1. В России в конце XIX века с 1880 г. по 1905 г. ежегодные вложения в образование составляли от 3 до 4% внутреннего валового продукта (ВВП). Целенаправленные действия Царского правительства в области образования позволили увеличить число школ за 25 лет в 160 раз (с 273 до 43696), а число учащихся в них почти до 2 миллионов, что явилось интеллектуальной базой для последующего промышленного роста в начале ХХ века.
За 5 лет восстановления, разрушенного войной 1941 - 45 г.г. народного хозяйства, доля расходов на образование возросла в несколько раз и достигла к 1950 году 10% от ВВП, что обеспечило в 60 - е годы огромные достижения и прорыв СССР в науке и технике.
За период так называемых реформ бюджетное финансирование образования сократилась более чем в 10 раз и составило: 1989 год - 7%; 1994 год - 3,4; 1997 год - 0,6%; 1998 год - 0,5% ВВП.
К концу ХХ века в России обучается 21 миллион школьников, 3 миллиона учащихся профтехучилищ, техникумов, колледжей, 3,5 миллиона студентов Вузов. В 1996 году по разным причинам прекратили обучение более 2 миллионов молодых людей, а 1,5 миллиона детей вообще не обучалось, поскольку стали беспризорными.
2. Анализ динамики изменения бюджетных расходов на образование за столетие с учетом их влияния на темпы роста производительности труда (изменение доли ВВП, выделяемой на образование, меняет темпы роста производительности труда через 15 лет) показывает, что экономике и реальной независимости России начала ХХI века нанесен огромный, трудно восполнимый урон.
Социальная значимость образования упала до катастрофического уровня. Опрос о престижности профессий, проведенный среди выпускников школ г. Москвы, показывает, что рейтинг лавочника в 3 раза выше рейтинга ученого и в 18 раз выше инженера. Месячная зарплата, выплачиваемая из бюджета преподавателю со степенью в государственных ВУЗах г. Москвы, составляет около 30 долларов
Падение престижа и социальной значимости образования обусловлено решениями политического руководства СССР, в соответствии с которыми в 60-х было введено всеобщее среднее образование, приведшее к идеологии двойных стандартов в оценке знаний учащихся школ, с последующим переносом их в сферу идеологии, производства и распределения материальных благ. Идеологическая пропаганда фактически дискредитировала знания и образование, систематически подминая по себя такие нравственные ценности, как трудолюбие, ответственность, честность, порядочность педагогов и руководителей предприятий.
3. В основе идеологии образования в России ХХI века должно лежать просвещение (термина не имеющего аналога ни в одном языке мира), формирующее гармонию связей физического тела, души и пространства мироздания в человеке (Ф. Достоевский, Ф. Тютчев, Н. Гоголь, Л. Толстой и др.)
Природой предусмотрено и осуществляется наращивание интеллектуального потенциала каждого человека от поколения к поколению и закладывается более высокий уровень интеллекта ребенку, родители которого не смогли или не захотели развить и совершенствовать заложенные в них способности.
Согласно библии Творец создал человека по образу и подобию своему, поэтому от рождения каждому человеку дано быть творцом. Чтобы созидать и соответствовать своему предназначению на земле, которое определено Природой (Творцом, Богом,…), человек должен знать ее законы, совершенствуясь духовно, повышать интеллект и уровень знаний, приобретать и развивать навыки и умения. Чем больше знаний и выше интеллект, приобретенные в результате просвещения, тем острее чувство гармонии (красоты), тем ближе человек к Природе, которая при этом открывает ему дополнительные возможности в постижении законов, лежащих в основе бытия. Все великие открытия были сделаны (доступны) людьми высокого интеллекта, обладающими большим объемом разносторонних знаний, чувствующими и понимающими гармонию формы и ритмов. Просвещение является фундаментом, на котором человек выполняет свое предназначение и смысл жизни на земле - быть творцом, реализуя свои способности, созидая и помогая Природе в стремлении к гармонии.
4. Согласно результатов социологических исследований (1996 г.) ценностных ориентацией массового сознания у респондентов России в возрасте 18 - 24 лет, на первом месте (40,3%) стоит возможность реализовать свои способности, достижение материального достатка занимает второе место(26,5%). То же самое распределение приоритетов характерно для учащихся школ России, Это свидетельствует о том, что за годы реформ, несмотря на великое ограбление тысячелетия, сделавшие нищими свыше 100 миллионов граждан богатейшей страны мира, подкрепляемое ежедневной пропагандой прав человека с большим кошельком, культа денег, насилия и разврата в СМИ, не сломлена духовная основа молодых граждан России (кстати утраченная во многих процветающих государствах мира).
Сегодня Россия еще имеет реальную возможность развернуть просвещение нации - основу своего экономического могущества и процветания. Положения и принципы такого просвещения являются составной частью концепции сбалансированной экономики, направленной на создание в XXI веке Российского государства социальной гармонии.
Независимая экономико-аналитическая группа "Содружество"
д. т. н., проф. Митин В.В
18 мая 2001 г.
|