Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Макроэкономика

В инновационной экономике - будущее России

Современный экономический рост характеризуется ведущим значением научно-технического прогресса и интеллектуализацией основных факторов производства. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, образовании кадров, организации производства в развитых странах, приходится от 80 до 95 процентов прироста ВВП. Внедрение новых технологий стало ключевым фактором рыночной конкуренции, основным средством повышения эффективности производства и улучшения качества товаров и услуг. Внедрение нововведений является необходимым условием успеха в конкурентной борьбе, позволяя передовым фирмам добиваться сверхприбылей за счет монопольного присвоения интеллектуальной ренты, образующейся при внедрении новых продуктов и технологий.

Научно-технический прогресс как главный фактор современного экономического роста

Важной особенностью современного экономического роста стал переход к непрерывному инновационному процессу в практике управления. Проведение НИОКР занимает все больший вес в инвестиционных расходах, превышая в наукоемких отраслях расходы на приобретение оборудования и строительство. Одновременно повышается значение государственной научно-технической, инновационной и образовательной политики, определяющей общие условия научно-технического прогресса в отдельных странах. Постоянно растет доля расходов на науку в ВВП развитых стран, достигнув во многих из них 3 процента ВВП. При этом" доля государства в этих расходах составляет в среднем 35-40 процентов. Интенсивность НИОКР во многом определяет сегодня уровень экономического развития - в глобальной экономической конкуренции выигрывают те страны, которые обеспечивают благоприятные условия для научных исследований и научно-технического прогресса.

Огромное значение государственного стимулирования НТП в обеспечении современного экономического роста определяется объективными свойствами инновационных процессов: высоким риском, зависимостью от степени развития общей научной среды и информационной инфраструктуры, значительной капиталоемкостью научных исследований, требованиями к научной и инженерной квалификации кадров, необходимостью правовой защиты интеллектуальной собственности. Поэтому успех в глобальной конкуренции тех или иных фирм напрямую связан с государственной научно-технической политикой стран их базирования. Среди пятисот наиболее успешных фирм, действующих на мировом рынке, 203 являются американскими, 105 - европейскими, 109 - японскими и лишь 2 - российскими.

Движение вспять

После десятилетия революционных реформ состояние российской экономики характеризуется беспрецедентным сокращением производства и экономической активности, пятикратным снижением производственных капитальных вложений, дезинтеграцией экономики и денежного обращения. Технологические сдвиги приобрели явно регрессивный характер и за прошедшие пять лет выразились в быстрой деградации ее технологической структуры. При этом наиболее серьезный регресс охватил самые современные производства и выразился в "откате" России по уровню их развития на 10-25 лет. Большинство современных высокотехнологических производств практически свернуто, произошло практически полное их вытеснение с внутреннего рынка импортными аналогами.

При нормальном течении структурного кризиса сокращение экономической активности не должно приводить к свертыванию прогрессивных производств нового технологического уклада, имеющих потенциал роста на рынке и способных стать локомотивами будущего экономического развития страны. Наоборот, в условиях экономического спада и депрессии, периодически случающихся в странах с развитой рыночной экономикой, обычно наблюдается рост производства принципиально новых товаров, подъем инвестиционной и инновационной активности в перспективных направлениях. Происходит переток капитала из устаревших производств в новые, так как продолжение инвестиций в сложившихся направлениях оказывается более рискованным, чем инвестиции в нововведения.

Нынешняя экономическая ситуация кардинально отличается от классической депрессии по всем показателям. Спад производства в высокотехнологичных отраслях оказался намного больше среднего по промышленности. При этом фактически наблюдается аномальная тенденция: темпы спада производства возрастают с повышением технического уровня отрасли. Более чем на порядок сократились расходы на НИОКР, составляя сегодня 0,7 процента ВВП.

Резко снизилась инновационная активность предприятий. Если в конце 80-х годов доля промышленных предприятий, ведущих разработку и внедрение нововведений в СССР, составляла около 70 процентов, то ко второй половине 90-х годов она снизилась до 22,4 (в развитых странах эта доля обычно превышает 70 процентов). Существенно упали показатели общей эффективности экономики: производительность труда снизилась на треть, на эту же величину увеличилась энергоемкость производства. Таким образом, в случае современной депрессии российской экономики мы наблюдаем явную патологию, характеризующуюся хаотическим распадом экономической системы, ее деградацией и упадком.

Перспективы роста

Возможности выхода из нынешнего патологического состояния связаны с грамотным использованием закономерностей современного экономического роста при формировании и проведении государственной экономической политики.

Так, важной закономерностью современного экономического роста является его неравномерность, обусловленная периодическим процессом последовательного замещения целостных комплексов технологически сопряженных. производств - технологических укладов. В ходе каждого структурного кризиса мировой экономики, сопровождающего процесс замещения доминирующих технологических укладов, открываются новые возможности экономического успеха. Страны, лидировавшие в предшествующий период, сталкиваются с обесценением капитала и квалификации занятых в отраслях устаревающего технологического уклада, в то время как страны, успевшие создать заделы в формировании производственно-технологических систем нового технологического уклада, оказываются центрами притяжения капитала, высвобождающегося из устаревающих производств. Каждый раз смена доминирующих технологических укладов сопровождается серьезными сдвигами в международном разделении труда, обновлением состава наиболее преуспевающих стран.

Соответственно страны, заблаговременно наращивающие свой научно-технический и производственный потенциал в перспективных направлениях формирования нового технологического уклада, приобретают принципиальные конкурентные преимущества. Их, реализация в фазе структурного кризиса; сопровождающего в мировой экономике переход от устаревающего технологического уклада к новому, позволяет таким странам и предприятиям выйти на опережающую траекторию экономического роста. Они получают шанс "перегнать не догоняя", развивая на основе расширяющихся конкурентных преимуществ высокие темпы экономического роста.

Именно такая задача стоит сегодня перед российскими органами государственной власти. Пока имеющийся научно-технический, производственный и интеллектуальный потенциал достаточен для освоения перспективных производств нового технологического уклада, необходимо сконцентрировать экономическую политику государства на наращивании конкурентных преимуществ на освоении его ключевых технологий.

Несмотря на колоссальные разрушения, российская экономика все еще обладает мощным научно-производственным потенциалом, достаточным для преодоления кризиса за счет мобилизации внутренних возможностей и конкурентных преимуществ. Это прежде всего:

    высокий уровень образования населения и духовные традиции, ориентирующие людей на созидательный творческий труд, социальную справедливость и партнерство, самореализацию личности в интересах общества;
    богатые природные ресурсы, обеспечивающие большую часть внутренних потребностей в сырье и энергоносителях;
    огромная территория и емкий внутренний рынок, обеспечивающие широкое разнообразие жизнедеятельности и потребностей населения; наличие квалифицированных трудовых ресурсов;
    большой объем несвязанных сбережений, вовлечение которых в экономический оборот способно утроить уровень инвестиционной активности;
    развитый научно-промышленный потенциал, наличие серьезных технологических разработок по ряду направлений современного и новейшего технологических укладов;
    наличие собственных научных школ и уникальных передовых технологий, практическое приложение которых сможет обеспечить развитие конкурентоспособных производств в масштабах мирового рынка;
    значительные масштабы свободных производственных мощностей, позволяющие быстро увеличить производство продукции с относительно незначительными издержками;
    исторические традиции великой державы и заслуженный мировой авторитет, заставляющий мировое сообщество считаться с российскими национальными интересами.

Смысл экономической политики государства заключается в актуализации этих возможностей, создании механизмов их реализации в системе конкретных мер по повышению конкурентоспособности национальной экономики и переходу к устойчивому экономического росту. Расчеты показывают, что имеющиеся ресурсы при правильной экономической политике позволяют обеспечить вывод экономики из кризиса на траекторию устойчивого роста с темпом не менее 7 процентов в год за счет удвоения уровня инвестиционной активности, обновления и модернизации производства на основе широкого внедрения новых технологий и достижений научно-технического прогресса, полного использования имеющегося производственного и трудового потенциала, повышения эффективности государственного регулирования рыночной экономики и восстановления управляемости социально-экономического развития страны. Разработанная Федерацией товаропроизводителей России на основе предложений ученых экономических институтов Российской академии наук программа экономического роста в качестве целевых ориентиров предусматривает: рост объемов промышленного производства - не менее чем на 10 процентов в год, инвестиционной активности - не менее чем на 20 процентов в год, включая инвестиции в наукоемкую промышленность и новые технологии - до 40 процентов в год, заработной платы - на 12 процентов в год, эффективности производства - не менее чем на 10 процентов в год.

Эти ориентиры роста производства исходят из объективных возможностей активизации имеющегося научно-производственного потенциала и являются минимально необходимыми для преодоления тенденций деградации российской экономики. При реализации официально установленных сегодня ориентиров роста ВВП на 1,5 процента в год и инвестиций - на 2-3 процента темпы разрушения имеющегося производственного потенциала будут втрое превышать темп создания новых производств. В результате нарастающего выбытия основных фондов, износ которых составляет около 70 процентов, через три года произойдет сокращение производственного потенциала страны на четверть, а через семь лет - вдвое.

У нас есть не более двух-трех лет для перелома этих тенденций деградации на основе активизации существующего еще научно-производственного потенциала и последующего выхода на траекторию устойчивого роста с опорой на опережающее освоение перспективных технологий нового технологического уклада. Для этого наряду с переориентацией макроэкономической политики государства на оздоровление финансового положения производственной сферы и нормализацию условий воспроизводства в реальном секторе экономики, преодолением его дезинтеграции должна быть развернута целенаправленная политика развития.

Политика развития

Ключевая роль НТП в обеспечении современного экономического роста предопределяет ведущее значение подсистемы развития в системе государственного регулирования экономики. Политика развития включает: определение приоритете долгосрочного социально- и технико-экономического развития, сохранение и развитие научно-производственного потенциала страны, формирование на этой основе промышленной, научно-технической и бюджетной политики, обеспечение их реализации за счет использования государственных гарантий, осуществления целевых инвестиционных и научно-технических программ, работы институтов развития, регулирования инвестиционной и стимулирования инновационной активности. Полезным, а в наших условиях необходимым элементом политики развития должно стать индикативное планирование. Политика развития должна органично включать научно-техническую и промышленную политику, в том числе политику реструктуризации предприятий, обеспечивать подъем конкурентоспособности отечественных предприятий, выращивание национальных лидеров локомотивов экономического роста.

1. Механизм выбора и реализации приоритетов экономического развития должен составлять стержень формирования государственной экономической- политики и вестись исходя из закономерностей долгосрочного экономического роста, глобальных направлений технико-экономического развития и национальных конкурентных преимуществ. Эти приоритеты должны реализовываться посредством финансируемых при поддержке государства целевых программ, льготных кредитов, государственных закупок и предоставления государственных гарантий под инвестиции в закупки капиталоемкого оборудования отечественного производства, работы институтов развития. К выбираемым приоритетам следует предъявлять следующие требования.

С научно-технической точки зрения, выбираемые приоритеты должны соответствовать перспективным направлениям формирования современного технологического уклада и своевременного создания заделов становления следующего. С экономической точки зрения, государственная "поддержка приоритетных направлений должна характеризоваться двумя важнейшими признаками: обладать значительным внешним эффектом, улучшая общую экономическую среду и условия развития деловой активности; инициировать рост деловой активности в широком комплексе отраслей, сопряженных с приоритетными производствами. Иными словами, она должна создавать расширяющийся импульс роста спроса и деловой активности. С производственной точки зрения, государственное стимулирование должно приводить к такому росту конкурентоспособности соответствующих производств, при котором они, начиная с определенного момента, выходят на самостоятельную траекторию расширенного воспроизводства в масштабах мирового рынка, выполняя роль "локомотивов роста" для всей экономики, С социальной точки зрения, реализация приоритетных направлений структурной перестройки экономики должна сопровождаться расширением занятости, повышением реальной зарплаты и квалификации работающего населения, общим ростом благосостояния народа.

В качестве безусловного приоритета должно рассматриваться развитие фундаментальной науки, определяющей общую конкурентоспособность отечественного научно-технического и интеллектуального потенциала.

Этот перечень приоритетных направлений составлен на основе анализа основных тенденций современного НТП с учетом состояния отечественного научно-промышленного потенциала. Он не претендует на полноту и окончательность. С него целесообразно начинать формирование и реализацию государственной политики развития.

2. Сохранение и активизация научно-промышленного потенциала в нынешних условиях его глубокого разрушения необходимо концентрировать на следующих направлениях:

    обеспечение приоритетности государственной поддержки конверсии наукоемкой промышленности и стимулирования НТП, доведение государственных расходов на эти цели до нормативного уровня, установленного действующим законодательством;
    завершение работы по реорганизации предприятий оборонной промышленности в казенные предприятия и акционерные общества, с погашением задолженности, образовавшейся вследствие недофинансирования государственного заказа, и реструктуризацией других просроченных долговых обязательств;
    поэтапное погашение накопленной задолженности государства по оборонному заказу, обеспечение строгого исполнения ассигнований на закупку военной техники и проведение НИОКР, предусмотренных законом о федеральном бюджете;
    защита внутреннего рынка наукоемкой продукции, активная государственная поддержка ее экспорта.

Важной составляющей политики активизации научно-промышленного потенциала должно быть развитие технологического и научно-технического потенциала промышленности:

    повышение государственных расходов на стимулирование НТП и проведение НИОКР, обеспечение финансирования по статье федерального бюджета о бюджете "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу" в размере не менее 4 процентов от расходной части бюджета;
    стимулирование передачи технологий, освоение которых обеспечит российским предприятиям конкурентные преимущества на мировом рынке; стимулирование предприятий, внедряющих отечественные научно-технические разработки путем предоставления льгот по налогообложению и других видов государственной поддержки;
    разработка и реализация программ развития территорий с высокой концентрацией научно-технического потенциала (технополисов и наукоградов);
    повышение эффективности системы экспортного контроля, активная государственная политика по пресечению несанкционированного вывоза перспективных технологий за рубеж;
    субсидирование импорта перспективных современных технологий и научно-технической информации; создание инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов НИОКР.

3. Стимулирование инновационной активности является важнейшим направлением политики развития, ключевым для преодолении депрессии. Реализация этого направления включает следующие элементы:

    государственная поддержка проектов освоения перспективных нововведений посредством создания инновационных центров;
    учет затрат предприятий на цели проведения НИОКР, модернизации производства и внедрения новых технологий в составе издержек производства, их освобождение от налогообложения;
    субсидирование расходов НИИ и КБ на защиту интеллектуальной собственности на отечественные изобретения и разработки на внутреннем рынке и за рубежом;
    сохранение информационной инфраструктуры научно-исследовательских работ, поддержание сети научно-технических библиотек, субсидирование затрат научно-исследовательских организаций на пользование информационными сетями и базами данных и закупку научной литературы;
    поддержание функционирования опытных стендов, экспериментальных установок и опытных производств;
    активное вовлечение в осуществление приоритетных направлений НТП научно-технического потенциала СНГ;
    защита интеллектуальной собственности, обеспечение прав на нее.

4. Восстановление управляемости развитием экономики. Все перечисленные направления политики развития должны определять формирование бюджетной, внешнеторговой, промышленной политики. Для этого все составляющие экономической политики государства необходимо увязывать посредством индикативного планирования развития экономики страны.

Индикативное планирование социально-экономического развития страны должно быть эшелонировано по глубине прогнозирования на год, пятилетие и пятнадцатилетний прогнозный период. В условиях современного НТП субъекты хозяйственной деятельности, органы государственного управления и общество в целом нуждаются в научно обоснованном предвидении будущих тенденций научно-технического и социально-экономического развития. При этом необходимым для нормальной работы предприятий в большинстве отраслей является как минимум десятилетний горизонт планирования своего развития.

Прежде всего необходимо изменение технологии прогнозирования социально-экономического развития. Экстраполяция прошлых тенденций не должна доминировать при формировании планов будущего развития. Задача заключается как раз в обратном - в переломе сложившихся тенденций, преодолении депрессии и. инициировании экономического роста. В сложившихся условиях прогноз должен определяться сочетанием имеющихся возможностей и желаемых результатов. Для этого он должен начинаться с формулирования четких целей социально-экономического развития на заданную перспективу и инвентаризации имеющихся ресурсов, которые могут быть задействованы путем создания соответствующих макроэкономических условий и мер государственного регулирования. Эти меры должны определять содержание индикативных планов социально-экономического развития страны. Соответственно индикативным планам должна вестись и бюджетная политика.

Принципы формирования государственного бюджета должны быть пересмотрены в соответствии с общей логикой системы регулирования экономики, ориентированной на развитие. В основу его разработки необходимо закладывать законодательно установленные нормативы, определяющие уровень бюджетных расходов по соответствующим направлениям, а также программно-целевой принцип планирования и осуществления расходов. При этом первым по значимости приоритетом должны пользоваться расходы на науку и стимулирование НТП, а также на образование и национальную безопасность, составляющие основу устойчивости будущего развития. Высоким приоритетом должны пользоваться инвестиционные программы. Их финансирование необходимо вести через Бюджет развития, который следует вывести из консолидированного бюджета и осуществлять через институты развития, рефинансируемые из собственных и привлеченных источников, включая кредиты Центрального банка.

Формирование социально-экономической политики государства затрагивает интересы миллионов граждан и предприятий, определяет наше будущее развитие. Это слишком важный вопрос, чтобы доверять его исключительно чиновникам. Определение перспектив экономического развития страны и формирование основных направлений экономической политики государства должно иметь надежное научное обоснование. Это предполагает вовлечение в этот процесс научного сообщества, авторитетных научно-исследовательских и экспертных институтов. В частности, Российской академии наук следует законодательно предоставить функцию экспертизы индикативных планов и прогнозов, проектов важнейших государственных решений, определяющих социально-экономическое развитие страны.

У нас есть все необходимые элементы для успешного социально-экономического развития. Но сами по себе эти элементы в целостную политику не складываются. Необходимо объединить знания ученых, ответственность политиков, опыт технологов, чтобы набрать критическую массу созидательной энергии, способной направить власть на осуществление необходимой обществу политики развития.

С. ГЛАЗЬЕВ,
доктор экономических наук,
профессор
("Парламентская газета" 17.05.2000)


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки