Экспертиза дня
Увеличение непроцентных (текущих) расходов бюджета в 2002 году может привести к снижению темпов экономического роста в России. Такое опасение высказал советник президента Андрей Илларионов.
Зависимость между этими параметрами очевидна: уменьшение госрасходов в 2001 году позволило преодолеть тенденцию замедления темпов экономического роста и даже достичь более высокого темпа роста ВВП, чем было предусмотрено официальным прогнозом.
Ситуация в российской экономике сейчас "выглядит весьма прилично", считает советник президента. За первое полугодие получен прирост ВВП в размере 5 проц., хотя прогнозировался на уровне 5,5 проц. за весь год. Не исключено, что за год ВВП может вырасти до 6 проц. Между тем еще в начале года официальный прогноз правительства предусматривал лишь 4-процентный рост ВВП, а сам Илларионов прогнозировал даже нулевой прирост, хотя и с существенной оговоркой: если продолжатся тенденции, наметившиеся в начале 2001 года. Они изменились, в результате сейчас "все так хорошо".
О смене каких тенденций идет речь? На развитие российской экономики в силу ее особенностей большое влияние оказывает уровень государственной нагрузки на экономику. Связь между ростом госрасходов и темпами экономического роста для нашей страны "достаточно активная": при повышении уровня государственных расходов на 1 проц. темпы экономического роста снижаются на 0,9 процента.
В текущем году жизнь заставляла снижать реальную нагрузку на экономику. Непроцентные расходы бюджета сокращались, но этот процесс был непростым. "Точками перелома" стали январь — февраль и апрель. В январе — феврале после бурных дискуссий было принято решение о выплате внешнего долга в полном объеме. В апреле на одном из совещаний президент призвал Минфин следить за динамикой непроцентных расходов бюджета, не допускать их неконтролируемого увеличения. Минфин стал по-другому относиться к этому показателю", непроцентные расходы стали расти меньше, и это явление удостоилось
После долгого воздержания нашу экономику "прорвало": в бюджете на 2002 год предусмотрен реальный рост текущих расходов на 42 процента (по сравнению с 2001 годом) при росте ВВП на 4 процента. Это угрожает снижением темпов экономического роста
названия "бюджетной революции" — шутка ли, финансовое ведомство стало даже собирать копии договоров между бюджетополучателями и их подрядчиками! Усиление контроля беспрецедентное. Результат не замедлил сказаться: дошло до того, что бюджетополучатели даже не забирают тех денег, которые им выделены. В результате образовались остатки на счетах Федерального казначейства примерно 80 млрд рублей.
Еще одним позитивным фактором в текущем году Андрей Илларионов считает динамику реального валютного курса рубля. В 1999-2000 годах он рос стремительно — на 2 проц. в месяц, хотя производительность труда в экономике отнюдь не росла так же быстро (за 1999-2000 годы она повысилась на 13 процентов).
Последствия так называемой голландской болезни, большого притока валюты в страну, привели к краткосрочной рецессии, но уже с февраля возобновился экономический рост. Реальный курс рубля стал расти медленнее в результате применения механизмов стерилизации: "помогло несчастье" — платежи по внешнему долгу осуществлялись в полном объеме уже с февраля 2001 года. За восемь месяцев текущего года выплачено 8,9 млрд долл. "Мощный" вывод валюты позволил сгладить реальный валютный курс рубля, и это, как ни парадоксально, дало поддержку экономическому росту, убежден Илларионов.
Однако бюджет на 2002 год вызывает у него беспокойство. После долгого воздержания нашу экономику "прорвало": в бюджете предусмотрен реальный рост непроцентных расходов на 42 проц. (по сравнению с 2001 годом) при росте ВВП на 4 процента. Это создает реальную угрозу снижения темпов экономического роста. Оценивая новый бюджет, советник признал, что качество его подготовки повышается.
Идея создания стабилизационного фонда, что называется, "овладела массами", хотя с ее воплощением есть проблемы. Фонд финансовых резервов, предусмотренный впервые в нашем бюджете, является непрозрачным. В законе не прописано, какие деньги в этот фонд поступают и на что они должны тратиться. Об этом говорили и в Госдуме при принятии бюджета в первом чтении. Глава Счетной палаты Сергей Степашин заявил, что задача формирования фонда финансовых резервов решается "без достаточной предварительной проработки". По словам председателя бюджетного комитета Александра Жукова, уже на начало года финансовый резерв может составить 3-4 млрд долл., а использование этих средств определяет правительство.
По мнению зампредседателя комитета по собственности Евгения Ищенко, такая свобода использования денег означает, что это "бюджет имени правительства". При разной степени жесткости оценок все сходятся в том, что резерв должен быть более контролируемым. Вполне возможно, что в ходе второго чтения этот изъян будет исправлен.
Разные подходы существуют и к проблеме предстоящих "пиковых" выплат внешнего долга. Правительство, очевидно, намерено "копить" средства для этого. Однако благоприятная ситуация 2001 года, позволившая получить профицит бюджета в размере около10 млрд долл., позволяет уже сейчас половину этой суммы отдать на выплату внешнего долга, тем более что мировая конъюнктура меняется, выгодность российского экспорта снижается. По мнению Андрея Илларионова, можно заплатить в 2002 году по внешнему долгу не 14 млрд, предусмотренных графиком, а 19 млрд долларов, не накапливая выплаты до 2003 года.
Для разъяснения своих убеждений Илларионов нередко сравнивает здоровье экономики со здоровьем человека. Понятно, что никто не любит горькие таблетки, диету и физические нагрузки — призывы не увеличивать текущие бюджетные расходы во имя экономического роста, с опережением отдавать долг ради будущей стабильности вряд ли встретят в обществе широкую популярность. Гораздо приятнее переедать и не двигаться — но, увы, не полезнее.
|