Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Макроэкономика. Аналитика
Пока у нас еще остается возможность выбора пути дальнейшего развития страны...

...неплохо задуматься над закономерностями этого развития. Если эта возможность не будет использована, то дальнейшая деградация российской экономики и общества примет устойчивый характер и станет необратимой. Зависимость России от иностранных кредиторов, ее второстепенное положение на периферии мирового хозяйства, утрата внутренних источников роста приобретут жесткие формы, предопределив на многие десятилетия отставание от передовых государств.

Для преодоления этой тенденции требуется знание закономерностей современного социально-экономического развития и умение их использовать. Ниже приводится краткий обзор таких закономерностей и вытекающих из них мер экономической политики, необходимых для восстановления темпов развития экономики и роли российского государства в мировом хозяйстве.

1. Основным источником современного экономического роста, значение которого еще более усилится в наступающем столетии, является научно-технический прогресс и связанные с ним факторы: интеллектуально-образовательный потенциал, уровень развития науки, научно-технический уровень производства, инновационная активность. Производство и удержание интеллектуальной ренты становится ведущим механизмом извлечения сверхприбыли и решающим фактором конкурентоспособности.

2. Важной закономерностью современного экономического роста является его неравномерность, обусловленная процессом последовательного замещения целостных комплексов технологически сопряженных производств – технологических укладов. В ходе каждого структурного кризиса мировой экономики, сопровождающего процесс замещения доминирующих технологических укладов, открываются новые возможности экономического подъема. Страны, лидировавшие в предшествующий период, сталкиваются с обесценением капитала и квалификации занятых в отраслях устаревающего технологического уклада, в то время как страны, успевшие создать заделы в формировании производственно-технологических систем нового технологического уклада, становятся центрами притяжения капитала, высвобождающегося из устаревающих производств. Каждый раз смена доминирующих технологических укладов сопровождается серьезными сдвигами в международном разделении труда, изменением состава преуспевающих стран и мировых лидеров.

3. Доминирующий сегодня технологический уклад начал складываться в целостную воспроизводственную систему в 50–60-е годы и составляет технологическую основу экономического роста после структурного кризиса 70-х годов. Ядро этого технологического уклада образуют электронная промышленность, программное обеспечение, технологии переработки информации, производство средств автоматизации и телекоммуникаций, авиакосмическая промышленность, добыча природного газа и производство продуктов его переработки.

Предел его устойчивого роста будет достигнут, скорее всего, во втором десятилетии следующего века. К этому времени сформируется воспроизводственная система следующего технологического уклада, становление которой происходит в настоящее время. Наиболее вероятными ключевыми факторами нового технологического уклада станут: биотехнологии, системы искусственного интеллекта, глобальные информационные сети и интегрированные высокоскоростные транспортные системы.

Дальнейшее развитие получат гибкая автоматизация производства, космические технологии, производство конструкционных материалов с заранее заданными свойствами, ядерная энергетика; рост потребления природного газа будет дополнен расширением сферы использования водорода в качестве экологически чистого энергоносителя. Произойдет еще большая интеллектуализация производства, переход к непрерывному инновационному процессу в большинстве отраслей и непрерывному образованию в большинстве профессий. Прогресс в технологиях переработки информации, системах телекоммуникаций, финансовых технологиях повлечет за собой дальнейшую глобализацию экономики, формирование единого мирового рынка товаров, услуг, капитала, труда.

Основные факторы, которые будут определять положение стран в геополитической конкуренции в xxi веке, включают развитие ключевых производственно-технических систем нового технологического уклада, способность хозяйственного механизма генерировать высокую инновационную активность, развитие науки, образования и здоровья населения, возможности информационной среды и раскрытия созидательных, творческих способностей каждого человека, высокое качество жизни.

4. Для обеспечения роста российской экономики в условиях ее радикальной трансформации требуется согласованное решение задач формирования технологической, институциональной и организационной структур, способных соединить все необходимые элементы в целостные воспроизводственные контуры современного технологического уклада, создать условия для модернизации и повышения эффективности экономики, развития научно-производственных и финансово-промышленных объединений – локомотивов экономического роста, конкурентоспособных в масштабах мирового рынка.

В связи с этим экономическая политика государства в современных условиях не может ограничиваться простым переходом к рынку; она должна быть нацелена на активизацию существующих и формирование новых конкурентных преимуществ российских предприятий и экономики в целом, овладение главными факторами современного экономического роста:

  • стимулирование научно-технического прогресса,
  • становление ключевых производств современного и нового технологических укладов,
  • подъема интеллектуального и научного потенциала страны.

К наиболее важным общим конкурентным преимуществам российской экономики, активизации которых должно содействовать государство, относятся: высокий уровень образования и богатые духовные традиции народа, разнообразные природные ресурсы, огромная территория и емкий внутренний рынок, квалифицированные трудовые ресурсы, высокая склонность населения к сбережениям, развитый научно-промышленный потенциал. В сочетании с реально имеющимися в России производственным опытом и накопленным потенциалом в перспективных направлениях развития доминирующего сегодня и будущего технологических укладов могут быть выделены основные приоритетные направления экономической политики государства, реализация которых обеспечит успешное долгосрочное развитие страны:

  • конверсия наукоемкой промышленности с учетом перспективных направлений формирования современного и новейшего технологических укладов ;
  • обновление парка гражданской авиации на основе организации массового выпуска отечественных самолетов новых поколений;
  • производство современных средств гибкой автоматизации, программного обеспечения, электронно-вычислительной техники;
  • развитие космических технологий;
  • развитие новых микроэлектронных технологий, позволяющих резко поднять конкурентоспособность и эффективность отечественного машиностроения;
  • опережающее развитие биотехнологий, резко поднимающих эффективность агропромышленного комплекса, медицинской промышленности и здравоохранения;
  • обновление оборудования электростанций, износ которых приближается к критическим пределам;
  • развитие ядерной энергетики, повышение безопасности атомных электростанций;
  • развитие разнообразных технологий промышленной переработки и использования природного газа;
  • развитие жилищного строительства и реконструкция инженерных сетей в городах с использованием современных технологий;
  • развитие информационной инфраструктуры на основе современных систем спутниковой и оптико-волоконной связи, сотовой связи в городах;
  • модернизация непроизводственной сферы на основе современного отечественного оборудования (диагностические приборы для медицины, вычислительная техника для системы образования и т.д.);
  • оздоровление окружающей среды на основе современных экологически чистых технологий.

Наряду с концентрацией мер государственной поддержки и стимулирования на указанных приоритетных направлениях должны быть предприняты и общие меры по сохранению и активизации научно-технического потенциала, созданию условий для подъема инновационной активности:

  • резкое увеличение государственных субсидий на научные исследования, освобождение от налогов затрат на НИОКР;
  • концентрация средств государственной поддержки в осуществлении федеральных программ развития и распространения ключевых технологий современного и новейшего технологических укладов;
  • стимулирование инновационной активности посредством государственной поддержки рискованных проектов освоения перспективных нововведений, способных обеспечить российским предприятиям конкурентные преимущества на мировом рынке;
  • формирование механизма стимулирования передачи технологий из оборонного производства в гражданское;
  • создание с помощью государства инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов НИОКР;
  • сохранение информационной инфраструктуры научно-исследовательских работ, поддержание сети научно-технических библиотек, субсидирование затрат научно-исследовательских организаций на пользование информационными сетями и базами данных, импорт научной литературы;
  • субсидирование затрат отечественных предприятий и организаций на импорт технологий, а также на защиту интеллектуальной собственности и поддержание прав на нее в России и за рубежом;
  • поддержание функционирования опытных стендов, экспериментальных установок и опытных производств;
  • разработка и реализация программ развития территорий с высокой концентрацией научно-технического потенциала.

5. Формирование и наращивание конкурентных преимуществ в условиях современного научно-технического прогресса требуют активной поддерживающей и стимулирующей политики государства, включающей меры государственной структурной, промышленной, налоговой, денежно-кредитной и внешнеторговой политики. В нынешней ситуации дезинтеграции экономики, разрушения кооперационных связей, деградации научно-производственного потенциала необходимы серьезные усилия по организации разрозненных и нежизнеспособных сегодня предприятий отечественной наукоемкой промышленности в целостные воспроизводственные комплексы современного и нового технологических укладов, способные к самостоятельному росту в условиях глобальной конкуренции.

Государство должно, не подменяя предпринимательскую инициативу, создавать условия для роста инвестиционной активности и экономического подъема на основе широкого освоения новых перспективных технологий на началах рыночной самоорганизации и конкуренции, финансируя значительную часть расходов на общезначимые мероприятия с большим внешним эффектом, прежде всего, расходы на научные исследования, образование, здравоохранение, развитие информационной и транспортной инфраструктуры, стимулирование инновационной активности.

На это следует настроить формируемые государством институты развития, экономическую и бюджетную политику, целевые программы, закупки, предоставляемые льготные кредиты, гарантии, субсидии и другие инструменты государственной поддержки. Необходимым атрибутом современного государства является система индикативного планирования и долгосрочных государственных программ модернизации экономики с конкретными приоритетами структурной перестройки экономики, нацеленными на распространение технологий современного технологического уклада и создание условий для опережающего становления следующего в сочетании с активизацией национальных конкурентных преимуществ.

Большую роль в достижении поставленных задач играет законодательство, регламентирующее ответственность органов государственной власти за выполнение своих функций и обязанностей. В этих целях Комитетом Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству ведется работа по подготовке к рассмотрению Госдумой проектов федеральных законов “О государственном прогнозировании, индикативном планировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации” (принят в первом чтении), “Об официальном статистическом учете в Российской Федерации”, совершенствованию законов “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, “О валютном регулировании и валютном контроле”, “О свободных экономических зонах”, “О лизинге”, антимонопольного законодательства, законодательства в области стандартизации и защиты прав потребителей, организации закупок для государственных нужд. Разрабатываются законопроекты о ценообразовании, об электронной коммерции, о регулировании вывоза капитала и др.

Немаловажное значение имеет и работа по приведению российского законодательства в соответствие с требованиями международного торгового права, особенно в связи с ожидаемым присоединением России к Всемирной торговой организации, которую ведет созданный при Комитете Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству Экспертный совет по законодательству о внешней торговле и иностранных инвестициях.

Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству совместно с Отделением экономики РАН, Российским торгово-финансовым союзом и “Российским экономическим журналом” провел общероссийскую дискуссию о стратегии экономического развития страны, в ходе которой были проанализированы предложения правительства, науки, деловых кругов, профсоюзов и общественных организаций. По итогам дискуссии подготовлено заключение, содержащее конкретные рекомендации ведущих российских ученых и представителей деловых кругов в отношении основных направлений экономической политики государства, которые должны проводиться для реализации имеющегося потенциала роста российской экономики. В общем виде эти направления формулируются следующим образом.

1) Обеспечение благоприятных макроэкономических условий для роста производства и инвестиций, включая:

  • снижение процентных ставок и создание механизмов рефинансирования производственной деятельности, приведение денежного предложения в соответствие со спросом на деньги со стороны производственной сферы;
  • снижение налогов на производственную деятельность и заработную плату, освобождение от налогообложения доходов предприятий, направляемых на инвестиции в развитие производства, проведение НИОКР и освоение новых технологий;
  • поддержание обменного курса рубля и таможенных тарифов на уровне, обеспечивающем конкурентоспособность российских товаропроизводителей;
  • регулирование цен на услуги естественных монополий и продукцию высокомонополизированных отраслей экономики в целях пресечения злоупотреблений монопольным положением на рынке и обеспечения благоприятных ценовых пропорций для обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, строительства, предотвращения инфляции издержек.

2) Создание условий для развертывания механизмов добросовестной конкуренции, активизации предпринимательской деятельности, эффективной работы рыночных механизмов:

  • декриминализация хозяйственных отношений;
  • активизация антимонопольного регулирования;
  • упорядочение процессов ценообразования и устранение всех форм ценовой дискриминации покупателей, пресечение сговоров в целях завышения цен;
  • устранение излишних бюрократических барьеров для развития предпринимательской деятельности;
  • обеспечение полноценной защиты законно приобретенных прав собственности.

3) Многократное повышение инвестиционной и инновационной активности, структурная перестройка российской экономики на основе широкого распространения современных технологий:

  • создание институтов развития, способных обеспечить привлечение инвестиций в развитие производственной сферы при помощи государственных гарантий, кредитных ресурсов государственных банков, формирования каналов рефинансирования производственных инвестиций с участием Центрального банка;
  • принятие действенных мер по пресечению нелегального вывоза капитала;
  • формирование процедур выбора и механизмов реализации приоритетов структурной перестройки экономики на основе опережающего развития нового технологического уклада, формирования современных производственно-технологических структур с высоким потенциалом роста на мировом рынке ;
  • всемерное стимулирование научно-технического прогресса, включая обеспечение законодательно установленных нормативов бюджетного финансирования научных исследований, освобождение расходов предприятий на НИОКР от налогообложения, использование целевых научно-технических программ, предусматривающих государственную поддержку инновационной активности на перспективных направлениях развития экономики;
  • создание современной информационной инфраструктуры научно-исследовательской и предпринимательской деятельности;
  • обеспечение эффективной защиты прав интеллектуальной собственности, поддержка импорта новых технологий и защита российской интеллектуальной собственности за рубежом.

4) Преодоление бюджетного кризиса на основе повышения доходов федерального бюджета за счет:

  • пресечения нелегального вывоза капитала;
  • изъятия в бюджет природной ренты с добываемых и экспортируемых сырьевых товаров;
  • перечисления в бюджет прибыли государственных монополий, включая принадлежащие государству естественные монополии, Центральный банк Российской Федерации;
  • резкого повышения эффективности использования государственного имущества при кардинальном усилении ответственности и прозрачности деятельности назначаемых от имени государства управляющих;
  • усиления государственного контроля над рынком алкогольной продукции, введения госмонополии на оборот этилового спирта;
  • отмены необоснованных льгот в таможенном законодательстве, введения налогообложения импорта услуг.

Реализация рекомендаций, сформулированных по итогам общероссийской дискуссии о стратегии экономического развития России, позволит обеспечить устойчивое и быстрое развитие российской экономики в среднесрочной перспективе с темпом не менее 7% прироста ВВП в год, 10% прироста промышленного производства на основе активизации имеющегося научно-производственного потенциала, создания необходимых макроэкономических условий для трехкратного повышения инвестиционной активности и структурной перестройки экономики на современной технологической основе.

Председатель комитета Государственной Думы РФ
по экономической политике и предпринимательству
С.Ю.Глазьев


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки