У России имеются три определяющих источника, создающие ей уникальные возможности для эффективного развития и закономерного закрепления в числе ведущих стран мира.
Во-первых, в стране имеются огромные запасы топливно-энергетических и минеральных ресурсов, плодородные земли и другие природные богатства. В расчете на душу населения ресурсный потенциал России в 2-2,5 раза превышает ресурсный потенциал США, в 6 раз Германии, в 18-20 раз Японии.
Во-вторых, Россия обладает уникальным потенциалом высококвалифицированных специалистов и ученых, способных решать сложнейшие задачи в области науки, техники и производства.
В-третьих, имеется мощная производственная база, не уступающая в ряде областей технологической базе передовых стран Запада, в том числе и США.
Но разителен контраст между колоссальными возможностями для процветания России и убогой действительностью.
К сожалению, экономический потенциал России был использован не на благо ее процветания, а ушел на оплату счетов по неудавшимся экономическим экспериментам. В чем же тут дело, как поправить катастрофическое положение дел в экономике, предотвратить социальные деградации в обществе? В каком направлении вести поиск? Или вовсе остановиться, или браться за новую программу вывода страны из кризиса? Разителен контраст между огромным напряжением политических дебатов, по сути, каждой новой программы и их тихой гибелью сразу же после их обсуждения, еще до столкновения с действительностью. Так было с программой "500 дней", так случилось с программами правительства по финансовой стабилизации экономики, такая же участь постигла и многие другие известные программы.
И это не случайно. Многие из авторов программ видели в их подготовке главным образом ритуальное действие, направленное на произведение демонстрационного эффекта на широкую публику. Ответственности - никакой, но создается образ невостребованного гения.
Главное же состояло в том, что брались за разработку программ, не имея четкой теоретической концепции преобразований. Критерием становился не реальный результат, а политический резонанс в основном среди западных покровителей. Неудивительно в этой связи, что идеология реформ с самого начала была направлена на их разрушение, непременно до самого основания.
Сейчас как никогда ранее для успеха реформ важна хорошо выверенная теоретическая база. Пора понять, что отсутствие теоретической базы реформ определило у нас на десятилетия ошибочную ориентацию хозяйственных решений и как следствие - деградация производительных сил общества.
В докладе излагаются исходные принципы реформирования российского хозяйства, отвечающие и современным теоретическим представлениям, и тем реальным условиям, в которых находится экономика России. Эти принципы могут дополняться и уточняться, чтобы стать исходной базой для проработки различных конкретных сценариев реформ и соответствующей системы практических мер. Вместе с тем уже сейчас они позволяют выявить заведомо неэффективные направления действий, указать резервы реальной активизации рыночных механизмов, определить границы стратегического курса экономических преобразований.
И еще одно замечание. Доклад отражает позицию, ученых одного из ведущих экономических институтов страны, работы которого давно и хорошо известны не только в России, но и далеко за ее пределами. Рейтинг ЦЭМИ достаточно высок среди ведущих университетов и экономических институтов США, Германии, Великобритании, Японии и других западных стран. Многие выходцы из ЦЭМИ сегодня успешно работают на Западе. К сожалению, кое-кто и из нынешних реформаторов тоже имеет прямое или косвенное отношение к ЦЭМИ. В семье, как говорится, не без урода. Но не они определяли научную школу ЦЭМИ, а тот задел, который был создан учеными института еще в доперестроечные годы.
* В разработке концептуальных положений доклада принимали участие от ЦЭМИ: В.Гребенников, В.Пугачев, Ю.Сухотин, В.Зотов, В.Пресняков, Ю.Овсиенко, В.Дементьев, А.Пителин, С.Глазьев, Ю.Петров, С.Чернавский, Е.фаерман, Л.Гельман. При подготовке отдельных разделов доклада использованы результаты совместных исследований сотрудников ЦЭМИ и других научных организаций России и западных стран: К.Гофман (Россия), Г.Харрисон (Великобритания), М.Гаффни (США), А.Гозман (Россия), Р.Бэнкс (Великобритания), Т.Роскошная (Россия), Н.Тидеман (США).
Д.ЛЬВОВ,
академик РАН, директор ЦЭМИ РАН
|