Устойчивое и безопасное развитие национальной экономики безусловно является одним из основных политических приоритетов ведущих мировых держав. Вопросы экономического развития давно стали частью доктрины национальной безопасности. Так, правительство США всеми доступными средствами реально защищает интересы собственных предпринимателей, обеспечивает конкурентоспособность американских товаров и активно содействует их проникновению на внешние рынки. В новом тысячелетии проблемы экономической безопасности выходят в разряд первостепенных. Мир оказывается все в большей зависимости от долговременных угроз, чреватых разрушением международной стабильности. К числу таких угроз относятся не только политический экстремизм и сепаратизм, но и всевозрастающее влияние на мировые процессы транснациональных корпораций и международных организаций (МВФ, Мировой Банк, ЕБРР, ВТО), что заметно снижает политическое значение государств с переходным типом экономики. Классическим примером такого государства в нынешних условиях является и Россия. В результате неэффективно проведенных реформ наша страна утратила статус мирового лидера. В настоящее время технологическое отставание от ведущих стран Запада и экспортно-сырьевой характер отечественной экономики, а также зависимость от иностранных кредитов еще больше повышают уязвимость России перед лицом новейших угроз. Усугубляют положение и чрезмерная бюрократизация экономики, а также связанные с этим проблемы коррупции во властных структурах. Совершенно очевидно, что должны состояться позитивные структурные изменения в национальном хозяйстве, которые создадут условия для возвращения России в число мировых лидеров. Прошло время романтических иллюзий в отношении бескорыстной помощи со стороны Запада. Мы убедились в том, что наши проблемы мы должны решать собственными силами. Кроме того, надо быть готовыми к жесткой борьбе за мировые рынки, учиться эффективно защищать свои национальные интересы и продвигать собственные перспективные идеи и проекты в международном экономическом сообществе. Определенные надежды на положительные изменения в отечественной экономике дают действия Президента и Правительства РФ. Конечно, относительные успехи последнего времени пока не носят явно выраженного стратегического характера и не обеспечивают устойчивости экономического развития. Так, например, доля высокотехнологичной продукции в российском ВНП не превышает 0,6%, тогда как в развитых странах она достигает 4-6%. По-прежнему сохраняется тенденция к повышению темпов инфляции. Согласно заключению экспертов в текущем году инфляция составит 20-21% вместо запланированных в бюджете 2001 года 12%. Тем не менее, Послание Президента Федеральному Собранию РФ содержит ряд конкретных и, главное, последовательных предложений по реформированию фискальной системы и легализации доходов населения. Знаменательно, что власть предлагает решения стратегического характера. В целях усиления положительных тенденций в экономике остается прояснить проблему собственности, в том числе и на землю. Все эти меры в комплексе позволят российскому бизнесу стать действенной силой в обеспечении экономической безопасности страны. Частное предпринимательство по своей сути призвано отстаивать национальные интересы страны в системе нового миропорядка. Именно партнерские отношения между институтами государственной власти и бизнесом создают прочный фундамент стабильности общественных отношений. Более того, отечественный бизнес способен формулировать стратегические инициативы, адекватные глобальным вызовам нового времени. Одной из типичных проблем современной России является недоверие населения государству. Если совместными усилиями удастся изменить эти общественные настроения, то Россия гораздо быстрее и безболезненнее преодолеет нынешние трудности. Системный кризис советского периода усугублялся катастрофической неповоротливостью, а потому и неэффективностью тогдашней госэкономики. Инерция того периода сказывается и сегодня, в частности, в отдельных попытках регулировать живые экономические процессы и подавлять частные инициативы. Однако в условиях обострившейся конкурентной борьбы на мировых рынках и глобализации мировой экономики выжить и развиваться способны только те хозяйственные организмы, которые мыслят и действуют в современных рыночных реалиях. Русский бизнес уже продемонстрировал свою жизнеспособность и эффективность. Устранение искусственных и нелепых препятствий на его пути позволит России решить актуальные проблемы обеспечения экономической безопасности страны. Речь идет прежде всего о таких стратегических задачах, как: - привлечение целевых производственных, а не только портфельных инвестиций; - возвращение капиталов, вывезенных за границу в предыдущий период;
- удержание и повышение темпов промышленного роста;
- снижение зависимости от иностранных кредитов и заимствований;
- постепенное повышение жизненного уровня населения.
Статистические данные свидетельствуют о том, что реальные доходы населения увеличиваются. Рост личного потребления может стать важным стимулом повышения конкурентоспособности отечественных товаров и услуг. Частный бизнес способен выделять перспективные направления в экономике, будь то высотехнологичные отрасли, транспорт или торговля и быстро занимать те рыночные ниши, в которых отечественные товары и услуги могут быть максимально востребованы. Тем самым российская экономика перейдет на путь многовекторного развития и будут созданы условия для перехода от экспортно-сырьевой модели к инновационной. Все это в целом позволит России проводить независимую экономическую политику. Для реализации позитивного сценария развития экономики России имеются все предпосылки. Важно, повторяю, достичь более высокого уровня взаимопонимания и взаимодействия между властью и бизнесом. Это тем более важно, что путь, которым сейчас движется наша страна, предусматривает укрепление государственной власти и проведение либеральных экономических реформ, что невозможно без конструктивного диалога власти и частного бизнеса. Но прежние формы такого взаимодействия не приведут к успеху. Новые задачи требуют принципиально новых отношений. Индивидуальный лоббизм, узкокорпоративные интересы должны уступить место тесному сотрудничеству государства и бизнеса для решения общестратегических задач. Я согласен с коллегами, что в среде предпринимателей растет осознание того, что решать надо, прежде всего, не сиюминутные задачи, а готовить почву на будущее. А это в первую очередь благоприятный деловой климат, гарантирующий стабильные правила игры, защиту частной собственности, свободную конкуренцию. Это единое экономическое пространство, развитый средний класс как политическая опора государства и основа платежеспособного спроса в экономике. Все это в целом позволит оперативно реагировать на любые новые вызовы в сферах валютно-финансовой, энергетической, продовольственной и экологической безопасности нашей страны, а также более четко формулировать задачи адекватной экономической политики.
Владимир Груздев, председатель Совета директоров ОАО “Седьмой континент”
|