Дефицит финансировался в основном за счет кредитов Банка России. В течение квартала Центробанк выделял валютные кредиты на погашение и обслуживание внешнего долга в сумме 2.0 млрд. долларов США, кроме того в марте были размещены ОФЗ-ПД на сумму 7 млрд. рублей.

В течение 1999 года будет осуществлена оптимизация расходной части федерального бюджета исходя из продолжения начатой в прошлом году Программы экономии государственных расходов и реализации бюджетной политики.

Обслуживание государственного долга

Обслуживание внутреннего долга

После объявления 17 августа 1998г. Правительством моратория на обслуживание ГКО-ОФЗ и временного прекращения вторичных торгов, 12 декабря 1998 г. по итогам переговоров с инвесторами было выпущено постановление Правительства, утверждающее схему реструктуризации ГКО (новацию).

Дисконтированная стоимость “замороженных” выпусков ГКО-ОФЗ (кроме находящихся в собственности физических лиц, страховых и паевых фондов и Центрального банка) переоформлялась в новые ценные бумаги по следующей схеме:

% от стоимости дисконтированного портфеля

Условия погашения

3.33%

Погашается в денежной форме (6.66% после 24 марта 1999 г.)

3.33%

Переоформляется в ГКО 21132 со сроком погашения 16 июня 1999 г.

3.33%

Переоформляется в ГКО 21133 со сроком погашения 16 июня 1999 г. В сумме это составляет 10% от дисконтированной стоимости портфеля.

20%

Переоформляется в трехлетние ОФЗ-ПД с нулевым купоном (выпуск 25030), которые могут быть использованы для погашения налоговой задолженности по состоянию на 1 июля 1998 г. или для внесения в уставный капитал банков.

70%

Переоформляется в ОФЗ-ФК со сроками погашения в 2002-2004 гг. Ставка купона в первый год обращения бумаг составляет 30%, в каждый последующий год уменьшается на 5%.

Правительство начало осуществление обмена ГКО и ОФЗ в рамках новации с 15 декабря 1998 г., при этом срок окончания новации был определен 30 апреля 1999 г. Владельцы ГКО, подавшие заявку на участие в новации, получали денежные средства и новые ценные бумаги без промедления. Российские держатели ГКО-ОФЗ обменяли бумаги со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. на новые ценные бумаги на сумму 100.4 млрд.руб. из объема портфеля 104.98 млрд.руб. (95.6%). Инвесторы-нерезиденты Российской Федерации приняли решение обменять принадлежащие им ценные бумаги на сумму 73.5 млрд.руб. из общего объема 83.2 млрд.руб. (88.5%).

Вторичные торги нереструктурируемыми выпусками ОФЗ возобновились 15 января 1999 г. Центральный банк ввел ограничение на доходность по операциям с ОФЗ – не более 120%. Эта мера была принята для того, чтобы предотвратить продажу ОФЗ по “бросовым” ценам проблемными банками. Большая часть сделок по ОФЗ в январе действительно заключалась под доходность 118-120%.

10 февраля начались купонные выплаты по новым выпускам ОФЗ. За период с 19 августа 1998 г. по 24 марта было проведено погашение ГКО, выпущенного в ходе новации, на сумму 4.9 млрд. руб. Купонные выплаты в первом квартале составили 7.9 млрд. руб., выплаты в денежной форме в рамках новации - еще около 7 млрд. руб.

Денежные выплаты в рамках новации создали приток ликвидности в банковскую систему. До середины марта эти средства направлялись на фондовый рынок, что привело к росту цен акций и государственных облигаций. Индекс РТС за февраль и март вырос более чем на 40%. Средний объем торгов в РТС за день вырос с 1.5 млн. долл. в январе до 8.5 млн. долл. в марте. Использование средств, полученных в ходе новации, на покупку выпусков ОФЗ с ближайшими купонными выплатами привело к снижению доходности сделок по ОФЗ со сроком погашения в 2000 г. со 118-120% в начале февраля до 75-90% в апреле. Доходность ГКО снизилась с 40% в феврале до 24% в апреле. Это свидетельствует о наличии потенциала краткосрочных заимствований.

Купонные выплаты по новым выпускам ОФЗ за год составят 41 млрд. рублей, по старым выпускам ОФЗ – 6.5 млрд. рублей, погашение ГКО – 15 млрд. рублей. Ожидается дальнейший рост цен государственных рублевых облигаций. Эти бумаги останутся достаточно привлекательным видом вложения средств, как из-за предстоящих купонных выплат, так и из-за ограниченного предложения. Погашение последнего выпуска ГКО в июне 1999 г. приведет к снижению доходности более долгосрочных выпусков ОФЗ. В течение года на рынке будут обращаться только 3-5 летние бумаги, выпущенные в ходе новации, и ОФЗ со сроками погашения в 2000 –2001 гг. Это создаст почву для восстановления рынка внутренних заимствований на основе размещения среднесрочных ценных бумаг. Новых заимствований Минфин России не производил.

Обслуживание внешнего долга

Девальвация рубля привела также к резкому росту накопленного внешнего долга по отношению к ВВП: с 30% на 1 января 1998 г. до 110.5% на 1 января 1999 г. Из общей суммы долга по состоянию 1 января 1999 г. 51.9 млрд. долларов США приходится на долг, привлеченный Российской Федерацией после 1992 г., и 106.2 млрд. долл. – на долг бывшего СССР.

Уменьшение долларового эквивалента доходов Правительства вследствие девальвации при увеличении объема выплат по графику в условиях отсутствия новых внешних заимствований сделало обслуживание внешнего долга в полном объеме невозможным. Продолжая неукоснительно соблюдать график платежей по долгу, привлеченному Российской Федерацией после 1992г., Правительство Российской Федерации объявило о намерении просить иностранных кредиторов о реструктуризации долга бывшего СССР. При этом Правительство заявило, что намерено в полном объеме осуществлять все платежи в погашение основного долга и процентов по займам и кредитам, привлеченным Российской Федерацией после 1992 г.

Выполняя свои обязательства своевременно и полностью до 17 августа 1998 г., впоследствии Правительство Российской Федерации предложило Парижскому клубу перенести платежи на сумму примерно 0.8 млрд. долларов США с конца 1998 г. на более поздний срок. В конце сентября 1998 г. Россия получила отсрочку по выполнению своих текущих обязательств перед Парижским клубом.

В конце ноября 1998 г. начались переговоры с представителями Лондонского клуба кредиторов о новой реструктуризации долгов бывшего СССР.

Ноябрьские переговоры велись, в основном, в отношении второй плановой выплаты по реструктурированному долгу Лондонскому клубу, которая приходилась на 2 декабря 1998 г. Правительство Российской Федерации предлагало кредиторам капитализировать не половину, а все причитающие к выплате в декабре 1998 г. проценты по облигациям PRIN. Несмотря на достигнутую в конце ноября 1998г. предварительную договоренность с представителями Клуба, в декабре 1998 г. официальное решение Лондонского клуба по этому поводу так и не было принято. Для его принятия требовалось одобрение 95% кредиторов, однако, к установленному сроку, 29 декабря 1998г., Правительству Российской Федерации удалось собрать лишь 72% голосов.

В декабре 1998 г. были полностью выплачены проценты по облигациям IAN в объеме 0.2 млрд. долларов США. Половина начисленных процентов по облигациям PRIN (0.4 млрд. долларов США) была выплачена в форме дополнительно выпущенных облигаций IAN в соответствии с соглашением о реструктуризации долга бывшего СССР банкам-кредиторам входящим в Лондонский клуб. Однако, выплата второй половины процентов по облигациям PRIN в денежной форме осуществлена не была.

19 января 1999 г. стало известно, что кредиторы, входящие в Лондонский клуб, отказались от юридического объявления факта дефолта и предъявления в связи с этим судебных исков к Внешэкономбанку и предпочли продолжить переговоры о реструктуризации долга. Причем за пересмотр схемы платежей высказалось держатели 83% долга, против – держатели лишь 4% долга.

Достижение принципиального согласия с МВФ по поводу экономической программы Правительства и получения Россией финансовой поддержки международных финансовых организаций открыло дорогу для начала полномасштабных переговоров с Лондонским и Парижским клубами кредиторов, которые проводятся в настоящее время.

Согласно первоначальному графику в 1999 г. выплаты по внешнему долгу Российской Федерации должны составить около 18 млрд. долларов США. Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год" предусматривается выплатить по внешнему долгу 9.6 млрд. долларов США, что позволит осуществить погашение и выплаты процентов по долгу, привлеченному после 1992г., в соответствии с графиком, а также частично выплатить проценты по долгу бывшего СССР.

В 1999 г. выплаты по долгу, привлеченному Российской Федерацией после 1992 г., продолжали осуществляться в полном соответствии с графиком. В январе-марте 1999г. было осуществлено погашение и выплаты процентов на общую сумму около 2 млрд. долл.

Таким образом, за период с октября 1998 г. по март 1999 г. было произведено расходов по обслуживанию и погашено государственного долга в сумме более 5 млрд.долларов США по внешним обязательствам и порядка 1 млрд.долларов США - по внутренним обязательствам Российской Федерации. При этом новых рыночных заимствований не осуществлялось.

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

Кризис банковской системы последовал непосредственно за объявлением о реструктуризации долга по государственным ценным бумагам и отказом от политики валютного коридора. Однако, фактически кроме этих “внешних” причин банковский кризис имел и глубокие внутренние корни - низкий уровень капитализации, недостаточно квалифицированное управление банковскими рисками, в первую очередь валютным и кредитным, чрезмерное увлечение операциям на финансовом рынке, в том числе и чисто спекулятивными, неудовлетворительное состояние кредитного портфеля и качества активов в целом.

После 17 августа 1998 г. проблемы отдельных банков переросли в проблемы банковской системы. Начавшееся изъятие частных вкладов (с 1.08.98 г. по 1.12.98 г. объем депозитов физических лиц в рублях сократился в номинальном выражении на 16.2%, в реальном - на 47.1%, а в иностранной валюте - на 52.4%) и коллапс рынка межбанковских кредитов имели крайне отрицательные последствия для банковской ликвидности. За этот период убытки убыточных российских банков выросли с 2.5 до 36.4 млрд. руб.; доля активов проблемных банков в совокупных активах действующих банков выросла с 12.1% до 43.8%, что явилось следствием кризиса крупных московских кредитных организаций. Именно это обусловило нарушение функционирования расчетной системы и потребовало от Правительства и Банка России принятия экстренных мер.

Предпринятые Банком России меры по стабилизации ситуации включали предоставление стабилизационных кредитов на финансовое оздоровление, проведение операций многостороннего клиринга взаимных обязательств банков, корректировку уровня резервных требований, что несколько улучшило банковскую ликвидность. По последним данным, остатки средств банков на корреспондентских счетах в Банке России превышают 40 млрд. руб. по сравнению с 13 млрд. руб. на начало августа 1998 года.

Правительством и Банком России предусматривается последовательное и полномасштабное осуществление программы реструктуризации кредитных организаций, предусматривающей меры по выделению жизнеспособных банков, увеличению их капитала, улучшению качества активов, созданию долгосрочной ресурсной базы для банковского обслуживания реального сектора экономики, выделению неплатежеспособных, утративших капитал банков, которые не имеют перспектив дальнейшего существования. Программа реструктуризации банковской системы будет осуществлена в соответствии с программой мер, согласованной с МВФ.

В настоящее время создано Агентство по реструктуризации кредитных организаций, в устав которого из федерального бюджета внесено 10 млрд.рублей. Подготовлен проект Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций", предусматривающий перечень мер по оздоровлению кредитных организаций, подлежащих реструктуризации.

В отношении банков, не подпадающих под реструктуризацию, будут применяться меры, предусмотренные принятым Федеральным законом "О банкротстве кредитных организаций", реализация которого дает результаты. Если за первые 7 месяцев 1998 г. число кредитных организаций сократилось на 124 единицы, то с начала августа до конца года - на 97. Эта тенденция наиболее ярко проявится в ходе реализации программы реструктуризации кредитных организаций.

Правительство и Банк России в качестве мер по укреплению банковской системы принимает меры по сохранению и расширению присутствия иностранного капитала в банковской системе России. Несмотря на то, что за 1998 г. число банков с иностранным участием несколько сократилось, более характерным и весьма показательным является то, что количество банков со 100-процентным участием иностранного капитала и банков, контролируемых нерезидентами (с участием иностранных инвестиций свыше 50%), а также их доля в совокупном уставном капитале действующих российских банков не только оставались стабильными на протяжении 1998 г., но даже возросли.

В настоящее время подписаны протоколы о намерениях о создании 10 дочерних кредитных организаций со 100-процентным иностранным участием и с 13 иностранными банками ведутся переговоры по вопросу создания дочерних структур в России. По предварительным оценкам, с учетом подписанных протоколов и реализации выданных Банком России разрешений на привлечение в уставные капиталы действующих кредитных организаций средств нерезидентов доля участия иностранных инвесторов в банковской системе России к концу 1999 г. может достигнуть 7%.

Банком России с 8 странами подписаны соглашения о сотрудничестве в области надзора, почти 50 странам проекты соглашения направлены на рассмотрение. В настоящее время Банк России уточняет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему России и определяет новые требования к регулированию деятельности кредитных организаций, контролируемых нерезидентами.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА

Опыт предыдущих лет убедительно продемонстрировал чрезвычайную важность создания надежной законодательной базы для проведения экономических реформ и развития нормальной рыночной среды. Правительство придает первостепенное значение подготовке и законодательному оформлению нормативной базы своей деятельности и развитию конструктивного сотрудничества с Федеральным Собранием Российской Федерации.

Результатом стала поддержка парламентом основных инициатив Правительства и принятие ряда важных для преодоления финансового кризиса документов. Среди них прежде всего следует назвать Федеральный закон “О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики”, обеспечивший правовую базу действий Правительства и Центрального банка в кризисный период, и оперативно принятый закон “О Федеральном бюджете на 1999 г.”, предусматривающий серьезное ужесточение бюджетно-финансовой политики. Приняты важные законопроекты в сфере налогообложения, включая: “О налоге с продаж”, “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности”, “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об акцизах”, “О внесении изменений и дополнений в законы Российской Федерации о закрытых административно-территориальных образованиях”, направленные на совершенствование налогового законодательства, в том числе на отмену необоснованных налоговых льгот.

Значительная часть законопроектов, подготовленных Правительством, направлена на развитие и совершенствование законодательных основ функционирования финансовых рынков. Здесь важную роль призваны сыграть такие законы как “О защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг”, устанавливающий нормы предоставления инвесторам информации, ограничения на выпуск и обращение ценных бумаг, связанные с защитой законных прав и интересов инвесторов, нормы регулирования рынков ценных бумаг; “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг”, где определяются недопустимые средства нечестной конкуренции на данном рынке и устанавливаются способы их устранения и ответственность за нарушение правил конкуренции, “О неплатежеспособности (банкротстве) кредитных организаций”, который определяет специфические условия применения процедур банкротства применительно к кредитным институтам.

Еще одно важное направление нормотворчества Правительства связано с улучшением инвестиционного климата в России и созданием условий для привлечения прямых иностранных инвестиций. Важнейшим достижением здесь является принятие двух списков месторождений, в разработку которых могут привлекаться инвестиции на условиях, установленных законодательством о разделе продукции.

В настоящее время Правительство осуществляет подготовку проекта федерального бюджета на 2000 г., который направлен на продолжение политики финансовой стабилизации, повышение эффективности государственных расходов, совершенствование налоговой системы, направленной на стимулирование развития производства.



   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

    Все стулья
     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки
    Все стулья