Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Макроэкономика. Аналитика
О ПРИОРИТЕТАХ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ РСПП

От редакции Начиная с предыдущего номера, в журнале "Промышленник России" введена рубрика, в которой подробно рассказываеться о работе отдельных подразделений аппарата Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей). Сегодня эта тема нашла свое продолжение.

Как известно, промышленная политика РСПП ? одно из приоритетных направлений деятельности Союза, которое так или иначе находит отражение в работе практически всех подразделений РСПП. В этом номере речь пойдет об Экономическом управлении РСПП, которое вот уже несколько лет возглавляет доктор экономических наук А.Н. Цыгичко.

Российский союз промышленников и предпринимателей, постоянно отстаивающий при поддержке широкого круга промышленников и предпринимателей интересы российской промышленности, твердо и последовательно доказывал с самого начала реформ необходимость коррекции сверхлиберальной, радикал-реформаторской экономической политики в государстве. РСПП рекомендовал руководству страны принять решение об изменении критериальных показателей оценки хозяйственной деятельности, имея в виду такие, как темпы развития отраслей реального производства, эффективность использования трудовых и материальных ресурсов, конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей, интенсивность инвестиционной и инновационной деятельности, обновление продукции и основных производственных фондов, повышение жизненного уровня населения и нормализация оплаты труда в промышленности.

Экономическое управление Союза анализировало поступающие от членов РСПП предложения и готовило обоснованные рекомендации.

РСПП неоднократно выступал против поспешного, без учета хозяйственных последствий, разгосударствления экономики в ущерб жизнеспособности отечественных производителей, против дезинтеграции и регионализации экономики, распыления производственного капитала; против деградации, распыления воспроизводственного потенциала материальной сферы, мотивируя это якобы стремлением к достижению финансовой стабилизации, против необоснованного привлечения любой ценой иностранного капитала в Россию, к тому же, в основном, спекулятивного.

Государство в центре и в регионах, особенно в период премьерства Е.М.Примакова, прислушалось к голосу РСПП и начало, несмотря на отчаянное сопротивление реформаторов, отход от таких установок в пользу приоритета показателей и факторов экономического роста, оказало поддержку, приняв несколько нормативных актов и решений в сфере экономики, обозначив четко приоритеты. И это положительно отразилось на темпах развития экономики, на инвестиционной и инновационной активности, на импортозамещении, в целом ? на социально-экономическом положении страны.

РСПП подверг критике изначально разрушительное для российской промышленности антимонопольное законодательство, которое, в конце концов, было пересмотрено в интересах поддержки массового производства, общероссийского рынка и единого экономического пространства.

РСПП одним из первых выступил за пересмотр содержания и условий применения федерального закона LО несостоятельности (банкротстве)¦, принятого в начале 1998 г., рассматривая его как деструктивный для производства правовой документ, особенно для эффективных крупных и средних предприятий. По настоянию РСПП и промышленного лобби в Госдуме готовится новая редакция этого Закона.

Принятое Правительством РФ Постановление ¦ 1024 LО концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации¦ (9 сентября 1999 г.), в котором, в частности, намечены меры по улучшению работы госпредставителей и управляющих в акционерных обществах с участием государства, а также руководителей унитарных государственных предприятий и новых собственников государственного имущества, ограничило беспорядочную приватизацию и несколько приостановило распродажу за бесценок и расчленение крупных предприятий. РСПП настойчиво выступал за такую постановку вопроса еще на ранних стадиях, когда разрушительные последствия этой политики не были столь очевидны.

В феврале 2000 г. из Госдумы отозвана государственная Программа приватизации, представленная Правительством РФ в октябре 1998 г. и содержащая обширный перечень стратегически важных предприятий, подлежащих разгосударствлению, в том числе крупнейших объектов нефтяной, газовой, горнорудной и химической промышленности, предприятий связи и транспорта, организаций ОПК и гражданского машиностроения.

В РСПП были разработаны и опубликованы в СМИ предложения по оптимизации НДС и налога на имущество в интересах сохранения у предприятий ресурсов развития; по использованию антикризисного инвестиционного сбора в качестве финансовой базы Бюджета развития и инструмента стимулирования и заинтересованности предприятий, коммерческих и финансовых структур в активной инвестиционной деятельности в сфере материального производства.

Решительно заявил РСПП о поддержке тех сил в государстве, которые пытаются не допустить растаскивания на отдельные части таких естественных монополий, как МПС, РАО LЕЭС¦, LГазпром¦.

Совершенно определенно и на правлениях и на съездах РСПП высказывалось негативное отношение, и это находило отражение в решениях, к пагубным последствиям от применения в неоправданных объемах ГКО, отвлекающих финансовые ресурсы из реального производства на цели, не связанные с его развитием. После дефолта 1998 г. государство отошло от такой антиинвестиционной формы заимствований, что благотворно сказалось на предпринимательской деятельности в промышленности.

РСПП одним из первых дал оценку величины оттока капитала из промышленности и постоянно призывал на встречах премьеров с промышленниками и предпринимателями, которые стали традиционными, к необходимости борьбы административными и экономическими методами с оттоком капитала за рубеж. Ныне насущная необходимость таких мер уже признана на государственном уровне.

РСПП с участием ведущих научных организаций разработал и опубликовал методические рекомендации по инновационной модели развития промышленности и государственной поддержке инновационной деятельности.

Рекомендации РСПП по коррекции реформ с учетом пожеланий промышленников и предпринимателей России нашли отражение в официальных материалах РСПП и наиболее полно ? в решениях VIII, IX, Х и XI съездов РСПП, в которых предъявлялись требования к власти по снижению ставок рефинансирования для того, чтобы привлечь инвестиции в производство. Только после кризиса на это обратили внимание.

В итоге ставка рефинансирования Центробанка снижена с 60% в октябре 1998г. до 55% в июне 1999 г., 45% в январе 2000 г. ? до 33% в мае 2000 г., а после встречи в РСПП в июле 2000 г. Председателя Правительства РФ М. М.Касьянова с ведущими промышленниками и предпринимателями, на которой рассматривался этот вопрос, ставка уменьшена до 28%.

Как следствие правильного применения таких экономических механизмов влияния на производство, объем краткосрочных (до одного года) кредитов, предоставленных предприятиям и организациям отраслей экономики, за период с ноября 1998 г. по январь 2000 г. увеличился на 66%, выделены льготные (под треть ставки рефинансирования) бюджетные ссуды на сезонную закупку сырья и материалов предприятиям легкой и текстильной промышленности (по бюджету на 1999 г. ? 1,8 млрд. руб., по бюджету на 2000 г. ? 1,6 млрд. руб.) и на создание межсезонных запасов древесины, сырья и топлива ? предприятиям лесной промышленности (соответственно 0,7 и 0,9 млрд. руб.).

В бюджете на 1998 г. указанные ссуды не предусматривались.

Была сокращена совокупная ставка налога на прибыль предприятий с 35% в октябре 1998 г. до 30% в апреле 1999 г. Вместо подекадных авансовых взносов введены ежемесячные платежи этого налога. С 01.08.98 г. по 30.06.99 г. восстановлен расширенный перечень продовольственных товаров для детей, по которым применяется ставка НДС в размере 10%.

Совершенно абсурдным назвал Президент РСПП А. И. Вольский Постановление Правительства РФ о введении с 01.08.98 г. порядка уплаты НДС с отгруженной, а не реализованной продукции. Был инициирован процесс рассмотрения этого Постановления в Верховном Суде. В результате решением Верховного Суда РФ от 02.12.98 г. оно было признано незаконным и отменено.

Рекомендации РСПП были учтены при принятии многих нормативных актов и решений государственными органами в сфере экономического регулирования:

    сохранены с ноября 1998 г. до настоящего времени льготы по налогообложению прибыли, направляемой на производственные капиталовложения; в обложении НДС работ по жилищному строительству и НИОКР, выполняемых за счет средств бюджетов всех уровней и целевых фондов общероссийских ассоциаций предпринимателей; по налогообложению субъектов малого предпринимательства (проектом Налогового кодекса, представленного Правительством РФ в Госдуму РФ в январе 1998 г., предусматривалась отмена указанных льгот);
    определены порядок и сроки проведения в 1998 и 1999 гг. реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед Федеральным бюджетом (срок подачи предприятиями заявлений о реструктуризации за 1999 г. продлен до 01.04.2000 г.);
    завершено в 1999 г. внедрение казначейской системы расчетов по государственному финансированию оборонного заказа и поставок гражданской продукции (продовольствия, одежды, обуви и др.) для нужд армии, МВД, других силовых министерств и иных внерыночных потребителей. С начала 2000 г. вводится казначейская система по бюджетному финансированию поставок продукции на федеральные нужды в рамках федеральных целевых программ;
    начиная с 2000 г. в Федеральном бюджете предусматриваются средства на погашение кредиторской задолженности федеральных органов исполнительной власти, образовавшейся перед предприятиями и хозяйственными организациями за выполненные работы для федеральных нужд, неоплаченные в предыдущие годы (в том числе по оборонному заказу);
    сдерживался рост цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий путем инициирования Правительством РФ заключения в сентябре 1998 г, картельного соглашения между РАО LГазпром¦, РАО LЕЭС России¦ и МПС о замораживании их цен до конца 1998 г., а также введения на первое полугодие 1999 г. порядка ограничения прироста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий приростом цен производителей промышленной продукции (без легкой и пищевой отраслей). За декабрь 1998 г. ? июль 1999 г. тарифы на электроэнергию и цены на газ для промышленности повысились лишь на 10%, тарифы на железнодорожные грузовые перевозки в среднем остались без изменения при общем росте цен на продукцию промышленности примерно на 75%. В итоге, в 1999 г. доля прибыльных предприятий и организаций в промышленности увеличилась, по сравнению с 1998 г., почти на четверть;
    определены в феврале ? апреле 1999 г. меры по государственной поддержке лизинга сельскохозяйственной техники и оборудования (привлечение кредитов Сбербанка России под государственные гарантии на закупку лизинговыми компаниями сельхозтехники и оборудования в общей сумме 7 млрд. рублей на срок до 5 лет);
    принято в апреле 1999 г. решение об освобождении предприятий и организаций топливно-энергетического комплекса от уплаты штрафов (пеней) за пользование бюджетными ссудами, полученными на подготовку к работе в осенне-зимний период 1996-1997 гг.;
    урегулированы в первой половине 1999 г. объемы погашения кредиторской задолженности федерального бюджета по отраслям экономики за 1997-1998 гг.;
    разрешено до конца 1998 г. ГТК России предоставлять предприятиям и хозяйственным организациям отсрочки и рассрочки в уплате таможенных платежей по ввозимому на территорию Российской Федерации технологическому оборудованию для производства продовольственных товаров, не имеющему отечественных аналогов;
    разрешен предприятиям и хозяйственным организациям вывоз со складов временного хранения и с таможенных складов (растаможивание) импортного технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввезенных на таможенную территорию РФ до 31 декабря 1998 г., при условии заключения соглашений с ГТК о погашении задолженности по таможенным платежам на срок до двух лет (без начисления пеней и штрафов в течение этого срока);
    создано в ноябре 1998 г. Агентство по реструктуризации кредитных организаций, на которое возложены практические задачи санации банков, пострадавших от финансового кризиса августа 1998 г.;
    приняты в декабре 1998 г. и апреле 1999 г. дополнительные меры по государственной поддержке завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности (создан Фонд целевых субсидий на государственную финансовую поддержку северного завоза, предусмотрено сезонное снижение тарифов на железнодорожные перевозки грузов в северные районы, введено государственное регулирование тарифов по перевозке нефтепродуктов и энергетического угля в указанные районы морским транспортом, предусмотрена компенсация до 50% ставки железнодорожного тарифа и тарифов автомобильного транспорта, речного и морского флота на перевозку в северные районы картофеля, плодоовощной продукции, рыбы и рыбопродукции, маргарина и маргариновой продукции);
    регламентирован в октябре 1999 г. порядок деятельности Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству в части надзора за работой арбитражных управляющих;
    введен в марте 2000 г. порядок заключения контрактов и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий;
    отозвана из Госдумы РФ в феврале 2000 г. государственная программа приватизации, представленная Правительством РФ в октябре 1998 г. и содержащая обширный перечень стратегически важных предприятий, подлежащих разгосударствлению, в том числе крупнейших объектов нефтяной, газовой, горнорудной и химической промышленности, предприятий связи и транспорта, организаций ОПК и гражданского машиностроения;
    принято Постановление Правительства РФ ¦ 1024 LО концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации¦ (9 сентября 1999 г.);
    создано в мае 2000 г. Министерство промышленности, науки и технологий, которое в том числе будет заниматься выработкой промышленной политики;
    приняты в течение 1999 г. меры по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданского оборота результатов НИОКР военного, специального и двойного назначения (закреплен приоритет Российской Федерации по результатам НИОКР, выполненным за счет средств бюджета; при Минюсте России создано Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения; предусмотрено заключение лицензионных договоров для вовлечения результатов интеллектуальной деятельности в экономический и гражданско-правовой оборот;
    введен учет в Федеральном бюджете денежных средств, поступающих от распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности).

Еще в 1995 г. РСПП решительно высказался за отнесение вопросов установления общих принципов налогообложения и сборов к исключительному ведению Российской Федерации и за введение закрытого (исчерпывающего) перечня региональных и местных налогов. Только таким образом можно было обуздать налоговый беспредел в регионах и обеспечить нормальные экономические условия работы предприятий. В конце концов позиция Союза нашла отражение в первой части Налогового кодекса РФ (глава 1, ст. 1, ч.2 и 4), введенной в действие с 01.01.99 г., и теперь росийские промышленники и предприниматели работают в условиях четко регламентированного перечня региональных и местных налогов, число которых уменьшено до 12.

Правительство РФ в поиске путей увеличения налоговых доходов бюджета в декабре 1998 г. представило в Госдуму РФ проект поправок к статье 2, п. 3 и статье 6, п. 1 а действующего Федерального закона LО налоге на прибыль предприятий и организаций¦ в целях включения в налогооблагаемую базу сумм неиспользованных амортизационных отчислений.

РСПП в феврале 1999 г. направил в Госдуму РФ письмо, в котором указывал на нецелесообразность такой меры. Эксперты Госдумы РФ согласились с его аргументацией по данному вопросу, и фискальная угроза для товаропроизводителей с этой стороны была устранена.

С учетом предложений РСПП, с 1 июля 2000 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ, разрешающее предприятиям и хозяйственным организациям относить на себестоимость продукции затраты на страхование всех видов в размере до 3% объема реализуемой продукции. До сих пор они могли включать страховые взносы в себестоимость продукции только на уровне 1% объема ее реализации.

В нелегком деле разрешения экономических проблем Российский союз промышленников и предпринимателей стремился к конструктивному сотрудничеству с Правительством страны. РСПП постоянно и вполне определенно объявлял свою позицию по конкретным вопросам, разъясняя свой взгляд на причины и истоки глубочайшего общесистемного кризиса, высказывая соображения о наиболее рациональных путях выхода из него, о приемлемых направлениях построения современного, социально ориентированного рыночного хозяйства, о государственной поддержке и защите отечественных товаропроизводителей и национального капитала.

Многие разработки и концептуальные предложения РСПП еще предстоит доказывать и отстаивать в органах государственной власти.

Выработанные совместно с членами РСПП участниками последних съездов направления в сфере экономического регулирования и конкретные предложения по существу выражают промышленную политику РСПП:

    в денежно-кредитной сфере;
    в налоговой сфере;
    в бюджетной сфере;
    в валютной сфере;
    в сфере инвестиций;
    в сфере промышленного воспроизводства;
    государственной поддержке реформы предприятий;
    в сфере оборонно-промышленного комплекса;
    в сфере защиты прав собственности;
    в сфере внешнеэкономической деятельности;
    в социальной сфере;
    в сфере законодательного обеспечения развития промышленности.

Предложения экономического управления РСПП по промышленной политике, развитию реального сектора экономики и другим актуальным проблемам за подписью президента РСПП А.И. Вольского в адрес Президента РФ В.В.Путина были направлены и председателю Правительства РФ М.М. Касьянову и по их поручению рассмотрены в министерствах и ведомствах, а в адрес РСПП был направлен обобщенный ответ.

Президенту Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей) А. И. Вольскому

Уважаемый Аркадий Иванович!

В соответствии с поручением Аппарата Правительства Российской Федерации Минэкономразвития России рассмотрело Ваше обращение на имя Председателя Правительства Российской Федерации М.М. Касьянова и сообщает следующее.

Представленные Вами предложения Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей) по проблемам подъема реального сектора экономики были внимательно рассмотрены при подготовке правительственной программы LОсновные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу¦ (далее - Основные направления). На заседании Правительства Российской Федерации 28 июня 2000г. Основные направления рассмотрены и в основном одобрены. Ряд из предлагаемых Вами мер нашел свое отражение в данном документе.

В частности, в целях восстановления банковской системы программой предусматривается реструктуризация банковского сектора с привлечением в данную сферу дополнительных источников капитала, в том числе иностранного.

В сфере инвестиционной политики намечено создание базовых законодательных основ, обеспечивающих благоприятный инвестиционный климат. Предусмотрено принятие Федерального закона о принципах национализации собственности, что позволит исключить возможность конфискационной национализации и повысить стабильность отношений собственности.

Особое внимание будет уделено защите прав на интеллектуальную собственность, как посредством устранения пробелов в законодательстве, так и путем разработки жесткой системы правоохранительных мер в рамках государственной политики защиты авторских прав. В разделе структурной политики Основных направлений предусмотрена реализация целевых программ развития общегосударственной инфраструктуры (транспорт, энергетика, связь, телекоммуникации).

Предусмотренная программой реструктуризация естественных монополий будет способствовать снижению издержек и самих монополий, и потребителей их услуг, а также привлечению в указанные отрасли инвестиций для компенсации выбывающих мощностей и увеличения предложения их у слуг в период возрастающего спроса на них.

Для развития промышленного производства предусмотрено поэтапное снижение ставок налогов на прибыль, НДС, изменению подлежат налоги на имущество, а также налоги с оборота.

Основные направления включают меры по оздоровлению платежной системы, решительному сокращению бартера и других неденежных форм расчетов, по обеспечению реальной доступности кредитных ресурсов для товаропроизводителей.

На государственном уровне предусмотрена поддержка экспортной деятельности российских товаропроизводителей, которая будет сконцентрирована на отраслях, производящих наукоемкую продукцию.

Повышению конкурентоспособности отечественных товаров и стимулированию технологического процесса промышленности будет способствовать изменение курса таможенной политики: намечено снижение средневзвешенных таможенных пошлин, максимальное укрупнение товарных групп, будут ликвидированы таможенные льготы, предусматривается совершенствование практики таможенного администрирования.

Предусматривается стимулирование процессов реструктуризации и реформирования предприятий, повышения их эффективности, в том числе через интеграцию и образование крупных и конкурентоспособных компаний.

Для активизации инновационной деятельности в производственной сфере предусматривается увеличение финансирования фундаментальных исследований и приоритетных научно-технических направлений, реструктуризация части отраслевых научно-исследовательских и проектных институтов в инжиниринговые фирмы, санация и закрытие неэффективно работающих организаций.

В Основные направления включен комплекс мер по совершенствованию механизмов социальной поддержки населения, пенсионного обеспечения и страхования, трудовых отношений и занятости населения.

Благодарим Вас за представленную возможность ознакомиться с Вашей точкой зрения о направлениях развития промышленного производства и сообщаем, что Минэкономразвития России рассмотрит возможность использования ряда предложений Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей), не противоречащих основным направлениям экономической политики Российской Федерации, при подготовке программных документов Правительства Российской Федерации.

Цыгичко, руководитель Экономического управлении РСПП


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки