Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Экономика

"Рыночный социализм"

    Представляет интерес вернуться к планам реформирования народного хозяйства, предлагавшимся во второй половине 80-х годов, так как дальше идти путем гайдаровской "шоковой терапии" не только преступно, но и опасно - и для страны, и для власти.

    Реформы должны были проводиться эволюционным путем. Те, кто не один десяток лет проработал в народном хозяйстве, прекрасно представляли, как тяжело будет переходить от планово-распределительной системы к рыночным отношениям. Исходя из этого, "великие скачки" в рынок способны принести и уже принесли стране непоправимый ущерб. Известно, что после двух революций 1917 г. потребовалось целых десять лет для налаживания экономики - причем в рамках жесткой планово-распределительной системы.

    Исходя из этого, предлагался плавный переход, который был вполне возможен.

    Что касается цели реформ, то это - "рыночный социализм". Поэтому и сегодня актуальны семь положений перестройки, впервые сформулированные в январе 1987 г. Там и речи не шло о разрушении страны. Разговор шел твердо о социализме, при котором существовали бы рыночные отношения.

    Государственное регулирование сохранялось там, где общество не могло без него обойтись.

    Экономика, по мнению Нобелевского лауреата В.Леонтьева, напоминает корабль-парусник. Парус - это энергия, руль - инструмент управления. Так вот в американской экономике "парус большой, а руль маленький-маленький..." в СССР наоборот: большой-большой руль и маленький парус. Вот когда будет найдено нормальное соотношение паруса и руля, вы и сумеете решить свои проблемы, - говорит В. Леонтьев. Совершенно ясно, что государство не должно уходить от управления народным хозяйством.

    Иная позиция - это либо дешевый популизм, либо люди ничего не понимают в экономике. Основополагающие социальные и производственные вопросы способно решать только государство. Где же точки соприкосновения рынка с социализмом?

    Принципиально важно, что в 1987 г. речь шла о создании социально ориентированной экономики. И в этом направлении за годы Советской власти было сделано очень много. Более того, страна не только сама достигла успехов, но и помогла западным рабочим защитить свои социальные интересы. Их нынешнее благополучие достигнуто с помощью нашей революции, нашей послеоктябрьской политики. И уж совсем абсурдно утверждать, что наше бесплатное образование, здравоохранение, наша наука - это все никуда не годно. Социальные надежные гарантии, социальная защищенность необходимы и обязательны. Но сверх них могут быть какие-то дополнительные учреждения, которые попытаются давать, скажем, особое дополнительное образование. Но это не в ущерб доступности всего народа к знаниям. К сожалению, в середине 1990 г., когда Правительство вышло со своей программой перехода к рынку, политические эмоции в обществе захлестнули все и вся. Вариант постепенного перехода к рынку оказался отвергнут.

    Когда в противовес подготовленной по заданию Верховного Совета СССР правительственной программе перехода к рынку появилась программа "500 дней", то в ней действительно не было такой страны - СССР. Вместо единого государства было записано: Экономический союз.

    Неверно представлять дело так, что каждое положение в этих двух программах противоречило друг другу. Принципиальных различий было семь-восемь. Остальное поддалось бы согласованию. Но первое и главное отличие, которое абсолютно разводило эти программы, это отношение к СССР.

    В общем, распад СССР не был стихийным, он закладывался определенными политическими силами. Процессы реформирования страны нынешние идеологи связывают с необходимостью России вернуться в "мировую цивилизацию".

    Но нам нечего "возвращаться в мировую цивилизацию", мы оттуда не уходили. Мы были великим государством - Советским Союзом, а до этого царской Россией, а значит, всегда входили в мировую цивилизацию.

    Впрочем, неплохо бы и задуматься, что понимать под мировой цивилизацией. У нас свое общество, свои традиции, своя культура, наука. Поэтому разговоры о "возвращении" ведут обычно только те, кто занимается самооплевыванием. А вообще не грешно бы разобраться, не полезно ли "цивилизованным странам" равняться на нас Может быть, мы - Россия, СССР- и есть мировая цивилизация, ее центр и эталон? Если взять литературу, искусство, так может, планете было бы полезно равняться именно на нас, к нам возвращаться.

    Однако некоторые политики и публицисты заявляют: "СССР - это Верхняя Вольта с ракетами..."

    Когда так говорят за рубежом, то выражают свою традиционную неприязнь к нашей стране. Мы были нормальной страной. Хотя, конечно, 40 лет "холодной войны" бесследно не прошли. И не мы ее развязали. Ведь в то время, когда У.Черчилль произносил свою речь в 1946 г. в Фултоне, давая старт "холодной войне", мы только вышли из войны, все были в разрухе, ходили голые.

    Неужели можно поверить, что нам тогда была нужна третья мировая война?

    Нет, все было той стороной просчитано. Да, мы очень быстро восстановили народное хозяйство - за 5-7 лет, но это было перенапряжение. А чтобы нас совсем измотать, и была нам навязана гонка вооружений. Приходилось вместо дорог строить ракеты, вместо домов - танки...

    Когда говорят " Вольта с ракетами ", то ставить те ракеты заставляла реальная необходимость. И у той стороны были тоже и ракеты, и танки, и самолеты, и подводных лодок было больше, чем у нас.

    Был ли политический путь решения спорных проблем? Был. Но его-то и не хотела другая сторона, ибо ориентировалась на экономическое изматывание Советского Союза. Там боялись, что мы будем жить лучше. Надо признать: мы были в два раза беднее США, вдвое слабее экономически. А значит, и поддерживать военный паритет нам было в два раза труднее. Но и при этом страна развивалась, повышались жизненный уровень, социальная защита населения... Хотя хотелось, конечно, жить лучше. Но слаборазвитой страной мы не были: при такой науке и технике, при высочайшем образовательном уровне населения это просто невозможно.

    У нас была великая держава, и создана она была многими поколениями соотечественников в течение как минимум 500 лет. Расширяя страну, русский человек был не угнетателем, а собирателем, он больше отдавал, чем отбирал. Шло не только объединение территорий, но и объединение культур. И это было взаимное обогащение.

    Особенно плодотворным было экономическое объединение. Есть руда на Украине - металлургические заводы строились там, есть где-то море - там появлялся порт. А уж в современном мире безусловно преобладают интеграционные процессы.

    И величие нашего государства нам помогало мыслить именно планетарными масштабами.

    Развал СССР - это отступление от планетарных подходов к современным процессам. А расплата за него огромна. Собственно, разрыв хозяйственных связей - это уже как минимум 30% случившегося спада производства, некоторые экономисты видят в нем все 50% потерь, а Назарбаев как-то назвал еще более внушительную цифру - 80%.

    Не меньший ущерб человеческим отношениям - вспомним массовые межнациональные браки, вынужденное попадание в категорию "иностранцев", "мигрантов", разрыв семей... Вместо одной появилось 15 армий.

    Жить в объединенном, большом, притом исторически сложившемся государстве гораздо удобнее и легче, чем в нынешних лоскутьях от былой великой страны.

    На основе анализа политического и социально-экономического положения страны участники Московского интеллектуально-делового клуба пришли к четкому выводу о характере нынешних реформ.

    Еще год назад можно было слышать утверждения, что требуется корректировка правительственного курса. Теперь позиция формулируется иначе: никакие корректировки не помогут, необходимо менять курс.

    Принципиальная цель нового курса - восстановление народного хозяйства. Именно восстановление. Страна за 4 года Великой Отечественной потеряла в уровне производства, - а были оккупированы Украина и Белоруссия, разрушено пол европейской части России, вплоть до Волги, - 23%. Сейчас, на начало 1994 г. - это менее 3 лет - потери составили 40%. Да и в I квартале 1994 г. падение производства достигло рекордной величины в 25%. Нужен план восстановления народного хозяйства.

    Он должен строиться на сочетании двух принципов.

    Во-первых, введение планового характера хозяйства там, где без этого не обойтись (естественно, без планирования каждых гайки и болта).

    Второе, в этот план должны быть введены уже отработанные рыночные механизмы, которые оправдали себя на практике. Это не возврат к старому, это новый подход к восстановлению народного хозяйства.

    А задача первого этапа - остановить падение производства. Принципиально значение для достижения этой цели имеет восстановление разрушенных хозяйственных связей. Речь идет не только о связях внутри России, но и в пределах СНГ, а также в рамках бывшего Совета Экономической Взаимопомощи и тесно связанных с ним государств.

    Нынешнее стремление с помощью монетаристских методов, только денег, обеспечить регулирование экономики вступает в противоречие с отечественными традициями. Эта теория, возможно, давала бы какие-то результаты, если бы в обществе веками господствовал индивидуализм, а не общинность. Но тогда бы это была уже не Россия. Нельзя сбрасывать со счетов и традицию последних десятилетий - жесткое планирование.

    Необходимо менять налоговую систему. Исследования всех последних десятилетий убеждают:

  • если необходимо разрушить страну, то налоги должны превышать 70-75%;
  • если надо остановить развитие, привести к стагнации, их размеры должны быть 60-70%;
  • для динамичного развития считается оптимальным, чтобы налоги колебались от 25 до 50%.

    В 1990 г. Верховный Совет СССР установил размер налогов в 45%, из них чуть-чуть больше половины должно было идти в союзный бюджет, остальное - в республиканские. В 1992 г. налоги составили уже 84% всей прибыли, а в 1993 г. - 92%. И это при отсутствии государственного финансирования промышленности. Да и не только ее. На научно-исследовательские работы прежде выделялось 4% валового национального продукта, теперь - 0,5%. Финансирование социальной сферы за 4 года сократилось с 28 до 8%.

    Значит, требуется сделать налоговую систему, во-первых, понятной. Для этого надо уменьшить количество налогов, напоминающих петровские поборы за бороду, за дым и т.п. Во-вторых, доля налогов не должна превышать 40-50% прибыли.

    Выход один: нужен план восстановления народного хозяйства. Как после войны.

"Обозреватель-Observer"
сентябрь 1994


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки