Несколько лет назад была высказана мысль: "Так жить нельзя". Руководствуясь этой мыслью, российские лидеры привели к смене общественной системы, производственных отношений - ко всему тому, что сегодня называется реформами. Результаты этих реформ не оправдали надежд.
Мы все знаем, что Россия имеет огромный потенциал природных, производственных и интеллектуальных ресурсов. Современный ресурсный потенциал России и его возможности для социального обустройства общества в расчете на душу населения в 2-2,5 раза превышает ресурсный потенциал США, в б раз - Германии, в 18-20 раз - Японии.
Однако между этим потенциалом и реальным уровнем жизни наблюдается огромный разрыв. Сегодня мы вынуждены констатировать, что за годы реформ этот разрыв не только не уменьшился, а еще больше увеличился. Результаты реформ не удовлетворяют практически никого: ни отдельного человека, ни отдельные регионы, ни политические партии. Мы имеем не просто проявления отдельных экономических, социальных, экологических кризисных явлений, а всеобъемлющий кризис, который, кроме экономики, экологии, охватил духовно-нравственную сферу, политическую жизнь общества. В стране сложилась ситуация, когда практически все политические партии и движения дистанцировадись от Президента и Правительства. Это не потому, что им нравится положение оппозиции, а потому, что не разделяют проводимый курс реформ и не берут на себя ответственность за их последствия.
Без выяснения главных причин провала реформ нам, вероятно, не удастся выйти на конструктивное решение проблем. На мой взгляд, одна из главных причин в том, что проводимая политика реформ лишена естественных оснований для России, определяющихся ее особенностями. В частности, я имею в виду тот факт, что Россия - единственная страна в мире, на территории которой находится 50-90% мировых запасов важнейших для жизни ресурсов. Это общеизвестно. Однако мы не задаем себе вопросов: как мир должен воспринимать эту ситуацию и относиться к единственно богатой в ресурсном отношении стране? Какой в этом случае должна быть внутренняя и внешняя экономическая политика России? Каковы ее державные интересы? Об этих вопросах ни Президент, ни Правительство с народом не говорят. Мало того, они не доверяют и отечественным ученым, потому что для выработки стратегии реформ приглашаются зарубежные специалисты.
Поставленные вопросы настолько сложные и объемные, что в рамках данного выступления я смогу обозначить только схему размышлений с надеждой на последующее развитие их в процессе дискуссии.
За реформирование своего хозяйства Россия берется не впервые. Нам сегодня чрезвычайно важно знать, во-первых, что проводимые в прошлом реформы были нацелены на максимальное использование собственных, прежде всего ресурсных, возможностей России для развития, а, во-вторых, что другие страны мира предпринимали все, чтобы эти реформы не достигли поставленной цели. Такой вывод становится очевидным в результате анализа событий, к примеру, XX столетия.
Оно началось с реформ, которые получили название "столыпинские". Их результаты широко известны. Между тем мало кто знает, что, по оценкам западных экспертов, к 1925-1930 гг. прогнозировался выход России в мировые лидеры. Естественно, такая перспектива не устраивала Запад. Предпринималось все для того, чтобы не дать возможности России устойчиво развиваться. Кроме внешней угрозы, реакция на которую привела к милитаризации экономики, предпринимались все возможные меры для создания внутренней нестабильности.
Как видим, все повторилось. Сегодня такая политика в отношении России, как никогда имеет ощутимые негативные результаты -дискредитация армии, науки, образования, директорского корпуса, работников правоохранительных органов. Преступность, анархия в управлении, падение морали и нравственности среди российских граждан, особенно молодежи, захлестнули страну. И все это для того, чтобы воспользоваться ресурсным потенциалом России с минимальными издержками. На мой взгляд, положение настолько серьезно, что требуется неотложное вмешательство всех здоровых сил общества в процесс реформирования в России.
В основу стратегии реформ следовало бы положить три базовых источника, создающих уникальные возможности для эффективного развития нашего Отечества, закономерного закрепления его в числе ведущих стран мира:
- наличие огромного количества природно-сырьевых ресурсов;
- высокий потенциал специалистов и ученых;
- мощный производственный потенциал.
Практическая реализация этих возможностей требует более активной роли государства в управлении природно-ресурсным потенциалом в противоположность тому, что происходит сегодня. Под активной ролью государства понимается установление государственных монопольных цен на ресурсы с учетом издержек их воспроизводства, государственная монополия на торговлю ресурсами на мировом рынке, использование ренты на ресурсы как стратегического источника экономического развития России.
Рента как "дар природы" жителям России может и должна стать главным источником дохода в бюджете страны, основой для формирования налоговой системы. Этот "дар природы" не может присваиваться отдельными людьми или отраслями, а "работать" на общественные интересы, на пользу всему обществу. К примеру, рента только от таких видов ресурсов, как нефть и газ, позволяет иметь столько доходов, сколько достаточно для финансирования науки, образования и здравоохранения в стране.
Используя ренту на природные ресурсы в качестве источника дохода бюджета, можно было бы отказаться от сложившейся системы налогообложения. Такие ее "опорные конструкции", как налог на добавленную стоимость и прибыль, становятся просто ненужными. То, что они не дают желаемого результата в России, - прямое тому подтверждение.
Используя ресурсные особенности России, мы решили бы и наши общенациональные духовные, идеологические, военные, патриотические и многие другие вопросы. В связи с этим, я хотел бы обозначить еще одну проблему: что значит для России вхождение в мировое экономическое пространство?
Мне кажется, здесь есть над чем подумать. Что от этого получит Россия? То, что сегодня происходит с вывозом капитала из нашей страны, привело к тому, что в течение двух последних лет укрепилось политическое, экономическое и социальное положение ведущих стран Западной Европы. Это доказывают публикации известных западных экспертов и специалистов, которые показывают упущения в стратегии российских лидеров. Они говорят, что в результате их неумелых действий на рынке мировых ресурсов России нанесен ощутимый ущерб.
Короче говоря, через опору на самостоятельное, независимое развитие России на основе собственных ресурсов, собственного интеллектуального, производственного и духовного потенциала Россия способна занять лидирующее положение в мире, обеспечить нормальные человеческие условия для своих граждан и осуществлять соответственно заинтересованную для этих граждан внутреннюю и внешнюю политику.
М. ИСАЕВ,
депутат Совета Федерации Федерального Собрания РФ,
доктор экономических наук, профессор,
академик Российской экологической академии
|