Что сейчас важнее для российских заводов: учиться выживать без кредитов или учиться их привлекать? Об этом председатель экономического комитета по программам развития уральского региона Сергей ВОЗДВИЖЕНСКИЙ рассказывает нашему корреспонденту Павлу Рябикову.
— Каково сегодня положение машиностроительной отрасли в вашем регионе?
— Какая картина может быть в отрасли, пережившей почти десятилетнюю депрессию? Машиностроители с 1991 по 1999 год потеряли до 70 проц. всех оборотных средств. Для сравнения: в металлургии эти потери не превышают 30-40 процентов. Ситуация объяснима: у машиностроительных заводов нет таких мощных экспортных заказов. Кроме того, в машиностроении цикл производства длиннее, чем в металлургии. Даже в цветной металлургии цикл производства не превышает 70 дней, начиная с отгрузки руды до получения рафинированной меди. А в машиностроении очень длинная цепочка производства, как правило — до года. Это требует оборотных средств — а их нет, все изъяты во время экономического спада.
— Кредиты, которые привлекают предприятия отрасли, идут из российских банков? Или это деньги зарубежных инвесторов?
— В основном из российских банков. В машиностроении пока нет больших проектов, связанных с западными кредитами. Сегодня надо закончить реструктуризацию долга, очистить баланс предприятий от кредитной зависимости. Но если завод не научился делать хорошие машины — то он и кредитов не получит. Впрочем, уральским заводам это не грозит. Взять хотя бы итоги завершившейся недавно в Екатеренбурге международной выставки "Строительная техника и сервис". Иностранные компании сами предлагали нашим заводам совместные проекты.
— Какие именно банки кредитуют уральских машиностроителей?
— В основном уральские банки. Например, завод Калинина работает с банком "Северная казна". "Трансмаш" работает тоже с ним. Но вопрос "кто с кем" здесь не главный. Предприятие либо кредитоспособно, либо нет. Сегодня машиностроителям приходится брать кредиты под оборотные средства за счет банков на уровне минимум 25 процентов. Надо сделать так, чтобы завод мог брать более дешевые кредиты. А для этого надо, чтобы ему было что вносить в залог под кредит. На этих условиях банки могли бы кредитовать отрасль, это все равно выгоднее, чем держать деньги на депозитах.
|