Решимость власти провести в России одновременно целый пакет реформ - налоговую, судебную, пенсионную и военную (а в будущем и реформу зарплаты бюджетникам) - вызывает, с одной стороны, удовлетворение, а с другой - сомнения. Хватит ли сил и умения для столь масштабного реформирования? Ведь еще очень важно, кто находится в авангарде "борьбы за прогресс". В России, как заметил один политический деятель прошлого, "правительство - первый европеец". Реформами по традиции у нас занимается бюрократия, что не может не наложить на них свой неповторимый отпечаток.
Реформы, казалось бы идут полным ходом, и вдруг выясняется, что главный инструмент их проведения - правительство - само нуждается в "настройке". В первых числах июня премьер Михаил Касьянов объявил, что президент Путин отложил решение о реформировании правительства на две недели. В обществе сделали вывод: у главы государства пока не сложилось четкого видения всей системы исполнительной власти и места в ней правительства.
Говорят, что к мысли о необходимости перемен Касьянова подтолкнули хаос и гигантский вал документов, отвратительная координация работы ведомств и стремление министров переложить ответственность на вице-премьеров и председателя правительства. Близкие к Касьянову чиновники изучили структуры и механизмы деятельности правительства за последние 20 лет. Стало очевидно, что даже в сравнении с советской системой нынешний гибрид исполнительной власти из администрации президента, правительства и его аппарата изжил себя.
"Вообще нынешняя структура и механизм действия правительства, предполагающие наличие вице-премьера и министров, - это фактически Совмин. - считает вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин. - Такая структура сохранена далеко не во всех государствах. Во многих странах кабинет министров должен обязательно иметь большинство в парламенте и проводить необходимые ему законы".
По мнению Алексея Кудрина, Россия постепенно приближается к такой ситуации. Реформы, за проведение которых взялась исполнительная власть, требует серьезного доверия и поддержки большинства в парламенте. Если говорить о функциональных особенностях, то именно министры, а не вице-премьеры должны в большей степени нести ответственность за свое направление. Например, полномочия министра финансов строго определены Бюджетным кодексом. В ряде случаев глава Минфина не может передать ответственность ни вице-премьеру (если бы эти должности были разделены), ни даже председателю правительства.
В ближайшее время следует ожидать заявлений из Кремля и Белого дома о принятых решениях. Наверно, будет произведена реорганизация и укрупнение министерств, перераспределение полномочий министров и вице-премьеров. Перемен в работе правительства в обществе ждут давно. Хотя, как показывает опыт, обольщаться на этот счет не стоит: перетусовывание старой "кадровой колоды", отмена каких-то постов, введение новых и другие меры косметического характера вряд ли что-то решают кардинально. Говоря о преобразованиях последнего времени, лидер "Яблока" Григорий Явлинский заметил: "Произошла не реформа, а больше перестройка, то есть вторые ряды стали первыми, первые четвертыми, четвертые пятыми. Колонна перестроилась, но шагают примерно в том же направлении. А направление это - сохранение и укрепление бюрократического, корпоративного государства". Если реформы в России будут и впредь проводиться по старинке - сверху, без вовлечения в этот процесс большого круга демократических организаций, институтов гражданского общества, представителей класса предпринимателей, то никакая "настройка" правительства не даст желаемого эффекта.
18.06.01
|