Мнение
СТЕНОГРАММА "ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОГО ЧАСА" ПО ВОПРОСУ ИЗНОСА ОСНОВНЫХ ФОНДОВ (ДЕВЯНОСТО СЕДЬМОЕ ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ)
Председательствующий. У нас сегодня вопрос о состоянии основных производственных фондов в российской промышленности. Информация Министра экономического
развития и торговли Российской Федерации Германа Оскаровича Грефа.
Греф Г. О. Глубокоуважаемые депутаты Государственной Думы, я хочу сразу же оговориться, что специально к сегодняшнему заседанию Думы мы подготовили справку о состоянии основных производственных фондов в российской промышленности с приложением таблиц и исчерпывающей информации о состоянии и динамике износа основных производственных фондов за последнее десятилетие.
Должен сказать, что основные фонды на начало 2000 года в России составили около 15 триллионов рублей по балансовой стоимости с учетом проведенных переоценок. Причем систематически снижается доля фонда отраслей, производящих товары. При расчетах в
сопоставимых ценах, начиная с 1994 года, имеет место абсолютное снижение объемов основных фондов. Такое положение является результатом небольших по объему и постоянно сокращающихся инвестиций в основной капитал. Капитальные вложения в 2000 году
составили менее трети от уровня 1990 года. Примерно такое же соотношение за этот период по уровню, вводимых в эксплуатацию основных фондов.
Начиная с 1993 года, когда объем выбытия оборудования превысил поступления, величина парка впервые за послевоенный период начала уменьшаться. Такие явления характерны для
большинства отраслей, которые характеризуются наличием большого количества фондов. И лишь показатели 1999 и 2001 года имеют переломную тенденцию в обновлении основных фондов. За последние 11 лет, как раз начиная с 1999 года, эта проблема начала положительно изменяться.
Собственно говоря, износ основных фондов - это исключительное следствие инвестиционной политики государства и объема инвестиций в основные фонды. Впервые за последние 11 лет в 1999 году и самое главное в 2000 году объем инвестиций в основной капитал очень
серьезно увеличился. В прошлом году объем инвестиций по сравнению с 1999 годом увеличился на 17 процентов. За I квартал текущего года, те цифры, которые мы уже имеем, объем инвестиций увеличился почти на 7 процентов. Соответственно это сразу же отразилось на старении и динамике основных фондов. Впервые мы видим улучшение по основным отраслям производства, по годам, по старению основных фондов. Если мы коэффициент обновления фондов начиная с 1990 года, я уже сказал, с 1993 года была переломная отрицательная позиция, то с 1999 года коэффициент обновления начал расти.
Если посмотреть процент загрузки производственных мощностей, то мы в 1998 году имели загрузку основных производственных мощностей на 51 процент, то к I кварталу 2001 года мы имеем загрузку 66 процентов. То есть за последние три года увеличилась загрузка основных мощностей, увеличились инвестиции в основные капиталы, имеет место положительная тенденция.
Если говорить о динамике загрузки основных мощностей по различным сферам, то самая высокая загрузка у нас на сегодняшний день в нефтеперерабатывающей отрасли - 84 процента. Самая низкая загрузка у нас в легкой промышленности - 33 процента. Если
посмотреть по степени износа машин и оборудования в промышленности в динамике за 1998-2000 годы, то по промышленности в целом степень износа на 1998 год составляла 68,5 процентов, на 2000 год - 66,5 процентов, то есть коэффициент износа, коэффициент степени износа изменился в положительную сторону.
Доля полностью изношенных основных фондов в целом по промышленности в 1998 году составляла 31 процент, в 2000 году эта цифра составляет 33 процента.
Динамика по отраслям тоже очень разная. В первую очередь, конечно же, перекос в структуре промышленного производства полностью отражает перекос в структуре инвестиций. Самые большие инвестиции поступают в топливные, сырьевые отрасли и отрасли с высокой конкурентоспособностью, внешней конкурентоспособностью.
Это, в первую очередь, цветные металлы, производство черных металлов и сырьевые отрасли.
Возрастная структура промышленного парка. Если говорить обо всем оборудовании, средний возраст оборудования в 1990 году составлял 10,8 лет, в 1999 году этот средний возраст составил 17,9 года. Тогда как средний возраст, приемлемый для развитых стран считается, примерно, 6-6,5 лет. То есть мы, почти в 3 раза сегодня по этому показателю отстаем от развитых стран. Что, это некоторые цифры, которые характеризуют сегодняшнее состояние, состояние основных фондов промышленности.
Я еще раз повторю. Мы, через наше представительство, раздадим вам подробную справку о состоянии основных средств, мы провели, с привлечением нашего Института макроэкономики, достаточно большое исследование, при подготовке к сегодняшнему "правительственному
часу". И эта информация будет очень наглядной и полезной иллюстрацией к сегодняшнему нашему заседанию и пригодиться вам в работе.
Гипертрофированное развитие двух секторов, которое у нас наблюдалось на протяжении последних десятилетий, это оборонно-промышленный комплекс и сырьевой комплекс, оно уже отразилось на структуре инвестиций в основной капитал, и соответственно, состояние основных фондов.
Оборонно-промышленный комплекс, как вы знаете, на сегодняшний день, в полной мере не смог приспособиться к рыночным условиям. И на сегодняшний день Правительство рассматривает федеральную целевую программу структурной перестройки оборонно-промышленного комплекса, в которой будет содержаться 6 основных подотрослей, 6
основных подпрограмм, которые будут рассчитаны на ближайшие 10 лет, которые должны привести к переструктурированию оборонно-промышленного комплекса в современные, соответствующие государственному спросу и спросу на рынках западных стран, которые еще сохранились на сегодняшний день, отраслям промышленного производства.
Второй сектор - это топливно-энергетический сектор, сырьевой сектор, который на сегодняшний день характеризуется тем, что 60 процентов всех инвестиций прошлого года было направлено в сырьевой сектор. О чем это говорит?
О том, что продолжается тенденция гипертрофированного развития сырьевого сектора. Нам не удается пока обеспечить перелив капитала из сырьевого сектора в отрасли с высокой степенью добавленной стоимости в обрабатывающий сектор.
Мы предпринимаем целый ряд усилий к тому, чтобы сейчас эту позицию попытаться радикально изменить. На это направлены представленные в Государственную Думу проект закона, в первую очередь, это проект закона о налоге на прибыль и 27 глава Налогового кодекса.
Что на сегодняшний день происходит? На сегодняшний день фактически для сырьевого сектора предусмотрены эксклюзивные права по зачету производимых инвестиций в структуру себестоимости и в необлагаемую налогами прибыль. Трансфертное ценообразование,
возмещение за счет ВМСБ и существующие льготы в, так называемых, офшорных зонах внутри России, я не говорю о западных офшорных зонах, приводят к тому, что этот сектор фактически имеет уровень налогообложения ниже, чем весь остальной сектор, все остальные
сектора экономики.
Повышенный спрос на мировых рынках приводит к тому, что норма прибыли в этом секторе значительно выше, чем в секторах с более длительным циклом производства и в секторах с высокой степенью добавленной стоимости.
Таким образом, на сегодняшний день сформировался такой замкнутый круг, когда основную часть прибыли промышленность получает именно в этом секторе и основные инвестиции. Эта же проблема замкнутости российской экономики на внешнеэкономическую конъюнктуру цен и это же, собственно говоря, действующим законодательством стимулирует все новые инвестиции именно в эти сектора и приводит к гипертрофированному развитию именно этих
секторов.
Внесенные проекты законов, я уже сказал о проекте закона о налоге на прибыль, должны во многом помочь разрешению этой проблемы.
К сожалению, достаточно долгое время наши предприятия жили в условиях, когда даже традиционные инвестиционные затраты мы были вынуждены относить на себестоимость. Нам был неизвестен механизм ускоренной амортизации, к которому сейчас перешли практически все развитые страны.
На мой взгляд, было очень сбалансированным принятое решение рабочей группой и по предложениям совместной рабочей группы Правительства и Государственной Думы, Председателем Правительства в отношении того, что на период, когда будет необходимо ускоренно провести модернизацию экономики, это в ближайшие пять лет сохранить оба механизма - механизм инвестиционной льготы и механизм ускоренной амортизации.
Мы очень просим Правительство и предложение профильного комитета Государственной Думы, бюджетного комитета, Комитета по бюджету и налогам, при рассмотрении этого законопроекта нас поддержать.
Если мы в этом году решим несколько ключевых проблем, на наш взгляд, это позволит радикально изменить ситуацию с инвестициями в основной капитал. Две проблемы я уже назвал: это равное налогообложение секторов сырьевых, предоставление предприятиям
засчитывать все инвестиции в счет затрат и необлагаемой налогом прибыли. Создание снятия бюрократических барьеров на пути инвестиций в основной капитал. Принятие решения, в том числе пакета поправок в действующее законодательство, позволяющее реализовать принцип одного окна при реализации инвестиционных проектов. Ускоренная процедура дачи согласия на прямые инвестиции, в том числе со стороны субъектов Федерации. Поправки в земельное
градостроительное законодательство в связи с этим. Принятие решения о дебюрократизации экономики. В принципе инвестиционная направленность налоговой реформы и всяческое поощрение инвестиций в основной капитал, включая создание, внесение и подготовка сейчас
и внесение Правительством специальных глав Налогового кодекса в раздел "Специальные режимы" стимулирующих инвестиций в обрабатывающий сектор экономики высокотехнологичные отрасли.
Зачет в счет необлагаемых налогообложением затрат на инновации, науку, исследования, прикладную науку. Все это позволит, на наш взгляд, радикальным образом в случае принятия этого пакета законодательства Государственной Думой до конца 2001 года, начиная с 2002 года радикально изменить ситуацию с состоянием основных производственных фондов.
На сегодняшний день мы видим изменение структуры основных фондов в поддержании ставки, ежегодной ставки увеличения на 6 процентов, в итоге в 3-летней перспективе на 18 процентов инвестиций в основной капитал приведет к существенному улучшению состояния основных производственных фондов и постепенному переливу капитала в обрабатывающий сектор экономики.
Еще один очень важный инструмент, который находится в руках органов государственной власти и Правительства - это направленность таможенной тарифной политики. Как вы знаете в
ноябре прошлого года была утверждена новая система таможенного тарифа, которая привела к тому, что фактически на все виды технологического оборудования ставка таможенной пошлины была снижена до 5 процентов. Был принят целый ряд мер по упорядочению взимания таможенных платежей на непроизводимое в России технологическое оборудование. Были утверждены уже два очень больших перечня постановлений Правительства, которые утверждают перечень оборудования, которое крайне необходимо для технологического обновления, и которое не производится в стране, и которое будет ввозиться в страну без взимания таможенных пошлин.
Эта мера тоже уже в этом году имеет свою отдачу. Мы видим изменения в структуре импорта. Растет импорт, в доли импорта доля составляющих машин и оборудования. Правда, я должен сказать, что в первую очередь растет импорт машин и оборудования от стран СНГ.
Пока небольшими темпами растет рост импортного оборудования из стран дальнего зарубежья, но тем не менее этот процесс, вот в результате унификации таможенно-тарифной политики, происходит. Это тоже очень серьезный рычаг, который находится в руках Правительства. И я думаю, что мы, начиная с 2002 года, это почувствуем на структуре основных фондов.
И последний тезис. Очень важной работой является совместная Правительства и Государственной Думы по развитию банковского и финансового рынков на территории страны. Именно через эти рынки обеспечивается переток капитала. На сегодняшний день неразвитость этих двух рынков во многом диктует недостаток, дефицит инвестиционных ресурсов у предприятий. И вторая половина этого года, по нашему мнению, должна быть посвящена тому, что мы выработаем действенные меры и внесем изменения в действующие
законодательства для того, чтобы обеспечить механизм перетока капиталов из гипертрофированных сырьевых секторов в сектора с высокой добавленной стоимостью. Спасибо за внимание.
|