Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Макроэкономика. Аналитика
Платить или не платить? Альтернативные стратегии снижения бремени государственного внешнего долга (часть II)

Альтернативные стратегии взаимоотношений с кредиторами

В зависимости от фактически исполняемого графика платежей, факта проведения реструктуризации и размеров отклонения фактических платежей от первоначальной приведенной стоимости долга (ППСД) можно сформулировать шесть основных вариантов управления внешним долгом, отличающихся друг от друга следующими основными характеристиками (см. рис. 7):

  1. отсутствие реструктуризации долга, соблюдение оригинального графика платежей (ОГП), равенство фактических платежей ППСД;
  2. реструктуризация долга (РД), согласование нового графика платежей (НГП), превышение фактическими платежами ППСД;
  3. РД, НГП, равенство фактических платежей ППСД;
  4. РД, НГП, фактические платежи меньше ПСД;
  5. согласованное с кредиторами полное списание долга, отсутствие графика платежей, фактические платежи равны нулю;
  6. дефолт, отсутствие графика платежей, фактические платежи равны нулю.

Еще одной характеристикой данных вариантов, имплицитно представленной на схеме, является уровень платежей по внешнему долгу в краткосрочной перспективе (в течение нескольких ближайших лет) -ПКП. На максимальном уровне ПКП находятся в 1 варианте, что, собственно, и является одной из важнейших причин проведения реструктуризации долга и изменения оригинального графика платежей. При последовательном переходе от 1 варианта к 6 варианту величина ПКП, как правило, уменьшается, достигая нуля в 5 и 6 вариантах.

Совокупные издержки осуществления того или иного варианта управления внешним долгом складываются из суммы фактических платежей по долгу (в соответствии с ОГП либо НГП) и издержек от изменения графика платежей и его макроэкономических и социально-политических последствий (см. рис. 8). Частичные и совокупные издержки могут быть измерены в терминах приведенной стоимости долга, значения которой отложены на вертикальной оси. Варианты управления долгом размещены на горизонтальной оси таким образом, что при движении по ней слева направо величина платежей в краткосрочной перспективе уменьшается.

Параметры первой кривой - фактических платежей по внешнему долгу - определяются исходя из описания вариантов управления Совокупные издержки осуществления того или иного варианта управления внешним долгом складываются из суммы фактических платежей по долгу (в соответствии с ОГП либо НГП) и издержек от изменения графика платежей и его макроэкономических и социально-политических последствий (см. рис. 8). Частичные и совокупные издержки могут быть измерены в терминах приведенной стоимости долга, значения которой отложены на вертикальной оси. Варианты управления долгом размещены на горизонтальной оси таким образом, что при движении по ней слева направо величина платежей в краткосрочной перспективе уменьшается.

Параметры первой кривой - фактических платежей по внешнему долгу - определяются исходя из описания вариантов управления

На рис. 8 видно, что наименьшие совокупные издержки в терминах ПСД (наименьшая цена осуществления), хотя и сопровождаемые наиболее высокими расходами на платежи в краткосрочном периоде, соответствуют 1 варианту управления внешним долгом. При движении вправо - ко 2 варианту и далее - совокупные издержки по управлению внешним долгом последовательно увеличиваются. Они становятся неприемлемо высокими при попытках осуществления 6 варианта.

Таким образом, предлагаемая стратегия взаимоотношений с кредиторами, ведущая к изменению действующего графика платежей (проведение реструктуризации), если она при этом не предусматривает значительного снижения приведенной стоимости долга, ведет к экономическим потерям и потому представляется неоптимальной.

Альтернативные стратегии снижения долгового бремени

В зависимости от величины отклонения фактических чистых платежей по внешнему долгу (ЧПВД) от полных платежей, соответствующих их официальному графику (ГП) - независимо от того, является ли он оригинальным или выработанным в результате реструктуризации, - можно выделить шесть вариантов управления внешним долгом, отличающихся друг от друга следующими характеристиками (см. табл. 4):

  1. ЧПВД превышают платежи по графику;
  2. ЧПВД равны платежам по графику;
  3. ЧПВД меньше платежей по графику, но больше процентных платежей;
  4. ЧПВД равны процентным платежам;
  5. ЧПВД меньше процентных платежей, но больше нуля;
  6. ЧПВД равны нулю или меньше нуля.

Нетрудно заметить, что критерием классификации в этом случае выступает удельный вес ЧПВД в полных платежах по внешнему долгу (ППВД). В первых двух вариантах ЧПВД совпадают с ППВД. При переходе к 3 и последующим вариантам управления долгом доля ЧПВД в ППВД последовательно снижается, становясь равной нулю (или отрицательной величиной) в 6 варианте. Одновременно с этим при переходе от 1 и 2 вариантов управления внешним долгом к 6 доля бюджетных доходов в источниках средств для проведения платежей снижается, а доля финансирования повышается.

Таблица 4 Варианты управления внешним долгом в зависимости от величины фактических чистых платежей по внешнему долгу и их источников

Варианты
Отклонения фактических ЧПВД от платежей по графику (ПГ)
Источники средств для
Последствия для размеров номинального объема долга (НОД)
процентных платежей (ПП)
погашения основного долга (ПОД)
полных платежей по внешнему долгу (ППВД)
1 ЧПВД >ПП + ПОД     БД БД БД Быстрое сокращение
2 ЧПВД =ПП+ ПОД БД БД БД Сокращение
3 ПП < ЧПВД <ПП+ ПОД БД БД,Ф БД,Ф Медленное сокращение
4 чпвд=пп БД Ф БД,Ф Стабилизация
5 0<ЧПВД<ПП БД,Ф Ф БД,Ф Уветичение
6 ЧПВД<0 Ф Ф Ф Быстрое увеличение

Сокращения ЧПВД - чистые платежи по внешнему долгу, ПП - процентные платежи, ПОД - погашение основного долга, БД - бюджетные доходы, Ф – финансирование

Оценку сравнительных преимуществ каждого из представленных вариантов можно сделать исходя из издержек их проведения и последствий их осуществления для размеров номинального объема долга. Поскольку финансирование для бюджета является ресурсом, как правило, более дорогим, чем его традиционные доходы, то при последовательном переходе от 1 варианта к 6 издержки их реализации последовательно возрастают (за счет увеличения компонента финансирования в общем объеме средств для проведения платежей). В то же время при переходе от 1 варианта к 6 номинальные объемы долга последовательно возрастают.

Альтернативные средства платежа

Предлагаемые для использования в операциях по обслуживанию и погашению внешнего долга средства платежа можно классифицировать следующим образом (см. табл. 5): 1 - наличные денежные средства; 2 - государственные ценные бумаги; 3 - корпоративные ценные бумаги; 4 - товарные поставки; 5 - долговые обязательства третьих сторон перед российским правительством; 6 - иные государственные активы. В реальной жизни, естественно, возможны их сочетания в различных пропорциях.

Важнейшим критерием для принятия решения об использовании того или иного средства платежа должно выступать соотношение их цен как в момент платежа, так и в прогнозируемой перспективе. Рациональная стратегия заключается в том, чтобы в качестве средств платежа использовать в первую очередь активы, более дорогие в данный момент, но дешевеющие в перспективе. Использование активов, дешевых в настоящее время и дорожающих в перcпективе, целесообразно откладывать до более позднего времени.

Таблица 5 Средства платежа по внешнему долгу и их источники

Варианты Средства платежа Источники
1 Наличные денежные средства Бюджетные доходы налоговые неналоговые Финансирование реализация госактивов запасов имущества собственности (приватизация) государственные займы внутренние, в том числе кредиты Центрального банка внешние
2 Государственные ценные бумаги Эмиссия нового государственного долга
3 Корпоративные ценные бумаги Государственные компании и принадлежащие государству доли в частных компаниях
4 Товарные поставки Государственные закупки
5 Долговые обязательства перед российским правительством (например, третьих стран) Платежи российских заемщиков
6 Иные государственные активы Иные государственные права (государственный земельный фонд и др )

С этой точки зрения цены большинства предлагаемых "неклассических" средств платежа по сравнению с наличными деньгами, получаемыми властями в качестве традиционных бюджетных доходов, являются, во-первых, весьма низкими и, во-вторых, растущими в перспективе (см. рис. 9, табл. 6).

Одним из примеров очевидно неоптимального использования государственных активов является предлагаемый обмен части российского долга на акции российских компаний. В настоящее время акции крупнейших российских компаний в электроэнергетике, топливной промышленности, металлургии, телекоммуникациях ("голубые фишки") по отношению к бумагам аналогичных компаний развивающихся стран недооценены в разы. Бумаги компаний "второго эшелона" в машиностроении, лесной, легкой, пищевой промышленности недооценены в еще большей степени. В то же время устойчиво действующая тенденция конвергенции цен российского фондового рынка и фондовых рынков развивающихся стран позволяет надеяться на значительное повышение относительной цены акций российских компаний в обозримом будущем. Таким образом, использование для целей обслуживания и погашения долга более дешевых средств платежа при дальнейшем их неизбежном удорожании, к тому же при наличии более дорогих альтернатив, являет ся неоптимальным и ведет к существенным экономическим потерям.

Таблица 6 Относительные цены альтернативных средств платежа по внешнему долгу

    1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001
Относительные цены, %: Экспортные поступления (индекс условий торговли в 1999 г =100%)
99,8
98,1  
119,4
110,8
103,7
97,7
89,1
100,0
148,1
173,2
Государственные ценные бумаги (новый долг)
   
   
90,7
88,8
93,0
95,9
79,7
69,7
86,8
91,1
Товарные поставки (уровень внутренних цен в России в % к уровню цен в США)
10,8
22,6
40,9
59,4
76,0
75,6
64,0
40,6
42,1
43,7
Акции российских компаний (удельная рыночная капитализация российских компаний в % к удельной рыночной капитализации компаний развивающихся стран)
 
 
0,9
2,9
4,7
19,1
10,8
5,2
8,8
14,3
Справочно:
Спрэд на российские ценные бумаги по сравнению с казначейскими облигациями США, базисные пункты
 
 
1100
1343
797
453
2677
4590
1620
1030

Источники: расчеты ИЭА по данным Госкомстата РФ, ГТК РФ, МВФ, Branswick UBS Warburg, UBS Warburg

Оптимальная стратегия снижения бремени внешнего долга

Тот факт, что Россия не относится к странам с исключительно высоким уровнем внешней задолженности, не означает, что этот уровень является приемлемым. Бремя государственного внешнего долга может и должно быть сокращено.

Тот факт, что долговые платежи, как правило, не препятствуют экономическому росту, не означает, что их не следует осуществлять. Более того, в странах, подверженных "голландской болезни" - с высокими значениями сальдо платежного баланса и низкой монетизацией экономики, - странах, к которым принадлежит и Россия, платежи по внешнему долгу выступают в качестве одного из факторов экономического роста.

Тот факт, что ожидаемая величина платежей по внешнему долгу в 2003 г. не станет рекордной в мировой практике, не означает, что ничего не должно быть сделано для смягчения долговой нагрузки в данном году. Наоборот, долговые платежи, приходящиеся на 2003 г., можно и нужно "реструктурировать". Однако более рациональной политикой был бы их перенос не на будущее, на период после 2003 г., а на период до 2003 г.

Уникально благоприятную возможность для такого маневра предоставляет резкое улучшение условий торговли для России в 2000-2001 гг. (см. табл. 6). Значительное повышение цен на традиционные товары российского экспорта означает, что для получения того же объема валютных поступлений сегодня необходимо экспортировать товаров в реальном измерении в два-три раза меньше, чем несколько лет тому назад.

Сумма уже полученного российской экономикой "чистого гранта" со стороны мирового рынка позволяет в настоящее время провести опережающее погашение части долговых обязательств, приходящихся на 2002-2008 гг., в таком объеме, что размер будущих платежей в реальном измерении в 2002-2004 гг. не превысит фактического уровня долговых платежей в 1999 г., а с 2005 г. начнет снижаться и по отношению к этому уровню (см. рис. 11). Хотя объемы номинальных долговых платежей в этом случае превзойдут фактически осуществленные платежи в 2000 и 2001 гг., их реальные величины (дефлированные индексом условий торговли) не превысят значений 1999 г.

Из существующего множества альтернативных стратегий управления внешним долгом наиболее эффективной (минимизирующей совокупные издержки и максимизирующей сокращение номинального объема долга и ускорение экономического роста) представляется стратегия, сочетающая первые варианты из трех рассмотренных выше классификаций. Такую стратегию можно назвать традиционной или классической. На практике она означает:

  • в отношениях с кредиторами - отказ от пересмотра ныне действующего графика платежей;
  • применительно к графику платежей - осуществление фактических выплат в соответствии с ныне действующим графиком;
  • по объему платежей - равенство чистых выплат по долгу полным выплатам;
  • по источникам средств платежа - бюджетные доходы;
  • по видам средств платежа - денежные средства в наличной форме.

Для сглаживания платежей в предстоящие годы следует провести опережающее погашение части долговых обязательств, приходящихся на 2002-2008 гг.

При последовательном проведении в течение предстоящего десятилетия оптимальной стратегии снижения долгового бремени угроза долгового кризиса будет устранена, долговая проблема в ее нынешнем виде перестанет существовать, а темпы экономического роста будут более высокими.

Приложение Чистые платежи по государственному внешнему долгу
(годовые данные в 1981-1999 гг )

Страны и годы

Чистые платежи по государственному внешнему долгу

Темпы прироста ВВП %

в % к ВВП

в % к доходам бюд жета центрального правительства

в % к расходам бюд жета центрального правительства

1

Ямайка 86

15,5

51,5

47,6

1,7

2

Конго 96

12,4

44,4

32,2

4,3

3

Конго 94

11,7

50,0

32,0

-5,5

4

Малайзия 88

11,5

49,0

43,2

9,0

5

Нигерия 92

11,2

74,1

84,5

2,9

6

Никарагуа 91

11,1

57,1

41,3

-0,2

7

Венгрия 96

10,6

25,6

25,4

1,3

8

Гайана 89

105

34,6

15,5

-3,3

9

Панама 92

10,5

54, 6

49,0

8,2

10

Габон 99

10,4

36,2

37,7

-9,6

И

Ямайка 88

9,8

33,1

27,7

2,9

12

Болгария 96

9,7

29,8

21,5

-10,1

13

Конго 91

9,6

37,8

25,0

2,4

14

Гайана 94

9,6

26,2

26,8

8,5

15

Гайана 98

9,3

28,8

23,7

-1,7

16

Ю Корея 87

9,0

53,9

55,3

11,0

17

Гайана 90

9,0

26,1

12,2

-4,7

18

Ямайка 87

8,9

28,9

26,3

7,8

19

Сирия 90

8,7

37,0

34,2

4,6

20

Ямайка 95

8,4

27,9

29,4

0,8

21

Гайана 88

8,2

17,1

10,5

-2,6

22

Ячайка 92

8,2

28,9

33,9

1,5

23

Гайана 95

8,0

22,7

20,5

5,0

24

Котд ИвуарЭЭ

7,9

41,3

35,7

1,6

25

Нигерия 90

7,9

39,6

46,8

8,2

26

Конго 95

7,9

31,9

23,9

2,2

27

Ачжир 99

7,8

26,0

25,6

3,2

28

Нигерия 85

7,8

79,6

70,7

9,7

29

Парагвай 92

7,7

57,5

53,7

1,8

30

Котд Ивуар86

7,7

23,8

23,6

4,7

31

Ачжир 98

7,7

27,5

24,1

5,1

32

Эквадор 82

7,6

65,1

45,9

1,2

33

Конго 90

7,6

27,9

22,4

2,2

34

Тринидад 97

7,5

27,8

27,9

3,1

35

Боливия 83

7,4

71,9

25,1

-4,0

36

Габон 81

7,3

18,7

24,7

-4,0

37

Тринидад 93

7,2

26,1

26,3

-1,5

38

Замбия 99

7,2

28,1

26,0

2,4

39

Боливия 84

7,1

21, 8

28,4

-0,2

40

Замбия 91

7,1

25,6

20,4

0,0

41

Ямайка 99

7,0

22,5

19,8

0,0

42

Венгрия 97

7,0

16,6

16,0

4,6

43

Нигерия 91

7,0

44,0

45,9

4,8

44

Марокко 92

7,0

26,5

24,5

-4,0

45

Панама 96

6,9

36,9

37,3

2,8

46

Котд Ивуар97

6,9

31,5

28,5

6,2

47

Малайзия 89

6,9

29,3

25,7

9,1

48

Болгария 95

6,9

19,1

16,3

2,9

49

Ямайка 96

6,9

24,7

20,1

-1,4

50

Мачаизия 90

6,9

28,2

25,2

9,0

51

Мальдивы 85

6,9

23,4

20,5

13,8

52

Румыния 88

6,8

19,5

21,6

-0,5

53

Ямайка 90

6,7

22,8

25,3

5,5

54

Боливия 82

6,7

68,9

26,3

-3,9

55

Кот д Ивуар 85

6,7

17,9

19,0

3,6

56

Ямайка 94

6,6

22,5

25,2

0,9

57

Кения 94

6,6

20,2

19,5

2,6

58

Матаизия 87

6,6

28,4

21,0

5,4

59

Конго 89

6,5

29,9

32,3

1,8

60

Македония 99

6,4

26,5

27,4

2,7

61

Панама 90

6,4

34,8

27,2

8,1

62

Молдова 98

6,4

19,3

16,5

-6,5

63

Коста Рика 86

6,4

41,3

33,9

5,5

64

Марокко 94

6,3

25,9

22,4

10,4

65

Уругвай 90

6,3

40,1

40,0

0,3

66

Венгрия 92

6,2

13,8

12,0

-3,1

67

Нигерия 96

6,1

47,3

58,9

6,4

68

Марокко 97

6,1

24,2

21,3

-2,3

69

Иордания 93

6,0

17,5

16,7

5,8

70

Ю Корея 99

6,0

26,9

23,4

10,7

71

Барбадос 93

5,9

19,6

18,6

1,4

72

Ямайка 89

5,9

18,0

17,9

6,8

73

Зап Самоа 86

5,8

12,5

12,5

4,8

74

Нигерия 84

5,8

81,9

48,1

-4,8

75

Габон 98

5,8

16,9

12,0

3,5

76

Габон 82

5,8

14,6

18,5

4,1

77

Венесуэла 86

5,8

31,0

24,2

6,3

78

Габон 92

5,8

25,2

20,5

-3,1

79

Венесуэла 85

5,8

23,5

21,7

1,4

80

Эквадор 99

5,8

30,3

24,5

-7,3

81

Тринидад 87

5,7

18,8

16,0

-4,6

82

Уругвай 84

5,7

29,8

23,2

-1,1

83

Панама 91

5,7

30,2

24,6

9,4

84

Гайана 97

5,6

14,8

13,1

6,2

85

Панама 87

5,5

29,1

26,6

-1,8

86

Венесуэла 87

5,5

29,6

24,4

4,5

87

Мавритания 98

5,5

19,3

22,1

3,7

88

Иран 95

54

21,5

18,8

4,2

89

Нигерия 94

5,3

64,0

40,5

-0,6

90

Гайана 84

5,3

17,6

10,1

2,1

91

Того 85

5,3

15,9

15,1

3,7

92

Иран 97

5,3

20,9

19,1

3,7

93

Свазитенд 87

5,3

19,9

20,2

14,6

94

Ямайка 93

5,3

18,3

20,5

1,5

95

Марокко 95

5,3

22,1

17,9

-6,6

96

Марокко 99

5,3

19,1

17,9

-0,1

97

Иордания 98

5,3

17,7

14,6

2,2

98

Оман 90

5,3

11,3

12,6

8,4

99

Иран 96

5,2

19,9

18,7

6,7

100

Гайана 99

5,2

15,3

14,3

3,0

101

Ангола 98

5,2

17,0

12,2

3,1

 

Россия 2003 (п)

5,2

32,5

32,5

2,6

102

Марокко 93

5,2

19,2

17,4

-1,0

103

Филиппины 87

5,1

34,7

29,0

4,3

104

Алжир 93

5,1

18,6

14,2

-2,1

105

Коста-Рика 90

5,1

35,3

27,1

3,6

106

Барбадос 87

5,1

20,1

16,2

2,6

107

Алжир 91

5,1

15,8

16,7

-1,2

108

Сейшельские о.89

5,1

10,0

8,7

10,3

109

Чили 90

5,1

20,0

23,2

3,7

110

Мавритания 99

5,1

16,6

19,7

4,1

111

Мальдивы 89

5,0

9,7

9,1

9,3

112

Филиппины 88

5,0

35,6

28,2

6,8

113

Уругвай 88

5,0

22,6

20,7

1,5

114

Нигерия 88

5,0

47,8

33,4

9,9

115

Габон 97

5,0

15,0

15,8

5,7

116

Чили 95

5,0

20,7

24,4

10,6

117

Гайана 92

5,0

10,9

10,3

7,8

118

Панама 85

4,9

27,2

24,1

4,9

119

Маврикий 83

4,9

21,6

15,3

5,9

120

Чили 89

4,9

16,3

20,6

10,6

121

Венгрия 90

4,9

11,0

11,2

-3,5

 

 

Россия 2003 (о)

4,9

30,5

30,5

4,0

122

Венесуэла 84

4,9

25,5

22,9

-1,4

123

Тринидад 95

4,9

18,2

18,3

4,0

124

Нигерия 95

4,9

30,4

38,7

2,6

125

Коста-Рика 88

4,9

31,4

26,9

3,4

126

Гондурас 95

4,8

26,9

24,4

4,1

127

Иордания 92

4,8

12,3

13,1

17,0

128

Алжир 97

4,8

14,3

15,5

1,1

129

Гондурас 96

4,8

28,5

24,3

3,6

130

Мексика 97

4,8

30,0

26,9

6,7

131

Малайзия 85

4,7

16,9

14,9

-1,1

132

Соломоновы 0.91

4,7

11,6

9,1

3,0

133

Маврикий 86

4,7

20,5

17,8

8,8

134

Чили 87

4,7

15,7

15,6

6,6

135

Габон 96

4,6

17,8

19,7

3,6

136

Гайана 87

4,6

18,0

8,7

0,8

137

Эквадор 92

4,6

29,3

28,7

3,6

138

Эквадор 91

4,5

29,3

32,2

5,0

139

Парагвай 90

4,5

35,8

47,6

3,1

140

Фиджи 90

4,5

16,5

16,7

3,6

141

Ямайка 97

4,5

16,8

12,9

-2,1

142

Барбадос 89

4,5

15,5

15,0

3,6

143

Марокко 96

4,5

19,1

17,1

12,2

144

Малайзия 86

4,5

16,2

11,7

1,2

145

Румыния 84

4,4

11,4

13,0

6,0

146

Панама 86

4,4

24,0

22,5

3,6

147

Нигерия 93

4,4

40,2

27,5

2,2

148

Эквадор 98

4,4

27,0

20,7

0,4

149

Алжир 82

4,3

11,6

12,1

6,4

150

Филиппины 95

4,3

23,5

21,9

4,7

151

Панама 94

4,3

24,4

20,8

2,9

152

Маврикий 85

4,2

18,3

14,8

4,8

153

Тринидад 92

4,2

16,1

14,6

-1,6

154

Барбадос 91

4,2

14,5

14,0

-4,0

155

Ю. Корея 86

4,2

25,2

25,1

11,0

156

Коста-Рика 89

4,2

27,5

21,7

5,7

157

Фиджи 89

4,2

16,2

15,0

12,9

158

Оман 98

4,1

11,7

10,1

2,7

159

Замбия 98

4,1

16,4

14,5

-2,2

160

Мексика 86

4,1

25,6

14,2

-3,1

161

Эквадор 90

4,1

22,7

28,4

3,0

162

Уругвай 89

4,1

19,4

16,7

1,1

163

Алжир 90

4,1

14,2

16,3

0,8

164

Иордания 94

4,1

12,6

12,0

7,6

165

Чили 96

4,1

16,9

18,9

7,4

166

Зимбабве 86

4,1

15,1

11,5

2,1

167

Румыния 87

4,1

10,4

11,6

0,8

168

Фиджи 87

4,0

16,7

13,7

-6,4

169

Маврикий 98

4,0

19,9

16,6

6,0

170

Габон 83

4,0

11,0

10,6

2,0

171

Папуа - НГ 88

4,0

13,9

13,5

2,9

172

Чили 91

4,0

16,5

18,3

8,0

173

Марокко 98

4,0

15,5

13,1

6,5

174

Перу 96

3,9

27,4

28,4

2,4

175

Мексика 85

3,9

23,0

15,9

2,2

176

Зап. Самоа 85

3,9

9,0

8,3

6,0

177

Оман 99

3,9

10,0

10,3

-1,0

178

Тринидад 91

3,9

13,0

12,9

2,7

179

Уругвай 87

3,9

18,1

17,0

7,9

180

Фиджи 91

3,9

14,7

14,0

-2,7

181

Россия 2000

3,8

23,9

28,2

8,3

182

Колумбия 92

3,8

30,2

26,4

4,0

183

Коста-Рика 87

3,8

24,2

21,5

4,8

184

Венгрия 95

3,8

8,6

7,9

1,5

185

Чили 86

3,8

13,8

13,1

5,6

186

Тринидад 90

3,8

14,5

13,8

1,5

187

Чили 93

0 0

16,0

17,3

7,0

188

Свазиленд 88

3,8

14,6

16,7

6,6

189

Маврикий 89

3,8

16,0

14,1

5,8

190

Тринидад 96

3,7

13,5

13,3

3,8

191

Оман 87

3,7

7,4

7,7

-4,1

192

Фиджи 86

3,7

15,7

13,1

8,1

193

Уругвай 86

3,7

16,7

15,8

8,9

194

Алжир 92

3,7

12,2

11,8

1,6

195

Свазиленд 90

3,7

11,5

14,5

8,9

196

Котд'Ивуар98

3,7

17,3

15,6

5,8

197

Россия 99

3,7

27,5

24,9

5,4

198

Тринидад 98

3,7

14,5

13,6

4,4



  
TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки