История предпринимательства в России, социально-экономического явления, насчитывает более тысячи лет. Бурно развивающееся предпринимательство в Российской Империи после революции 17-года было директивно упразднено, и на смену свободным рыночным отношениям пришла политика военного коммунизма с его жестко регламентированным распределением товаров и услуг населению России.
Ошибочная политика и ряд других причин привели к кризису экономики. В 1921 году большевистское правительство декларирует новую экономическую политику (НЭП) дала новый толчок развитию экономики, и страна за 5-6 лет по основным валовым показателям вышла на "пиковый" уровень 1913 г. Но затем последовал отказ от товаро-денежных отношений, огосударствление кооперативного движения и принудительная коллективизация.
Годы горбачевской перестройки народного хозяйства (вторая половина 80-х гг.) отмечены "третьим пришествием" предпринимательства в Россию. Началось первоначальное накопление капитала ("черный рынок", "челночная торговля") и массовое возрождение предпринимательства. Этому способствовали диспропорции в сфере ценообразования и государственной ценовой политики, а также ряд принятых законодательных актов. Ключевым в развитии предпринимательства стал 1992 год, когда были уравнены все формы собственности: частная, государственная, муниципальная и коллективная, была проведена либерализация цен и приватизация государственного имущества.
Важно отметить, что либерально-демократические реформы в России изначально шли по западным образцам, без учета исторических традиций отечественного предпринимательства. В основе западной культуры лежит примат личности, ее прав и интересов, в то время в основе русского менталитета лежит идея общности. Поэтому "новое" предпринимательство, постоянно колирующее зарубежные образцы, оказалось полностью оторванным от отечественных реалий и традиций.
Таким образом, процесс создания нового предпринимательского общества в современной России, основываясь на чужеродных методах хозяйствования, оказался в целом генетически не связан с его естественным развитием, что не могло не породить значительное количество проблем, препятствующий развитию предпринимательства.
Анализ данных социологического опроса, выполнено автором при поддержке ИСПИ РАН, позволил выявить следующие особенности возрождающегося предпринимательства в России:
- 53,7% респондентов отрицают возможность нормального ведения дела без нарушения действующих норм и правил;
-
72,3% опрошенных испытывают наибольшие трудности из-за высокого уровня налогов;
-
около 30% считают невозможным вести бизнес, не имея так называемой "крыши" в лице местных административных и правоохранительных органов;
-
около 12% считают возможным вести дело без какой-либо поддержки;
-
30% опрошенных затруднились ответить на поставленный вопрос. Скорее всего, это характеризует безразличие к данной сфере деятельности.
Следует также отметить, что большинство россиян уверено в том, что предпринимательство несет в себе негатив, - как материальный, так и моральный.
Данные проведенного социологического опроса позволяют также сделать следующие основные выводы:
- мнение общества об эффективности бизнеса в реальном производстве негативно; единственной привлекательной сферой в современной предпринимательской деятельности является добыча природных ресурсов;
-
в массовом сознании успех в предпринимательстве отожествляется с посредничеством, торговлей, банково-финансовой деятельностью;
-
главным негативным фактором, сдерживающим развитие предпринимательства в стране, признается существующая система налооблажения, она же является основным источником взяточничества и коррупции;
-
разрастающаяся экономическая преступность является основной криминальной опасностью развития бизнеса.
При этом интересно отметить, что большинство опрошенных не относит к числу приоритетных причин, обуславливающих наличие проблем в современном малом бизнесе, отмежевание государства от поддержки и развития предпринимательства.
Вследствие этого представляется целесообразным обратить внимание на необходимость выработки общенациональной концепции развития и поддержки возрождающегося отечественного предпринимательства с выделением в ее структуре следующих блоков:
- нормально-правового, содержащегося свод законов, регламентирующих все легальные формы предпринимательства, налогооблажения, защиты прав, свобод и ответственности предпринимателей;
-
антимонопольного, предполагающего наличие соответствующих экономических и организационных механизмов, не допускающих любых форм неравенства в отношении всех субъектов предпринимательской деятельности и защищающих национально-монопольные интересы государства;
-
административно-государственного, обеспечивающего регулирующую функцию государства в области ориентации частнопредпринимательской деятельности на реальные запросы населения с целью максимально возможного удовлетворения его потребностей и развитию реального производственного сектора;
-
контрольно-правового, гарантирующего антикоррупционную и антикриминальную защиту всем субъектам предпринимательской деятельности и обеспечивающего "прозрачность" взаимоотношений государства, предпринимателей и общественности.
Реализация намеченного комплекса позволит сократить разрыв между традиционным и возрождающимся предпринимательством в России, а по прошествии времени восстановить утраченные предпринимательские традиции и ликвидировать весь этот разрыв со всеми присущими ему негативными сторонами и потенциальной опасностью для общества.
|