Альтернативные стратегии взаимоотношений с кредиторами В зависимости от фактически исполняемого графика платежей, факта проведения реструктуризации и размеров отклонения фактических платежей от первоначальной приведенной стоимости долга (ППСД) можно сформулировать шесть основных вариантов управления внешним долгом, отличающихся друг от друга следующими основными характеристиками (см. рис. 7): - отсутствие реструктуризации долга, соблюдение оригинального графика платежей (ОГП), равенство фактических платежей ППСД;
- реструктуризация долга (РД), согласование нового графика платежей (НГП), превышение фактическими платежами ППСД;
- РД, НГП, равенство фактических платежей ППСД;
- РД, НГП, фактические платежи меньше ПСД;
- согласованное с кредиторами полное списание долга, отсутствие графика платежей, фактические платежи равны нулю;
- дефолт, отсутствие графика платежей, фактические платежи равны нулю.
Еще одной характеристикой данных вариантов, имплицитно представленной на схеме, является уровень платежей по внешнему долгу в краткосрочной перспективе (в течение нескольких ближайших лет) -ПКП. На максимальном уровне ПКП находятся в 1 варианте, что, собственно, и является одной из важнейших причин проведения реструктуризации долга и изменения оригинального графика платежей. При последовательном переходе от 1 варианта к 6 варианту величина ПКП, как правило, уменьшается, достигая нуля в 5 и 6 вариантах.
Совокупные издержки осуществления того или иного варианта управления внешним долгом складываются из суммы фактических платежей по долгу (в соответствии с ОГП либо НГП) и издержек от изменения графика платежей и его макроэкономических и социально-политических последствий (см. рис. 8). Частичные и совокупные издержки могут быть измерены в терминах приведенной стоимости долга, значения которой отложены на вертикальной оси. Варианты управления долгом размещены на горизонтальной оси таким образом, что при движении по ней слева направо величина платежей в краткосрочной перспективе уменьшается. Параметры первой кривой - фактических платежей по внешнему долгу - определяются исходя из описания вариантов управления Совокупные издержки осуществления того или иного варианта управления внешним долгом складываются из суммы фактических платежей по долгу (в соответствии с ОГП либо НГП) и издержек от изменения графика платежей и его макроэкономических и социально-политических последствий (см. рис. 8). Частичные и совокупные издержки могут быть измерены в терминах приведенной стоимости долга, значения которой отложены на вертикальной оси. Варианты управления долгом размещены на горизонтальной оси таким образом, что при движении по ней слева направо величина платежей в краткосрочной перспективе уменьшается. Параметры первой кривой - фактических платежей по внешнему долгу - определяются исходя из описания вариантов управления На рис. 8 видно, что наименьшие совокупные издержки в терминах ПСД (наименьшая цена осуществления), хотя и сопровождаемые наиболее высокими расходами на платежи в краткосрочном периоде, соответствуют 1 варианту управления внешним долгом. При движении вправо - ко 2 варианту и далее - совокупные издержки по управлению внешним долгом последовательно увеличиваются. Они становятся неприемлемо высокими при попытках осуществления 6 варианта. Таким образом, предлагаемая стратегия взаимоотношений с кредиторами, ведущая к изменению действующего графика платежей (проведение реструктуризации), если она при этом не предусматривает значительного снижения приведенной стоимости долга, ведет к экономическим потерям и потому представляется неоптимальной. Альтернативные стратегии снижения долгового бремени В зависимости от величины отклонения фактических чистых платежей по внешнему долгу (ЧПВД) от полных платежей, соответствующих их официальному графику (ГП) - независимо от того, является ли он оригинальным или выработанным в результате реструктуризации, - можно выделить шесть вариантов управления внешним долгом, отличающихся друг от друга следующими характеристиками (см. табл. 4): - ЧПВД превышают платежи по графику;
- ЧПВД равны платежам по графику;
- ЧПВД меньше платежей по графику, но больше процентных платежей;
- ЧПВД равны процентным платежам;
- ЧПВД меньше процентных платежей, но больше нуля;
- ЧПВД равны нулю или меньше нуля.
Нетрудно заметить, что критерием классификации в этом случае выступает удельный вес ЧПВД в полных платежах по внешнему долгу (ППВД). В первых двух вариантах ЧПВД совпадают с ППВД. При переходе к 3 и последующим вариантам управления долгом доля ЧПВД в ППВД последовательно снижается, становясь равной нулю (или отрицательной величиной) в 6 варианте. Одновременно с этим при переходе от 1 и 2 вариантов управления внешним долгом к 6 доля бюджетных доходов в источниках средств для проведения платежей снижается, а доля финансирования повышается. Таблица 4 Варианты управления внешним долгом в зависимости от величины фактических чистых платежей по внешнему долгу и их источников
Варианты | Отклонения фактических ЧПВД от платежей по графику (ПГ) | Источники средств для | Последствия для размеров номинального объема долга (НОД) | процентных платежей (ПП) | погашения основного долга (ПОД) | полных платежей по внешнему долгу (ППВД) | 1 | ЧПВД >ПП + ПОД | БД | БД | БД | Быстрое сокращение | 2 | ЧПВД =ПП+ ПОД | БД | БД | БД | Сокращение | 3 | ПП < ЧПВД <ПП+ ПОД | БД | БД,Ф | БД,Ф | Медленное сокращение | 4 | чпвд=пп | БД | Ф | БД,Ф | Стабилизация | 5 | 0<ЧПВД<ПП | БД,Ф | Ф | БД,Ф | Уветичение | 6 | ЧПВД<0 | Ф | Ф | Ф | Быстрое увеличение | Сокращения ЧПВД - чистые платежи по внешнему долгу, ПП - процентные платежи, ПОД - погашение основного долга, БД - бюджетные доходы, Ф – финансирование Оценку сравнительных преимуществ каждого из представленных вариантов можно сделать исходя из издержек их проведения и последствий их осуществления для размеров номинального объема долга. Поскольку финансирование для бюджета является ресурсом, как правило, более дорогим, чем его традиционные доходы, то при последовательном переходе от 1 варианта к 6 издержки их реализации последовательно возрастают (за счет увеличения компонента финансирования в общем объеме средств для проведения платежей). В то же время при переходе от 1 варианта к 6 номинальные объемы долга последовательно возрастают. Альтернативные средства платежа Предлагаемые для использования в операциях по обслуживанию и погашению внешнего долга средства платежа можно классифицировать следующим образом (см. табл. 5): 1 - наличные денежные средства; 2 - государственные ценные бумаги; 3 - корпоративные ценные бумаги; 4 - товарные поставки; 5 - долговые обязательства третьих сторон перед российским правительством; 6 - иные государственные активы. В реальной жизни, естественно, возможны их сочетания в различных пропорциях. Важнейшим критерием для принятия решения об использовании того или иного средства платежа должно выступать соотношение их цен как в момент платежа, так и в прогнозируемой перспективе. Рациональная стратегия заключается в том, чтобы в качестве средств платежа использовать в первую очередь активы, более дорогие в данный момент, но дешевеющие в перспективе. Использование активов, дешевых в настоящее время и дорожающих в перcпективе, целесообразно откладывать до более позднего времени. Таблица 5 Средства платежа по внешнему долгу и их источники
Варианты | Средства платежа | Источники | 1 | Наличные денежные средства | Бюджетные доходы налоговые неналоговые Финансирование реализация госактивов запасов имущества собственности (приватизация) государственные займы внутренние, в том числе кредиты Центрального банка внешние | 2 | Государственные ценные бумаги | Эмиссия нового государственного долга | 3 | Корпоративные ценные бумаги | Государственные компании и принадлежащие государству доли в частных компаниях | 4 | Товарные поставки | Государственные закупки | 5 | Долговые обязательства перед российским правительством (например, третьих стран) | Платежи российских заемщиков | 6 | Иные государственные активы | Иные государственные права (государственный земельный фонд и др ) | С этой точки зрения цены большинства предлагаемых "неклассических" средств платежа по сравнению с наличными деньгами, получаемыми властями в качестве традиционных бюджетных доходов, являются, во-первых, весьма низкими и, во-вторых, растущими в перспективе (см. рис. 9, табл. 6).
Одним из примеров очевидно неоптимального использования государственных активов является предлагаемый обмен части российского долга на акции российских компаний. В настоящее время акции крупнейших российских компаний в электроэнергетике, топливной промышленности, металлургии, телекоммуникациях ("голубые фишки") по отношению к бумагам аналогичных компаний развивающихся стран недооценены в разы. Бумаги компаний "второго эшелона" в машиностроении, лесной, легкой, пищевой промышленности недооценены в еще большей степени. В то же время устойчиво действующая тенденция конвергенции цен российского фондового рынка и фондовых рынков развивающихся стран позволяет надеяться на значительное повышение относительной цены акций российских компаний в обозримом будущем. Таким образом, использование для целей обслуживания и погашения долга более дешевых средств платежа при дальнейшем их неизбежном удорожании, к тому же при наличии более дорогих альтернатив, являет ся неоптимальным и ведет к существенным экономическим потерям. Таблица 6 Относительные цены альтернативных средств платежа по внешнему долгу
| 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | Относительные цены, %: Экспортные поступления (индекс условий торговли в 1999 г =100%) | 99,8 | 98,1 | 119,4 | 110,8 | 103,7 | 97,7 | 89,1 | 100,0 | 148,1 | 173,2 | Государственные ценные бумаги (новый долг) | | | 90,7 | 88,8 | 93,0 | 95,9 | 79,7 | 69,7 | 86,8 | 91,1 | Товарные поставки (уровень внутренних цен в России в % к уровню цен в США) | 10,8 | 22,6 | 40,9 | 59,4 | 76,0 | 75,6 | 64,0 | 40,6 | 42,1 | 43,7 | Акции российских компаний (удельная рыночная капитализация российских компаний в % к удельной рыночной капитализации компаний развивающихся стран) | | | 0,9 | 2,9 | 4,7 | 19,1 | 10,8 | 5,2 | 8,8 | 14,3 | Справочно: Спрэд на российские ценные бумаги по сравнению с казначейскими облигациями США, базисные пункты | | | 1100 | 1343 | 797 | 453 | 2677 | 4590 | 1620 | 1030 | Источники: расчеты ИЭА по данным Госкомстата РФ, ГТК РФ, МВФ, Branswick UBS Warburg, UBS Warburg Оптимальная стратегия снижения бремени внешнего долга Тот факт, что Россия не относится к странам с исключительно высоким уровнем внешней задолженности, не означает, что этот уровень является приемлемым. Бремя государственного внешнего долга может и должно быть сокращено. Тот факт, что долговые платежи, как правило, не препятствуют экономическому росту, не означает, что их не следует осуществлять. Более того, в странах, подверженных "голландской болезни" - с высокими значениями сальдо платежного баланса и низкой монетизацией экономики, - странах, к которым принадлежит и Россия, платежи по внешнему долгу выступают в качестве одного из факторов экономического роста. Тот факт, что ожидаемая величина платежей по внешнему долгу в 2003 г. не станет рекордной в мировой практике, не означает, что ничего не должно быть сделано для смягчения долговой нагрузки в данном году. Наоборот, долговые платежи, приходящиеся на 2003 г., можно и нужно "реструктурировать". Однако более рациональной политикой был бы их перенос не на будущее, на период после 2003 г., а на период до 2003 г. Уникально благоприятную возможность для такого маневра предоставляет резкое улучшение условий торговли для России в 2000-2001 гг. (см. табл. 6). Значительное повышение цен на традиционные товары российского экспорта означает, что для получения того же объема валютных поступлений сегодня необходимо экспортировать товаров в реальном измерении в два-три раза меньше, чем несколько лет тому назад.
Сумма уже полученного российской экономикой "чистого гранта" со стороны мирового рынка позволяет в настоящее время провести опережающее погашение части долговых обязательств, приходящихся на 2002-2008 гг., в таком объеме, что размер будущих платежей в реальном измерении в 2002-2004 гг. не превысит фактического уровня долговых платежей в 1999 г., а с 2005 г. начнет снижаться и по отношению к этому уровню (см. рис. 11). Хотя объемы номинальных долговых платежей в этом случае превзойдут фактически осуществленные платежи в 2000 и 2001 гг., их реальные величины (дефлированные индексом условий торговли) не превысят значений 1999 г. Из существующего множества альтернативных стратегий управления внешним долгом наиболее эффективной (минимизирующей совокупные издержки и максимизирующей сокращение номинального объема долга и ускорение экономического роста) представляется стратегия, сочетающая первые варианты из трех рассмотренных выше классификаций. Такую стратегию можно назвать традиционной или классической. На практике она означает: - в отношениях с кредиторами - отказ от пересмотра ныне действующего графика платежей;
- применительно к графику платежей - осуществление фактических выплат в соответствии с ныне действующим графиком;
- по объему платежей - равенство чистых выплат по долгу полным выплатам;
- по источникам средств платежа - бюджетные доходы;
- по видам средств платежа - денежные средства в наличной форме.
Для сглаживания платежей в предстоящие годы следует провести опережающее погашение части долговых обязательств, приходящихся на 2002-2008 гг. При последовательном проведении в течение предстоящего десятилетия оптимальной стратегии снижения долгового бремени угроза долгового кризиса будет устранена, долговая проблема в ее нынешнем виде перестанет существовать, а темпы экономического роста будут более высокими. Приложение Чистые платежи по государственному внешнему долгу (годовые данные в 1981-1999 гг )
№ | Страны и годы | Чистые платежи по государственному внешнему долгу | Темпы прироста ВВП % | в % к ВВП | в % к доходам бюд жета центрального правительства | в % к расходам бюд жета центрального правительства | 1 | Ямайка 86 | 15,5 | 51,5 | 47,6 | 1,7 | 2 | Конго 96 | 12,4 | 44,4 | 32,2 | 4,3 | 3 | Конго 94 | 11,7 | 50,0 | 32,0 | -5,5 | 4 | Малайзия 88 | 11,5 | 49,0 | 43,2 | 9,0 | 5 | Нигерия 92 | 11,2 | 74,1 | 84,5 | 2,9 | 6 | Никарагуа 91 | 11,1 | 57,1 | 41,3 | -0,2 | 7 | Венгрия 96 | 10,6 | 25,6 | 25,4 | 1,3 | 8 | Гайана 89 | 105 | 34,6 | 15,5 | -3,3 | 9 | Панама 92 | 10,5 | 54, 6 | 49,0 | 8,2 | 10 | Габон 99 | 10,4 | 36,2 | 37,7 | -9,6 | И | Ямайка 88 | 9,8 | 33,1 | 27,7 | 2,9 | 12 | Болгария 96 | 9,7 | 29,8 | 21,5 | -10,1 | 13 | Конго 91 | 9,6 | 37,8 | 25,0 | 2,4 | 14 | Гайана 94 | 9,6 | 26,2 | 26,8 | 8,5 | 15 | Гайана 98 | 9,3 | 28,8 | 23,7 | -1,7 | 16 | Ю Корея 87 | 9,0 | 53,9 | 55,3 | 11,0 | 17 | Гайана 90 | 9,0 | 26,1 | 12,2 | -4,7 | 18 | Ямайка 87 | 8,9 | 28,9 | 26,3 | 7,8 | 19 | Сирия 90 | 8,7 | 37,0 | 34,2 | 4,6 | 20 | Ямайка 95 | 8,4 | 27,9 | 29,4 | 0,8 | 21 | Гайана 88 | 8,2 | 17,1 | 10,5 | -2,6 | 22 | Ячайка 92 | 8,2 | 28,9 | 33,9 | 1,5 | 23 | Гайана 95 | 8,0 | 22,7 | 20,5 | 5,0 | 24 | Котд ИвуарЭЭ | 7,9 | 41,3 | 35,7 | 1,6 | 25 | Нигерия 90 | 7,9 | 39,6 | 46,8 | 8,2 | 26 | Конго 95 | 7,9 | 31,9 | 23,9 | 2,2 | 27 | Ачжир 99 | 7,8 | 26,0 | 25,6 | 3,2 | 28 | Нигерия 85 | 7,8 | 79,6 | 70,7 | 9,7 | 29 | Парагвай 92 | 7,7 | 57,5 | 53,7 | 1,8 | 30 | Котд Ивуар86 | 7,7 | 23,8 | 23,6 | 4,7 | 31 | Ачжир 98 | 7,7 | 27,5 | 24,1 | 5,1 | 32 | Эквадор 82 | 7,6 | 65,1 | 45,9 | 1,2 | 33 | Конго 90 | 7,6 | 27,9 | 22,4 | 2,2 | 34 | Тринидад 97 | 7,5 | 27,8 | 27,9 | 3,1 | 35 | Боливия 83 | 7,4 | 71,9 | 25,1 | -4,0 | 36 | Габон 81 | 7,3 | 18,7 | 24,7 | -4,0 | 37 | Тринидад 93 | 7,2 | 26,1 | 26,3 | -1,5 | 38 | Замбия 99 | 7,2 | 28,1 | 26,0 | 2,4 | 39 | Боливия 84 | 7,1 | 21, 8 | 28,4 | -0,2 | 40 | Замбия 91 | 7,1 | 25,6 | 20,4 | 0,0 | 41 | Ямайка 99 | 7,0 | 22,5 | 19,8 | 0,0 | 42 | Венгрия 97 | 7,0 | 16,6 | 16,0 | 4,6 | 43 | Нигерия 91 | 7,0 | 44,0 | 45,9 | 4,8 | 44 | Марокко 92 | 7,0 | 26,5 | 24,5 | -4,0 | 45 | Панама 96 | 6,9 | 36,9 | 37,3 | 2,8 | 46 | Котд Ивуар97 | 6,9 | 31,5 | 28,5 | 6,2 | 47 | Малайзия 89 | 6,9 | 29,3 | 25,7 | 9,1 | 48 | Болгария 95 | 6,9 | 19,1 | 16,3 | 2,9 | 49 | Ямайка 96 | 6,9 | 24,7 | 20,1 | -1,4 | 50 | Мачаизия 90 | 6,9 | 28,2 | 25,2 | 9,0 | 51 | Мальдивы 85 | 6,9 | 23,4 | 20,5 | 13,8 | 52 | Румыния 88 | 6,8 | 19,5 | 21,6 | -0,5 | 53 | Ямайка 90 | 6,7 | 22,8 | 25,3 | 5,5 | 54 | Боливия 82 | 6,7 | 68,9 | 26,3 | -3,9 | 55 | Кот д Ивуар 85 | 6,7 | 17,9 | 19,0 | 3,6 | 56 | Ямайка 94 | 6,6 | 22,5 | 25,2 | 0,9 | 57 | Кения 94 | 6,6 | 20,2 | 19,5 | 2,6 | 58 | Матаизия 87 | 6,6 | 28,4 | 21,0 | 5,4 | 59 | Конго 89 | 6,5 | 29,9 | 32,3 | 1,8 | 60 | Македония 99 | 6,4 | 26,5 | 27,4 | 2,7 | 61 | Панама 90 | 6,4 | 34,8 | 27,2 | 8,1 | 62 | Молдова 98 | 6,4 | 19,3 | 16,5 | -6,5 | 63 | Коста Рика 86 | 6,4 | 41,3 | 33,9 | 5,5 | 64 | Марокко 94 | 6,3 | 25,9 | 22,4 | 10,4 | 65 | Уругвай 90 | 6,3 | 40,1 | 40,0 | 0,3 | 66 | Венгрия 92 | 6,2 | 13,8 | 12,0 | -3,1 | 67 | Нигерия 96 | 6,1 | 47,3 | 58,9 | 6,4 | 68 | Марокко 97 | 6,1 | 24,2 | 21,3 | -2,3 | 69 | Иордания 93 | 6,0 | 17,5 | 16,7 | 5,8 | 70 | Ю Корея 99 | 6,0 | 26,9 | 23,4 | 10,7 | 71 | Барбадос 93 | 5,9 | 19,6 | 18,6 | 1,4 | 72 | Ямайка 89 | 5,9 | 18,0 | 17,9 | 6,8 | 73 | Зап Самоа 86 | 5,8 | 12,5 | 12,5 | 4,8 | 74 | Нигерия 84 | 5,8 | 81,9 | 48,1 | -4,8 | 75 | Габон 98 | 5,8 | 16,9 | 12,0 | 3,5 | 76 | Габон 82 | 5,8 | 14,6 | 18,5 | 4,1 | 77 | Венесуэла 86 | 5,8 | 31,0 | 24,2 | 6,3 | 78 | Габон 92 | 5,8 | 25,2 | 20,5 | -3,1 | 79 | Венесуэла 85 | 5,8 | 23,5 | 21,7 | 1,4 | 80 | Эквадор 99 | 5,8 | 30,3 | 24,5 | -7,3 | 81 | Тринидад 87 | 5,7 | 18,8 | 16,0 | -4,6 | 82 | Уругвай 84 | 5,7 | 29,8 | 23,2 | -1,1 | 83 | Панама 91 | 5,7 | 30,2 | 24,6 | 9,4 | 84 | Гайана 97 | 5,6 | 14,8 | 13,1 | 6,2 | 85 | Панама 87 | 5,5 | 29,1 | 26,6 | -1,8 | 86 | Венесуэла 87 | 5,5 | 29,6 | 24,4 | 4,5 | 87 | Мавритания 98 | 5,5 | 19,3 | 22,1 | 3,7 | 88 | Иран 95 | 54 | 21,5 | 18,8 | 4,2 | 89 | Нигерия 94 | 5,3 | 64,0 | 40,5 | -0,6 | 90 | Гайана 84 | 5,3 | 17,6 | 10,1 | 2,1 | 91 | Того 85 | 5,3 | 15,9 | 15,1 | 3,7 | 92 | Иран 97 | 5,3 | 20,9 | 19,1 | 3,7 | 93 | Свазитенд 87 | 5,3 | 19,9 | 20,2 | 14,6 | 94 | Ямайка 93 | 5,3 | 18,3 | 20,5 | 1,5 | 95 | Марокко 95 | 5,3 | 22,1 | 17,9 | -6,6 | 96 | Марокко 99 | 5,3 | 19,1 | 17,9 | -0,1 | 97 | Иордания 98 | 5,3 | 17,7 | 14,6 | 2,2 | 98 | Оман 90 | 5,3 | 11,3 | 12,6 | 8,4 | 99 | Иран 96 | 5,2 | 19,9 | 18,7 | 6,7 | 100 | Гайана 99 | 5,2 | 15,3 | 14,3 | 3,0 | 101 | Ангола 98 | 5,2 | 17,0 | 12,2 | 3,1 | | Россия 2003 (п) | 5,2 | 32,5 | 32,5 | 2,6 | 102 | Марокко 93 | 5,2 | 19,2 | 17,4 | -1,0 | 103 | Филиппины 87 | 5,1 | 34,7 | 29,0 | 4,3 | 104 | Алжир 93 | 5,1 | 18,6 | 14,2 | -2,1 | 105 | Коста-Рика 90 | 5,1 | 35,3 | 27,1 | 3,6 | 106 | Барбадос 87 | 5,1 | 20,1 | 16,2 | 2,6 | 107 | Алжир 91 | 5,1 | 15,8 | 16,7 | -1,2 | 108 | Сейшельские о.89 | 5,1 | 10,0 | 8,7 | 10,3 | 109 | Чили 90 | 5,1 | 20,0 | 23,2 | 3,7 | 110 | Мавритания 99 | 5,1 | 16,6 | 19,7 | 4,1 | 111 | Мальдивы 89 | 5,0 | 9,7 | 9,1 | 9,3 | 112 | Филиппины 88 | 5,0 | 35,6 | 28,2 | 6,8 | 113 | Уругвай 88 | 5,0 | 22,6 | 20,7 | 1,5 | 114 | Нигерия 88 | 5,0 | 47,8 | 33,4 | 9,9 | 115 | Габон 97 | 5,0 | 15,0 | 15,8 | 5,7 | 116 | Чили 95 | 5,0 | 20,7 | 24,4 | 10,6 | 117 | Гайана 92 | 5,0 | 10,9 | 10,3 | 7,8 | 118 | Панама 85 | 4,9 | 27,2 | 24,1 | 4,9 | 119 | Маврикий 83 | 4,9 | 21,6 | 15,3 | 5,9 | 120 | Чили 89 | 4,9 | 16,3 | 20,6 | 10,6 | 121 | Венгрия 90 | 4,9 | 11,0 | 11,2 | -3,5 | | Россия 2003 (о) | 4,9 | 30,5 | 30,5 | 4,0 | 122 | Венесуэла 84 | 4,9 | 25,5 | 22,9 | -1,4 | 123 | Тринидад 95 | 4,9 | 18,2 | 18,3 | 4,0 | 124 | Нигерия 95 | 4,9 | 30,4 | 38,7 | 2,6 | 125 | Коста-Рика 88 | 4,9 | 31,4 | 26,9 | 3,4 | 126 | Гондурас 95 | 4,8 | 26,9 | 24,4 | 4,1 | 127 | Иордания 92 | 4,8 | 12,3 | 13,1 | 17,0 | 128 | Алжир 97 | 4,8 | 14,3 | 15,5 | 1,1 | 129 | Гондурас 96 | 4,8 | 28,5 | 24,3 | 3,6 | 130 | Мексика 97 | 4,8 | 30,0 | 26,9 | 6,7 | 131 | Малайзия 85 | 4,7 | 16,9 | 14,9 | -1,1 | 132 | Соломоновы 0.91 | 4,7 | 11,6 | 9,1 | 3,0 | 133 | Маврикий 86 | 4,7 | 20,5 | 17,8 | 8,8 | 134 | Чили 87 | 4,7 | 15,7 | 15,6 | 6,6 | 135 | Габон 96 | 4,6 | 17,8 | 19,7 | 3,6 | 136 | Гайана 87 | 4,6 | 18,0 | 8,7 | 0,8 | 137 | Эквадор 92 | 4,6 | 29,3 | 28,7 | 3,6 | 138 | Эквадор 91 | 4,5 | 29,3 | 32,2 | 5,0 | 139 | Парагвай 90 | 4,5 | 35,8 | 47,6 | 3,1 | 140 | Фиджи 90 | 4,5 | 16,5 | 16,7 | 3,6 | 141 | Ямайка 97 | 4,5 | 16,8 | 12,9 | -2,1 | 142 | Барбадос 89 | 4,5 | 15,5 | 15,0 | 3,6 | 143 | Марокко 96 | 4,5 | 19,1 | 17,1 | 12,2 | 144 | Малайзия 86 | 4,5 | 16,2 | 11,7 | 1,2 | 145 | Румыния 84 | 4,4 | 11,4 | 13,0 | 6,0 | 146 | Панама 86 | 4,4 | 24,0 | 22,5 | 3,6 | 147 | Нигерия 93 | 4,4 | 40,2 | 27,5 | 2,2 | 148 | Эквадор 98 | 4,4 | 27,0 | 20,7 | 0,4 | 149 | Алжир 82 | 4,3 | 11,6 | 12,1 | 6,4 | 150 | Филиппины 95 | 4,3 | 23,5 | 21,9 | 4,7 | 151 | Панама 94 | 4,3 | 24,4 | 20,8 | 2,9 | 152 | Маврикий 85 | 4,2 | 18,3 | 14,8 | 4,8 | 153 | Тринидад 92 | 4,2 | 16,1 | 14,6 | -1,6 | 154 | Барбадос 91 | 4,2 | 14,5 | 14,0 | -4,0 | 155 | Ю. Корея 86 | 4,2 | 25,2 | 25,1 | 11,0 | 156 | Коста-Рика 89 | 4,2 | 27,5 | 21,7 | 5,7 | 157 | Фиджи 89 | 4,2 | 16,2 | 15,0 | 12,9 | 158 | Оман 98 | 4,1 | 11,7 | 10,1 | 2,7 | 159 | Замбия 98 | 4,1 | 16,4 | 14,5 | -2,2 | 160 | Мексика 86 | 4,1 | 25,6 | 14,2 | -3,1 | 161 | Эквадор 90 | 4,1 | 22,7 | 28,4 | 3,0 | 162 | Уругвай 89 | 4,1 | 19,4 | 16,7 | 1,1 | 163 | Алжир 90 | 4,1 | 14,2 | 16,3 | 0,8 | 164 | Иордания 94 | 4,1 | 12,6 | 12,0 | 7,6 | 165 | Чили 96 | 4,1 | 16,9 | 18,9 | 7,4 | 166 | Зимбабве 86 | 4,1 | 15,1 | 11,5 | 2,1 | 167 | Румыния 87 | 4,1 | 10,4 | 11,6 | 0,8 | 168 | Фиджи 87 | 4,0 | 16,7 | 13,7 | -6,4 | 169 | Маврикий 98 | 4,0 | 19,9 | 16,6 | 6,0 | 170 | Габон 83 | 4,0 | 11,0 | 10,6 | 2,0 | 171 | Папуа - НГ 88 | 4,0 | 13,9 | 13,5 | 2,9 | 172 | Чили 91 | 4,0 | 16,5 | 18,3 | 8,0 | 173 | Марокко 98 | 4,0 | 15,5 | 13,1 | 6,5 | 174 | Перу 96 | 3,9 | 27,4 | 28,4 | 2,4 | 175 | Мексика 85 | 3,9 | 23,0 | 15,9 | 2,2 | 176 | Зап. Самоа 85 | 3,9 | 9,0 | 8,3 | 6,0 | 177 | Оман 99 | 3,9 | 10,0 | 10,3 | -1,0 | 178 | Тринидад 91 | 3,9 | 13,0 | 12,9 | 2,7 | 179 | Уругвай 87 | 3,9 | 18,1 | 17,0 | 7,9 | 180 | Фиджи 91 | 3,9 | 14,7 | 14,0 | -2,7 | 181 | Россия 2000 | 3,8 | 23,9 | 28,2 | 8,3 | 182 | Колумбия 92 | 3,8 | 30,2 | 26,4 | 4,0 | 183 | Коста-Рика 87 | 3,8 | 24,2 | 21,5 | 4,8 | 184 | Венгрия 95 | 3,8 | 8,6 | 7,9 | 1,5 | 185 | Чили 86 | 3,8 | 13,8 | 13,1 | 5,6 | 186 | Тринидад 90 | 3,8 | 14,5 | 13,8 | 1,5 | 187 | Чили 93 | 0 0 | 16,0 | 17,3 | 7,0 | 188 | Свазиленд 88 | 3,8 | 14,6 | 16,7 | 6,6 | 189 | Маврикий 89 | 3,8 | 16,0 | 14,1 | 5,8 | 190 | Тринидад 96 | 3,7 | 13,5 | 13,3 | 3,8 | 191 | Оман 87 | 3,7 | 7,4 | 7,7 | -4,1 | 192 | Фиджи 86 | 3,7 | 15,7 | 13,1 | 8,1 | 193 | Уругвай 86 | 3,7 | 16,7 | 15,8 | 8,9 | 194 | Алжир 92 | 3,7 | 12,2 | 11,8 | 1,6 | 195 | Свазиленд 90 | 3,7 | 11,5 | 14,5 | 8,9 | 196 | Котд'Ивуар98 | 3,7 | 17,3 | 15,6 | 5,8 | 197 | Россия 99 | 3,7 | 27,5 | 24,9 | 5,4 | 198 | Тринидад 98 | 3,7 | 14,5 | 13,6 | 4,4 |
А. Илларионов
советник Президента РФ
по экономическим вопросам
Полит.Ру 29.10.2001
|