Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Макроэкономика. Аналитика
Доклад Министра экономического развития и торговли РФ Г.О.Грефа

Мнение

СТЕНОГРАММА "ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОГО ЧАСА" ПО ВОПРОСУ ИЗНОСА ОСНОВНЫХ ФОНДОВ (ДЕВЯНОСТО СЕДЬМОЕ ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ)

Председательствующий. У нас сегодня вопрос о состоянии основных производственных фондов в российской промышленности. Информация Министра экономического развития и торговли Российской Федерации Германа Оскаровича Грефа.

Греф Г. О. Глубокоуважаемые депутаты Государственной Думы, я хочу сразу же оговориться, что специально к сегодняшнему заседанию Думы мы подготовили справку о состоянии основных производственных фондов в российской промышленности с приложением таблиц и исчерпывающей информации о состоянии и динамике износа основных производственных фондов за последнее десятилетие.

Должен сказать, что основные фонды на начало 2000 года в России составили около 15 триллионов рублей по балансовой стоимости с учетом проведенных переоценок. Причем систематически снижается доля фонда отраслей, производящих товары. При расчетах в сопоставимых ценах, начиная с 1994 года, имеет место абсолютное снижение объемов основных фондов.

Такое положение является результатом небольших по объему и постоянно сокращающихся инвестиций в основной капитал. Капитальные вложения в 2000 году составили менее трети от уровня 1990 года. Примерно такое же соотношение за этот период по уровню, вводимых в эксплуатацию основных фондов.

Начиная с 1993 года, когда объем выбытия оборудования превысил поступления, величина парка впервые за послевоенный период начала уменьшаться. Такие явления характерны для большинства отраслей, которые характеризуются наличием большого количества фондов.

И лишь показатели 1999 и 2001 года имеют переломную тенденцию в обновлении основных фондов. За последние 11 лет, как раз начиная с 1999 года, эта проблема начала положительно изменяться.

Собственно говоря, износ основных фондов - это исключительное следствие инвестиционной политики государства и объема инвестиций в основные фонды. Впервые за последние 11 лет в 1999 году и самое главное в 2000 году объем инвестиций в основной капитал очень серьезно увеличился. В прошлом году объем инвестиций по сравнению с 1999 годом увеличился на 17 процентов. За I квартал текущего года, те цифры, которые мы уже имеем, объем инвестиций увеличился почти на 7 процентов. Соответственно это сразу же отразилось на старении и динамике основных фондов.

Впервые мы видим улучшение по основным отраслям производства, по годам, по старению основных фондов. Если мы коэффициент обновления фондов начиная с 1990 года, я уже сказал, с 1993 года была переломная отрицательная позиция, то с 1999 года коэффициент обновления начал расти.

Если посмотреть процент загрузки производственных мощностей, то мы в 1998 году имели загрузку основных производственных мощностей на 51 процент, то к I кварталу 2001 года мы имеем загрузку 66 процентов. То есть за последние три года увеличилась загрузка основных мощностей, увеличились инвестиции в основные капиталы, имеет место положительная тенденция.

Если говорить о динамике загрузки основных мощностей по различным сферам, то самая высокая загрузка у нас на сегодняшний день в нефтеперерабатывающей отрасли - 84 процента. Самая низкая загрузка у нас в легкой промышленности - 33 процента. Если посмотреть по степени износа машин и оборудования в промышленности в динамике за 1998-2000 годы, то по промышленности в целом степень износа на 1998 год составляла 68,5 процентов, на 2000 год - 66,5 процентов, то есть коэффициент износа, коэффициент степени износа изменился в положительную сторону.

Доля полностью изношенных основных фондов в целом по промышленности в 1998 году составляла 31 процент, в 2000 году эта цифра составляет 33 процента.

Динамика по отраслям тоже очень разная. В первую очередь, конечно же, перекос в структуре промышленного производства полностью отражает перекос в структуре инвестиций. Самые большие инвестиции поступают в топливные, сырьевые отрасли и отрасли с высокой конкурентоспособностью, внешней конкурентоспособностью.

Это, в первую очередь, цветные металлы, производство черных металлов и сырьевые отрасли. Возрастная структура промышленного парка. Если говорить обо всем оборудовании, средний возраст оборудования в 1990 году составлял 10,8 лет, в 1999 году этот средний возраст составил 17,9 года. Тогда как средний возраст, приемлемый для развитых стран считается, примерно, 6-6,5 лет. То есть мы, почти в 3 раза сегодня по этому показателю отстаем от развитых стран.

Что, это некоторые цифры, которые характеризуют сегодняшнее состояние, состояние основных фондов промышленности. Я еще раз повторю. Мы, через наше представительство, раздадим вам подробную справку о состоянии основных средств, мы провели, с привлечением нашего Института макроэкономики, достаточно большое исследование, при подготовке к сегодняшнему "правительственному часу". И эта информация будет очень наглядной и полезной иллюстрацией к сегодняшнему нашему заседанию и пригодиться вам в работе.

Гипертрофированное развитие двух секторов, которое у нас наблюдалось на протяжении последних десятилетий, это оборонно-промышленный комплекс и сырьевой комплекс, оно уже отразилось на структуре инвестиций в основной капитал, и соответственно, состояние основных фондов.

Оборонно-промышленный комплекс, как вы знаете, на сегодняшний день, в полной мере не смог приспособиться к рыночным условиям. И на сегодняшний день Правительство рассматривает федеральную целевую программу структурной перестройки оборонно-промышленного комплекса, в которой будет содержаться 6 основных подотрослей, 6 основных подпрограмм, которые будут рассчитаны на ближайшие 10 лет, которые должны привести к переструктурированию оборонно-промышленного комплекса в современные, соответствующие государственному спросу и спросу на рынках западных стран, которые еще сохранились на сегодняшний день, отраслям промышленного производства.

Второй сектор - это топливно-энергетический сектор, сырьевой сектор, который на сегодняшний день характеризуется тем, что 60 процентов всех инвестиций прошлого года было направлено в сырьевой сектор. О чем это говорит?

О том, что продолжается тенденция гипертрофированного развития сырьевого сектора. Нам не удается пока обеспечить перелив капитала из сырьевого сектора в отрасли с высокой степенью добавленной стоимости в обрабатывающий сектор.

Мы предпринимаем целый ряд усилий к тому, чтобы сейчас эту позицию попытаться радикально изменить. На это направлены представленные в Государственную Думу проект закона, в первую очередь, это проект закона о налоге на прибыль и 27 глава Налогового кодекса.

Что на сегодняшний день происходит? На сегодняшний день фактически для сырьевого сектора предусмотрены эксклюзивные права по зачету производимых инвестиций в структуру себестоимости и в необлагаемую налогами прибыль. Трансфертное ценообразование, возмещение за счет ВМСБ и существующие льготы в, так называемых, офшорных зонах внутри России, я не говорю о западных офшорных зонах, приводят к тому, что этот сектор фактически имеет уровень налогообложения ниже, чем весь остальной сектор, все остальные сектора экономики.

Повышенный спрос на мировых рынках приводит к тому, что норма прибыли в этом секторе значительно выше, чем в секторах с более длительным циклом производства и в секторах с высокой степенью добавленной стоимости.

Таким образом, на сегодняшний день сформировался такой замкнутый круг, когда основную часть прибыли промышленность получает именно в этом секторе и основные инвестиции. Эта же проблема замкнутости российской экономики на внешнеэкономическую конъюнктуру цен и это же, собственно говоря, действующим законодательством стимулирует все новые инвестиции именно в эти сектора и приводит к гипертрофированному развитию именно этих секторов.

Внесенные проекты законов, я уже сказал о проекте закона о налоге на прибыль, должны во многом помочь разрешению этой проблемы.

К сожалению, достаточно долгое время наши предприятия жили в условиях, когда даже традиционные инвестиционные затраты мы были вынуждены относить на себестоимость. Нам был неизвестен механизм ускоренной амортизации, к которому сейчас перешли практически все развитые страны.

На мой взгляд, было очень сбалансированным принятое решение рабочей группой и по предложениям совместной рабочей группы Правительства и Государственной Думы, Председателем Правительства в отношении того, что на период, когда будет необходимо ускоренно провести модернизацию экономики, это в ближайшие пять лет сохранить оба механизма - механизм инвестиционной льготы и механизм ускоренной амортизации.

Мы очень просим Правительство и предложение профильного комитета Государственной Думы, бюджетного комитета, Комитета по бюджету и налогам, при рассмотрении этого законопроекта нас поддержать. Если мы в этом году решим несколько ключевых проблем, на наш взгляд, это позволит радикально изменить ситуацию с инвестициями в основной капитал. Две проблемы я уже назвал: это равное налогообложение секторов сырьевых, предоставление предприятиям засчитывать все инвестиции в счет затрат и необлагаемой налогом прибыли.

Создание снятия бюрократических барьеров на пути инвестиций в основной капитал. Принятие решения, в том числе пакета поправок в действующее законодательство, позволяющее реализовать принцип одного окна при реализации инвестиционных проектов. Ускоренная процедура дачи согласия на прямые инвестиции, в том числе со стороны субъектов Федерации. Поправки в земельное

градостроительное законодательство в связи с этим. Принятие решения о дебюрократизации экономики. В принципе инвестиционная направленность налоговой реформы и всяческое поощрение инвестиций в основной капитал, включая создание, внесение и подготовка сейчас и внесение Правительством специальных глав Налогового кодекса в раздел "Специальные режимы" стимулирующих инвестиций в обрабатывающий сектор экономики высокотехнологичные отрасли.

Зачет в счет необлагаемых налогообложением затрат на инновации, науку, исследования, прикладную науку. Все это позволит, на наш взгляд, радикальным образом в случае принятия этого пакета законодательства Государственной Думой до конца 2001 года, начиная с 2002 года радикально изменить ситуацию с состоянием основных производственных фондов.

На сегодняшний день мы видим изменение структуры основных фондов в поддержании ставки, ежегодной ставки увеличения на 6 процентов, в итоге в 3-летней перспективе на 18 процентов инвестиций в основной капитал приведет к существенному улучшению состояния основных производственных фондов и постепенному переливу капитала в обрабатывающий сектор экономики.

Еще один очень важный инструмент, который находится в руках органов государственной власти и Правительства - это направленность таможенной тарифной политики. Как вы знаете в ноябре прошлого года была утверждена новая система таможенного тарифа, которая привела к тому, что фактически на все виды технологического оборудования ставка таможенной пошлины была снижена до 5 процентов. Был принят целый ряд мер по упорядочению взимания таможенных платежей на непроизводимое в России технологическое оборудование.

Были утверждены уже два очень больших перечня постановлений Правительства, которые утверждают перечень оборудования, которое крайне необходимо для технологического обновления, и которое не производится в стране, и которое будет ввозиться в страну без взимания таможенных пошлин.

Эта мера тоже уже в этом году имеет свою отдачу. Мы видим изменения в структуре импорта. Растет импорт, в доли импорта доля составляющих машин и оборудования. Правда, я должен сказать, что в первую очередь растет импорт машин и оборудования от стран СНГ.

Пока небольшими темпами растет рост импортного оборудования из стран дальнего зарубежья, но тем не менее этот процесс, вот в результате унификации таможенно-тарифной политики, происходит. Это тоже очень серьезный рычаг, который находится в руках Правительства. И я думаю, что мы, начиная с 2002 года, это почувствуем на структуре основных фондов.

И последний тезис. Очень важной работой является совместная Правительства и Государственной Думы по развитию банковского и финансового рынков на территории страны. Именно через эти рынки обеспечивается переток капитала.

На сегодняшний день неразвитость этих двух рынков во многом диктует недостаток, дефицит инвестиционных ресурсов у предприятий. И вторая половина этого года, по нашему мнению, должна быть посвящена тому, что мы выработаем действенные меры и внесем изменения в действующие законодательства для того, чтобы обеспечить механизм перетока капиталов из гипертрофированных сырьевых секторов в сектора с высокой добавленной стоимостью. Спасибо за внимание.

2001г.



   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки