Введение (историческая справка)
В конце XIX -начале XX века в России достаточно успешно начал складываться
новый экономический порядок. И хотя многие западные страны к этому времени
уже вырвались вперед, Россия благодаря огромным интеллектуальным и материальным
ресурсам, исключительному географическому положению быстро наверстывала
упущенное. Но существовал последний барьер, который необходимо было преодолеть,
чтобы это движение стало необратимым: следовало, соответственно нарождающейся
свободной (рыночной) экономике, утвердить в стране свободный (либеральный)
политический режим. Эту задачу наша страна так и не смогла тогда решить,
хотя разрушение традиционных монархий в большинстве стран к западу от России
как раз и означало необратимость процесса переустройства государств.
В рамках этой конструкции однозначно понятным становится смысл буржуазной
Февральской революции 1917 года и большевистского Октябрьского переворота.
Большевики прервали ход естественного процесса преобразования России в
государство экономических и политических свобод. И, напротив, утвердив
вновь диктаторское (тоталитарное) политическое устройство (здесь различия
чисто терминологические: Государь-император заменен на Генерального секретаря,
генерал-губернатор -на первого секретаря обкома и т.п.), большевики совершенно
логично сломали нарождающийся либеральный экономический порядок и заменили
его централизованной экономикой.
Как теперь известно (и не из учебников только), централизованная плановая
экономика в XX веке оказалась существенно менее эффективной по сравнению
с рыночной, но благодаря своим огромным внутренним ресурсам более семидесяти
лет Россия смогла выживать даже в рамках не соответствующего времени политико-экономического
режима. При этом, конечно, экономическая ситуация по отношению к странам
с либеральной экономикой необратимо ухудшалась, и советская власть предприняла
несколько попыток хотя бы частично модернизировать экономику: первую —
через несколько лет после переворота (новая экономическая политика); вторую
-в начале 60-х годов, известную как косыгинские реформы.
В начале 80-х стало очевидным, что разрыв между западными странами и
СССР увеличивается, и перед советской правящей элитой, как в 30-е, предвоенные
годы, определился принципиальный выбор: либо осуществление массовых репрессий
как единственно возможный способ принуждения к труду, либо отказ от централизованной
экономики. Генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Андропов хоть и робко (переписывая
фамилии посещавших днем кинотеатры и бани), но несомненно обозначил выбор
в пользу первой альтернативы -возврат к репрессивной политике. И только
его смерть в феврале 1984 года не позволила осуществить попытку вновь пройти
этот путь до логического его завершения созданием революционных троек
и концлагерей.
В марте 1985 года Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран Михаил Горбачев,
и именно тогдашний состав ЦК КПСС во главе с Горбачевым в апреле 1985-го
сделал наконец принципиальный выбор: партия большевиков отказалась от возврата
к репрессиям, предпочтя им рычаги экономической мотивации, что предопределило
необходимость коренного преобразования экономики на рыночный лад.
Но авторы этого решения, конечно же, в тот момент не предполагали неизбежность
следующего шага -отказа от тоталитарной политической системы управления
государством. Это непонимание ярко проявилось в рассуждениях советских
лидеров о социализме с человеческим лицом, т.е. таком принципиально
эклектичном государственном устройстве, при котором рыночная экономика
сосуществует в союзе с тоталитарной политической властью.
Прошло еще пять лет, и в марте 1990 года III внеочередной Съезд народных
депутатов СССР принял неизбежное решение: он отменил 6-ю статью Конституции
СССР и тем самым отменил монополию коммунистической партии на власть.
Таким образом, с апреля 1985-го по март 1990-го правящая советская элита
и Михаил Горбачев совершили исторический выбор в пользу трансформации России
(СССР) в государство с рыночной экономикой и либеральным политическим устройством
и тем самым обозначили дальнейший путь развития страны в русле либеральных
реформ.
С точки зрения употребляемой в этой статье терминологии в марте 1990
года, второй раз в XX веке, Россия оказалась в той же точке экономического
и политического развития, что и после буржуазной Февральской революции
1917 года, но до Октябрьского переворота.
Период с 1991-го по 1997-й не имеет аналогов в российской истории. Именно
в течение этого времени реформаторы вместе с президентом Борисом Ельциным
впервые в истории России осуществили трансформацию государства с централизованной
экономикой и тоталитарной политической системой в государство с рыночной
экономикой и либеральной политической системой.
Трансформация экономического порядка
Либеральное экономическое устройство имеет явно выраженные признаки.
Эти признаки одни и те же для всех без исключения стран с рыночной экономикой
-будь то США, Франция, Япония или Индия. Именно эти признаки отличают
рыночную экономику от централизованной плановой и тем самым определяют
природу устройства.
В этом и следующем разделах статьи слово свобода
я определяю как самостоятельность выбора, а слово диктат
-как ограничение самостоятельности выбора.
Рыночная экономика обладает двумя необходимыми признаками: свободными
ценами и свободной (диверсифицированной) собственностью.
Плановая экономика обладает диктаторскими (централизованными,
монопольными) ценами и диктаторской (централизованной,монополизированной
государством) собственностью.
Хорошо известно, что наряду с успешными (США, Англия, Франция, Япония)
среди стран с рыночной экономикой есть те, в которых рыночная экономика
не дает сегодня бесспорных результатов (Индия, Марокко, Нигерия), и те,
в которых еще недавно (двадцать, тридцать лет назад) трудно было различить
нарождающийся бум (Италия, Испания,Бразилия). Дело в том, что реализация
только одних необходимых признаков рыночной экономики не гарантирует
ее рост. Рыночная экономика оказывается успешной в странах, которым удалось,сообразно
своим национальным, историческим, географическим особенностям и ряду прочих,
адекватно подобрать условия, называемые мною достаточными: правила налогообложения,
таможенное законодательство, система социальной защиты, система борьбы
с преступностью и другие.
Таким образом, в отличие от необходимых условий, являющихся универсальными
для всех стран, достаточные -индивидуальны.
Выводы: 1. В России в течение 1985-1997 годов было в основном
осуществлено преобразование фундаментальных (необходимых) признаков централизованной
плановой экономики в фундаментальные признаки рыночной экономики (этот
процесс нельзя считать завершенным, пока не будет диверсифицирована собственность
на землю).
2. Для успешного развития нового экономического порядка -рыночных отношений
-Россия должна соотвественно своим национальным,историческим, географическим
и другим, присущим только ей, особенностям выстроить адекватные достаточные
условия (налоговый кодекс, таможенные правила, систему социальной
защиты и пр.).
Трансформация политического порядка
В полной аналогии с либеральным экономическим порядком либеральное политическое
устройство имеет также два необходимых признака, которые отличают
его от тоталитарного: свободные выборы и свободную (диверсифицированную)
власть. При этом диверсификация власти происходит в двух направлениях:
территориальном (Центр, регион,город, район) и функциональном (различные
ветви власти: законодательная, исполнительная, судебная).
Необходимые признаки для всех стран с либеральным политическим
устройством одинаковы. Различия составляют достаточные признаки,
которые, для того чтобы либеральная политическая система была устойчива,
должны быть подобраны адекватно особенностям каждой из стран.
Достаточными условиями являются: реализация тех или иных процедур
выборов; соотношение власти Центра, регионов, районов; распределение
функций между законодательной,исполнительной, судебной властями.
Выводы: 1. В России в течение 1985-1997 годов было осуществлено
преобразование фундаментальных (необходимых) признаков тоталитарной
политической системы в фундаментальные признаки либеральной политической
системы.
2. Для стабилизации новой политической системы Россия должна, соответственно
присущим ей особенностям, реализовать адекватные достаточные условия
либерального политического устройства.
Трансформация менталитета
В этом разделе под словом свобода понимается система
внутренних ограничений; под словом диктат -система
внешних ограничений.
Россия не имеет исторического опыта жизни в условиях свободы. Это наложило
безусловный и принципиальный отпечаток на индивидуальный и общественный
менталитет. Привычка жить в условиях диктата, когда основные правила
поведения каждого и всех определены царем или генеральным секретарем, глубоко
укоренились в сознании и человека, и общества. Поэтому переход от жизни
в условиях диктата к жизнеи в условиях свободы представляется
неминуемо тяжелым и долгим. Исключительно наглядным примером того, насколько
глубоко и надежно несвобода укоренилась в нас, является новейшая
история.
Как известно,речь невольно фиксирует устоявшиеся в сознании ее носителя
представления. В 1991 году народ России свободным волеизъявлением с неподдельным
энтузиазмом впервые в своей истории избрал президента. Именно Борис Ельцин
отстоял право быть избранным, а не назначенным. В 1994 году ближайшее окружение
президента стало иногда робко и, безусловно, по собственной воле называть
его Царем. В 1997 году огромная часть российского общества
громко и совсем без иронии называет Бориса Ельцина Царем. Сам
Борис Николаевич не так давно назвал себя (надеюсь, в шутку) Борисом Первым.
Самый молодой реформатор Борис Немцов сказал, что если Ельцин
-Царь, то он (Немцов) -монархист. Итак, выдавливать из себя по капле
раба -задача непростая даже для президента России.
Но Россия начала долгий путь перехода от менталитета рабского, безответственного
-к свободному, вынужденному и умеющему взвешивать последствия каждого
самостоятельного решения и действия и поэтому, безусловно, более прогрессивному.
Вывод: происходящая в России трансформация менталитета привела
к тотальному размыванию в обществе политических ориентиров. Появление огромного
числа различных партий и движений является следствием именно этого ментального
преобразования.
Знание вектора изменения менталитета позволит определить направление
политической структуризации общества.
Заключение
Изложенный подход к экономическим и политическим изменениям, происходящим
в России в течение последних почти тринадцати лет, позволяет сделать несколько
принципиальных наблюдений:
- В период 1985-1991 годов правящая советская элита во главе с Генеральным
секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым совершила выбор в пользу
либерального экономического и политического устройства России (СССР).
- В период 1991-1997 годов реформаторы во главе с президентом Борисом
Ельциным впервые в истории России осуществили экономическую и политическую
трансформацию государства от диктатуры к свободе.
- В обозримое время революция России не грозит, поскольку преобразования,
которые осуществила страна с 1985 по 1997 год, по всем канонам уже являются
революционными и уже потребовали колоссальной энергии нации.
- Либеральное экономическое и политическое устройство России будет
успешным только тогда, когда наряду с необходимыми условиями, универсальными
для всех либеральных стран, будут реализованы достаточные, специфичные
для России.
- Процесс реализации достаточных условий, в отличие от процесса
реализации необходимых, есть процесс эволюционный (а не революционный).
Поэтому кризис, который Россия начала испытывать во второй половине 1997
года, носит системный характер: он является следствием перехода
от одного этапа -революционных преобразований -к другому -длительному
эволюционному развитию.
- Диверсификация власти по территориям, которую Борис Ельцин провозгласил
в 1990 году, предложив регионам взять столько суверенитета, сколько они
в состоянии переварить, к 1997 году привела к существенному ослаблению
власти федерального Центра и к появлению сильных региональных элит. К парламентским
выборам 1999 года ситуация в этой части будет кардинальным образом отличаться
от 1990-го: не федеральный Центр будет делегировать власть регионам, а,
наоборот, регионы решат, какие функции они передадут новому Центру власти,
который начнут создавать по своей воле, а какие -сохранят за собой.
Поэтому главной политической задачей для России сегодня является следующая
- не допустить развала федеративного устройства государства как последствия
трансформации экономического и политического режима страны.
Россия и современный мир
выпуск 1(18), 1998
|