Реформирование налоговой системы и таможенной
политики
Налоговая система стала очевидным тормозом экономического
развития государства. Многочисленные изменения, которые ежегодно на
протяжении 1992-1999 гг. вносились в законодательство о налогах и
сборах, решали лишь некоторые частные проблемы, не затрагивая,
однако, основ системы. Текущая таможенная политика в последние годы
была сведена главным образом к увеличению сбора таможенных платежей
в федеральный бюджет.
Попытки улучшения собираемости налогов и таможенных платежей, а
также системы налогового и таможенного администрирования, сводились,
главным образом, к корректировке действующего законодательства и
ограничивались попытками приспособить его к складывающимся условиям
в ущерб долгосрочным задачам построения стабильной и эффективной
налоговой системы. Большинство предпринимавшихся мер давали весьма
ограниченный и краткосрочный результат, вслед за чем собираемость
налогов и таможенных платежей вновь падала до прежнего уровня или
ниже.
Цель налоговой реформы заключается не в том, чтобы собирать
больше налогов и тем самым решить проблему бюджетного кризиса, а в
том, чтобы:
а) по мере снижения обязательств государства в области
бюджетных расходов снизить уровень налоговой нагрузки на
налогоплательщиков;
б) сделать российскую налоговую систему более справедливой по
отношению к налогоплательщикам, находящимся в различных
экономических условиях;
в) повысить уровень нейтральности налоговой системы по
отношению к экономическим решениям фирм и потребителей.
При этом система администрирования налогов должна обеспечивать
снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как
для государства, так и для налогоплательщиков. Создание справедливой
и нейтральной налоговой системы требует решения, по крайней мере,
трех взаимосвязанных проблем: ликвидации многочисленных налоговых
льгот, урегулирования значительного объема задолженности предприятий
по налогам и совершенствования процедур уплаты налогов и налогового
администрирования.
Важным шагом в области налоговой реформы явилось принятие в 1998
г. и вступление в действие с 1 января 1999 г. первой (общей) части
Кодекса, что позволило решить целый ряд вопросов, связанных с
взаимоотношениями между налогоплательщиками и контролирующими
органами, а также администрированием сбора налогов. Кодекс четко
определил права и обязанности участников налоговых правоотношений,
регламентировал процесс исполнения обязанности по уплате налогов,
правила в отношении налогового контроля, установил ответственность
за налоговые правонарушения. Кодексом были введены важные дефиниции
и новые инструменты, необходимые для функционирования качественно
новой налоговой системы.
Основная задача при доработке первой части Налогового кодекса
состоит в обеспечении более разумного баланса прав
налогоплательщиков и полномочий налоговых органов, что является
главной предпосылкой эффективного функционирования фискальной
системы. В рамках этой задачи предлагается, с одной стороны, более
строго регламентировать порядок применения некоторых принудительных
мер: в частности, ограничить возможности произвола при взыскании
налоговой задолженности, доначисленной налоговыми органами по итогам
налоговой проверки, смягчить режим ареста имущества
налогоплательщика, сузить перечень оснований для приостановления
операций по счетам в банке.
Еще одно направление совершенствования
налогового законодательства - сокращение возможностей для уклонения
от налогообложения путем ведения хозяйственной деятельности без
налоговой регистрации, через фирмы-однодневки и т.д.
Кроме того, с 2001 года введены в действие принятые в 2000 году
четыре главы части второй Налогового кодекса Российской Федерации,
регулирующие порядок взимания НДС, акцизов, налога на доходы
физических лиц, и единого социального налога, которыми
предусмотрено с 2001 года снижение налоговой нагрузки за
счет установления единой ставки налога на доходы
физических лиц в размере 13 процентов, введения единого
социального налога вместо отчислений в Пенсионный фонд РФ, Фонд
социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского
страхования и упразднения выплат в Фонд занятости с одновременным
снижением ставки отчислений до 35.6% и введением регрессивной шкалы,
отменены налога на содержание жилищного фонда и объектов
социально-культурной сферы, снижения ставки налога на пользователей
автомобильных дорог с 2.5% до 1% от выручки, полученной от
реализации продукции (работ, услуг), отменены налог на реализацию
горюче-смазочных материалов, налога на приобретение
автотранспортных средств и налога на отдельные виды транспортных
средств.
Наряду с этим, в целях обеспечения необходимых доходов
бюджета с 2001 года повышены ставки акцизов на ряд подакцизных
товаров, предусмотрено расширение налоговой базы за счет
отмены экономически необоснованных налоговых льгот и пр.
Целями таможенной политики являются обеспечение наиболее
эффективного использования инструментов таможенного контроля и
регулирования товарообмена на таможенной территории Российской
Федерации, участие в реализации торгово-политических задач по защите
российского рынка, стимулирование развития национальной экономики,
содействие проведению структурной перестройки и других задач
экономической политики Российской Федерации.
2001 г.
|