Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Макроэкономика. Аналитика
Альтернативные стратегии снижения бремени государственного внешнего долга (часть I)


Постановка вопроса *

Управление государственным внешним долгом в последние годы оказалось в центре отечественной экономической дискуссии. Причиной этого явился стремительный рост абсолютных и относительных размеров внешнего долга в течение двух десятилетий (см. рис. 1). Увеличение долгового бремени стало результатом проведения последними советскими и первыми российскими правительствами ошибочной экономической политики, в том числе политики внешних заимствований, распада СССР, принятия Россией на себя его финансовых обязательств. Относительная тяжесть долга возросла также в результате значительного снижения реального курса рубля в 1991-1992 гг. и в 1998 г.

Увеличение внешнего долга сопровождалось взрывным ростом платежей по его обслуживанию и погашению, неспособность осуществлять которые дважды за последнее десятилетие приводила к национальным дефолтам - в декабре 1991 г. и августе 1998 г. Ряд соглашений о реструктуризации долговых платежей коммерческим (в декабре 1991 г., июле 1993 г., ноябре 1995 г., ноябре 1998 г., феврале 2000 г.) и официальным (в апреле 1993 г., июне 1994 г., июне 1995 г., апреле 1996 г., августе 1999 г.) кредиторам позволил уменьшить долговую нагрузку на экономику страны, приходившуюся на период 1992-2000 гг. В то же время проведенные реструктуризации существенно увеличили ее как в целом (1), так и в части, приходящейся на первое десятилетие наступившего столетия (см. рис. 2). Долговой кризис не был преодолен, но созданные таким образом "пики" платежей в 2003, 2005, 2008 гг. породили так называемую "проблему 2003 г."

Достигнутая в начале 2000 г. договоренность о полномасштабной реструктуризации российского коммерческого долга Лондонскому клубу кредиторов с частичным его списанием вызвала у некоторых представителей российских властей надежду на повторение подобного успеха в отношениях с Парижским клубом. В рамках осуществления такого плана в бюджет 2001 г. не были включены необходимые финансовые средства, а в начале 2001 г. была предпринята попытка в одностороннем порядке прекратить платежи Парижскому клубу в части долга, унаследованного от бывшего СССР. Угроза применения санкций со стороны официальных кредиторов вынудила российские власти отказаться от дальнейшего осуществления этого плана. 19 января 2001 г. они официально заявили о проведении политики обслуживания и погашения долга в соответствии с официальным графиком платежей. В течение февраля-апреля 2001 г. возникшее отставание по платежам было ликвидировано.

Возобновление (впервые с 1988 г.) обслуживания Россией своих финансовых обязательств в полном объеме (с постепенным сокращением просроченной задолженности по основному долгу и процентам) перевело "проблему 2003 г." в разряд непосредственно практических. В связи с этим перед властями встало несколько вопросов. Возможно ли обслуживание и погашение государственного внешнего долга в предстоящие годы в полном объеме? Если да, то каковы макроэкономические последствия такой политики? Какими могут быть стратегии решения "проблемы 2003 г." и последующих лет?

Проходящая дискуссия по вопросам управления внешним долгом выявила несколько вариантов ответов на эти вопросы. Продолжение и в дальнейшем осуществляемой с апреля 2001 г. политики обслуживания и погашения государственного внешнего долга в полном объеме получило ограниченную поддержку со стороны экспертов. В то же время неоднократно высказывавшееся в течение последнего года автором данной статьи предложение о возможности и даже желательности досрочного погашения части внешнего долга вызвало критическую реакцию (2). Более распространенной в российском обществе является иная позиция, суть которой в несколько упрощенной форме может быть сведена к следующей системе утверждений.

Первое. Нынешние размеры государственного внешнего долга, а также размеры будущих платежей по нему находятся на экстремально высоком уровне. Поэтому осуществление их в полном объеме в течение ряда предстоящих лет и, в частности, в 2003 г. невозможно.

Второе. Осуществление платежей по внешнему долгу в полном объеме в течение ряда лет и даже в 2003 г. в принципе возможно. Однако это произошло бы за счет изъятия огромного объема финансовых ресурсов из национальной экономики, неизбежно привело бы к прекращению ее роста и возобновлению спада, неприемлемому сокращению иепроцентиых расходов государственного бюджета, обострению кризиса в социальной сфере. Это было бы движением по так называемому "румынскому" варианту сокращения долгового бремени с соответствующими социально-политическими последствиями.

Третье. Следует воспользоваться стратегией сокращения внешнего долга, отличающейся как от ныне осуществляемой, так и от предлагаемой автором данной статьи. Для этого необходимо договориться с кредиторами (вариант - принять одностороннее решение) о списании (вариант - о частичном списании) или реструктуризации (изменении сроков платежей). При проведении реструктуризации часть номинальной стоимости долга может быть списана.

Четвертое. Поскольку в бюджете, очевидно, не будет необходимых финансовых ресурсов для осуществления платежей в полном объеме ("долговая нагрузка представляет собой проблему не столько платежного баланса, сколько бюджета"), не стоит ограничивать источники средств платежа исключительно бюджетными доходами. Внешний долг можно и нужно погашать в том числе за счет привлечения новых займов, осуществления товарных поставок, обмена российского долга на акции российских компаний, а также на обязательства перед Россией третьих стран.

В данной статье ставятся задачи проверить обоснованность вышеприведенных утверждений, сформулировать альтернативные стратегии обслуживания и погашения внешнего долга, сравнить их между собой, предложить оптимальную стратегию снижения государственной задолженности России.

Является ли Россия страной с экстремально высоким уровнем внешней задолженности?

Для ответа на этот вопрос необходимо сравнить значения показателей внешней задолженности России с аналогичными показателями других стран мира. Источником такой информации послужила Debtor Reporting System (DRS) - база данных Всемирного банка о состоянии внешнего долга большинства стран мира (3). В качестве года сравнения выбран 1999 год - последний год, по которому имеются соответствующие данные. Использование значений 1999 г. представляется полезным также и потому, что в силу значительной девальвации рубля в реальном выражении в результате августовского кризиса 1998 г. российские показатели в 1999 г. оказались существенно более низкими, чем в предшествующие ему и последующие за ним годы (см. рис. 1). Таким образом, российские значения 1999 г. представляют собой своего рода "пиковые" величины, преувеличивающие уровень внешней задолженности страны с точки зрения их среднесрочного тренда.

Среди 130 стран, данные по которым наиболее полно представлены в DRS, по пяти важнейшим показателям внешней задолженности, традиционно рассчитываемым Всемирным банком, Россия в 1999 г. заняла места с 58 до 81 (см. табл. 1). Следовательно, в тяжелейший для России год от 57 до 80 стран - в зависимости от показателя - опережали ее по относительной величине внешней задолженности. Иными словами, от 47 до 62% стран с сопоставимыми экономическими условиями находились в более тяжелом с точки зрения внешнего долга положении, чем Россия.

Используя показатели ВНП на душу населения и относительной величины приведенной стоимости полных платежей по внешнему долгу к ВНП и экспорту товаров и услуг, Всемирный банк классифицирует страны мира в зависимости от величины относительной задолженности и уровня дохода по шести группам: I - страны с высоким уровнем задолженности и низким уровнем дохода; II - страны с высоким уровнем задолженности и средним уровнем дохода; III - страны со средним уровнем задолженности и низким уровнем дохода; IV - страны со средним уровнем задолженности и средним уровнем дохода; V - страны с низким уровнем задолженности и низким уровнем дохода; VI - страны с низким уровнем задолженности и средним уровнем дохода.

Таблица 1 Место России в списках стран мира, ранжированных по важнейшим индикаторам внешней задолженности, традиционно рассчитываемым Всемирным банком, в 1999 г.
(130 стран)

  Показатели Место России
1 Государственный внешний долг в % к экспорту 62
2 Государственный внешний долг в % к ВНЕ 80
3 Полные платежи по внешнему долгу в % к экспорту 72
4 Процентные платежи в % к экспорту 58
5 Процентные платежи в % к ВНП 81

В качестве критериев, разделяющих данные группы стран, по состоянию на 1999 г. использовались следующие величины: 755 долл. для показателя ВНП на душу населения, 80 и 48% для отношения приведенной стоимости долговых платежей к ВНП и 220 и 132% для отношения приведенной стоимости долговых платежей к экспорту.

В настоящем исследовании душевой уровень ВНП, разделяющий страны с низким и средним уровнями дохода, был оставлен тем же -755 долл., а отношения приведенной стоимости долговых платежей к ВНП и экспорту были пересчитаны для отношений номинальной стоимости государственного внешнего долга к ВНП и экспорту. Полученные значения - соответственно 80 и 40% к ВНП и 260 и 130% к экспорту, - а также отношения полных платежей к экспорту и процентных платежей к экспорту и ВНП были нормированы таким образом, чтобы странам с максимальными значениями по каждому показателю соответствовала величина нормированного показателя, равная 100%, а остальным странам - величины нормированных показателей, пропорциональные соотношениям их исходных показателей.

Полученные результаты (см. рис. 3) наглядно демонстрируют, что даже в посткризисном 1999 году по трем важнейшим показателям относительной задолженности Россия находилась в IV группе - группе стран со средним уровнем задолженности, а по двум другим важнейшим показателям (отношению государственного долга к ВНП и экспорту) - в VI группе - группе стран с низким уровнем внешней задолженности. Благодаря действию в последнее время ряда факторов (переход к практике полного обслуживания и погашения государственного долга, значительное сокращение внешних заимствований, рост национальной экономики и экспорта, существенное повышение курса рубля в реальном выражении) относительное бремя внешней задолженности в 2000-2001 гг. сократилось по сравнению с 1999 г.

Влияние краткосрочных конъюнктурных колебаний на показатели задолженности можно ослабить при усреднении их значений за несколько лет. Приведенные в таблице 2 величины показателей относительной задолженности России за пятилетие 1995-1999 гг. подтверждают, что она не относится к странам с неприемлемо высокой долговой нагрузкой. По величинам относительных показателей полных платежей по внешнему долгу среди 130 стран мира Россия занимает места с 48 по 124, а по показателям чистых платежей - с 69 по 126.

Особый практический интерес представляют данные не только о фактической долговой нагрузке в прошлые периоды, но и об ожидаемой нагрузке в предстоящие годы и особенно в 2003 г. Для ужесточения требований к результатам расчетов последние были проведены для показателей как полных, так и чистых платежей по внешнему долгу (4). Во втором случае рассматривался вариант осуществления всех приходящихся на 2003 г. долговых платежей исключительно за счет бюджетных доходов - без привлечения каких бы то ни было внутренних или внешних ресурсов для полного или частичного рефинансирования основной части долга. Соответствующие величины долговой нагрузки были рассчитаны по отношению к ВВП, экспорту, сальдо платежного баланса, доходам и расходам бюджетов центрального и расширенного правительств. Их прогнозные значения в 2003 г. рассчитывались по двум вариантам: оптимистическому (о) - в соответствии со среднесрочным прогнозом российского правительства на 2001-2004 гг. и получившему наименование "Россия 2003 (о)" и пессимистическому (п) - с более низкими значениями по сравнению с правительственными параметрами и получившему наименование "Россия 2003 (п)". Полученные значения сопоставлялись с фактическими значениями чистых годовых платежей по внешнему долгу 130 стран мира в течение 1981-1999 гг. (см. приложение и табл. 3).

Таблица 2 Место России в списках стран, ранжированных по показателям бремени обслуживания государственного внешнего долга, и параметры регрессионных уравнений зависимости темпов экономического роста от платежей по внешнему долгу
(данные в среднем за пятилетие 1995-1999 гг., 130 стран)

    В % к
ВВП
В % к
моне-
тизи-
рован-
ной
части
ВВП
В % к экспорту
товаров и услуг
За вычетом
сальдо
счета
текущих
операций
в % к ВВП
В % к
доходам
бюджета
централ.
прави-
тельства
В % к
расходам
бюджета
централ.
прави-
тельства
В % к
доходам
бюджета
расши-
ренного
прави-
тельства
В % к
расходам
бюджета
расши-
ренного
прави-
тельства
Полные платежи по внешнему долгу                                
Место России 83 48 88 124 52 62 104 104
Статистические параметры регрессионных уравнений                                
a -0,065 -0,022 -0,028 0,025 -0,025 -0,021 -0,018 -0,012
(t-статистика) (-0,94) (-1,79) (-1,35) (0,85) (-1,33) (-1,05) (-0,92) (-0,57)
b 3,500 3,635 3,632 2,965 3,730 3,577 3,533 3,408
(t-статистика) (9,61) (11,64) (9,286) (7,96) (8,86) (8,72) (8,57) (8,403)
R2 0,007 0,025 0,012 0,006 0,016 0,009 0,007 0,003
Чистые платежи по внешнему долгу                                
Место России 76 83 83 126 88 78 71 69
Статистические параметры регрессионных уравнений                                
а -0,100 -0,012 -0,019 0,037 -0,008 -0,018 -0,010 -0,022
(t-статистика) (-1,24) (-0,90) (-0,94) (1,02) (-0,50) (-0,87) (-0,64) (-0,98)
b 3,192 3,220 3,180 3,010 3,201 3,200 3,190 3,190
(t-статистика) (14,01) (13,8) (13,68) (9,94) (13,87) (14,01) (13,81) (13,95)
R2 0,012 0,006 0,00.7 0,009 0,002 0,006 0,003 0,007

Эти данные показывают, что даже в случае наиболее неблагоприятного варианта развития событий в 2003 г. Россия по величине чистых долговых платежей оказывается на 102 месте в списке наблюдений, равном 2021. Развитие событий по более благоприятному сценарию приводит к перемещению России на 122 место. Хотя по значениям 2003 г. относительное бремя российских долговых платежей оказывается более высоким, чем по значениям 1999 г., 2000 г. или среднегодовым показателям пятилетия 1995-1999 гг., оно все же не является рекордным. По сравнению с, очевидно, максимально возможной величиной российских чистых долговых платежей в 2003 г. в 5,2% ВВП в некоторых странах этот показатель превышал 10% и даже 15% ВВП (например, Ямайка в 1986 г.). Удельный вес расходов центрального правительства, направляемых на обслуживание и погашение внешнего долга, в 32,5% нельзя назвать незначительным. Однако есть страны, которые в отдельные годы направляли на эти цели более половины, две трети и даже три четверти расходов своих центральных правительств.

Таким образом, относительно параметров платежного баланса, объема ВВП, размеров фискальных показателей российские долговые платежи (не только фактически проведенные в последние годы, но и ожидаемые к осуществлению в ближайшем будущем, включая и 2003 г.) не уникальны. Международные сопоставления убедительно показывают, что в настоящее время и в предстоящие годы Россия не является страной с экстремально высокой долговой нагрузкой.

Таблица 3 Место России в списках стран, ранжированных по показателям бремени обслуживания государственного внешнего долга, и параметры регрессионных уравнений зависимости темпов экономического роста от платежей по внешнему долгу
(годовые значения за период 1981-1999 гг., 2021 наблюдение)

 
Чистые платежи
по обслуживанию
внешнего долга:
в % к ВВП в % к монети-
зированной
части ВВП
в % к экспорту
товаров
и услуг
за вычетом
сальдо
счета
текущих
операций
в % к ВВП
в % к доходам
бюджета
централ.
правительства
в % к расходам
бюджета
централ.
правительства
в % к доходам
бюджета
расширенного
правительства
в % к расходам
бюджета
расширенного
правительства
2000 г.
187
31
301
1642
НО
42
342
246
2003 г.
(оптимисти-
ческий)
122
43
81
ИЗО
49
32
233
195
2003 г.
(пессимисти-
ческий)
102
24
53
953
42
27
214
177
Статистические параметры регрессионных уравнении
a
0,063
0,000
0,010
0,004
0,013
0,014
0,017
0,011
(t-статистика)
(2,21)
(0,13)
(1,84)
(0,85)
(2,67)
(1,88)
(2,71)
(1,47)
b
3,080
3,020
3,090
3,050
3,090
3,060
3,100
3,064
(t-статистика)
(24,92)
(21,57)
(24,6)
(24,54)
(25,07)
(24,95)
(24,96)
(24,79)
R2
0,002
0,000
0,002
0,000
0,004
0,002
0,004
0,001

Ведут ли долговые платежи к замедлению экономического роста?

Для проверки этой гипотезы обратимся также к данным международной статистики. О такого рода взаимосвязи можно было бы судить по наличию отрицательного наклона линии тренда, описывающего наилучшим образом "облако рассеяния" значений темпов экономического роста в зависимости от величины платежей по внешнему долгу при статистически значимых параметрах соответствующего регрессионного уравнения.

На рис. 4 видно, что для пары показателей "чистые платежи в % к ВВП и темпы прироста ВВП" для пятилетнего периода 1995-1999 гг. это условие не выполняется. Хотя коэффициент эластичности и имеет отрицательный знак, линия тренда проходит практически горизонтально, а параметры регрессионного уравнения являются статистически незначимыми. Это же условие не выполняется также и для любого другого регрессионного уравнения, связывающего среднегодовые темпы прироста ВВП со среднегодовыми показателями полных и чистых платежей по внешнему долгу в 1995-1999 гг. (см. табл. 2).

Переход от среднегодовых показателей за пятилетие к годовым наблюдениям (см. табл. 3) не меняет выявленной ранее закономерности. Параметры регрессионных уравнений, построенных и для годовых наблюдений, являются статистически незначимыми, а линии тренда на соответствующих графиках оказываются практически параллельными оси X.

Таким образом, как общее правило можно зафиксировать отсутствие статистически достоверной связи между бременем обслуживания государственного внешнего долга и темпами экономического роста. Иными словами, международные сравнения не подтверждают справедливость гипотезы, согласно которой более высокие долговые платежи ведут к замедлению темпов экономического роста и, следовательно, к снижению уровня жизни населения.

Если связь между вышеупомянутыми показателями и существует, то, скорее, обратного характера. Речь идет о сравнительно небольшой группе стран с высокими значениями положительного сальдо текущих операций (более 5% ВВП) и низкими значениями монетизации экономики (коэффициент монетизации менее 25% ВВП).

В этих странах работает механизм "голландской болезни". Появление значительного по размерам положительного сальдо платежного баланса приводит к существенному притоку иностранной валюты, что сопровождается увеличением денежной массы, а, следовательно, и повышением внутренних цен и реального курса национальной валюты. Скорость увеличения реального валютного курса возрастает при низких значениях монетизации экономики. Ослабление международной конкурентоспособности национальной экономики в этом случае может быть замедлено при проведении властями активных операций по стерилизации части поступающей в страну валюты, одним из наиболее эффективных видов которых выступает обслуживание и погашение внешнего долга.

Поэтому, как это ни покажется на первый взгляд парадоксальным, страны, наиболее агрессивно проводившие политику обслуживания и погашения внешнего долга, имели, как правило, и более высокие темпы экономического роста и обеспечивали тем самым наиболее благоприятные макроэкономические условия для повышения уровня благосостояния своего населения. Другие же страны, оказавшиеся в ситуации "голландской болезни", но не проводившие активную политику по обслуживанию и погашению внешнего долга, а, наоборот, наращивавшие внешние заимствования (чистые платежи по внешнему долгу были отрицательными), как правило, имели и более низкие темпы экономического роста и при прочих равных условиях - более низкие темпы повышения уровня благосостояния своего населения.

Таким образом, международные сопоставления позволяют заключить, что в целом гипотеза о наличии отрицательной связи между величиной долговых платежей и темпами экономического роста статистическими данными не подтверждается. В то же время для относительно небольшой группы стран с высокими значениями сальдо текущего баланса и низкими показателями монетизации экономики такого рода связь является положительной и статистически значимой.

Каждая возможная стратегия управления внешним долгом складывается из трех важнейших компонент: определения графика платежей и, следовательно, выбора варианта взаимоотношений с кредиторами; определения размеров фактических платежей и источников их финансирования; выбора используемых средств платежа. Сравнительный анализ возможных вариантов управления внешним долгом и выбор наилучшего из них проводятся по критериям максимизации функции благосостояния и минимизации издержек (цены) осуществления того или иного варианта.


Примечания:
* Статистические расчеты для статьи проведены в Институте экономического анализа под руководством его директора Н. Пивоваровой.
1 В 1992-1999 гг. долговые обязательства бывшего СССР на сумму в 91 млрд. долл. были реструктурированы, причем просроченные процентные платежи в 19,7 млрд. долл. подверглись капитализации. За тс же годы российское правительство получило новых займов на сумму в 74,3 млрд. долл. и осуществило платежей на 45,7 млрд. долл., в том числе 23,6 млрд. долл. на погашение основной части долга. Таким образом, оно увеличило размеры основного долга на 50,7 млрд. долл. Тем не менее за прошедшие 9 лет общий объем государственного внешнего долга возрос не на 70,4 млрд. долл. (19,7+50,7), а на 83,6 млрд. долл. - с 67,8 млрд. долл. на конец 1991г. до 151,4 млрд. долл. на конец 1999 г.
2 В той или иной степени не согласились с предлагаемым подходом, в частности, М. Задорнов, Е. Ясин, Е. Гавриленков, О. Вьюгин, А. Клепан. См.: Михаил Задорнов: ограничивать надо не приток валюты, а инфляцию. - Коммерсант, 2001, 26 июня; Фонд "Либеральная миссия". Макроэкономическая стратегия России. 2001, 22 августа. - http://www.liberal.ru/sitan0.asp?Num=23 (http://www.liberal.ru/sitan0.asp?Num=23); Ясин Е. Экономический рост как цель и как средство (современная ситуация и перспективы российской экономики). - Вопросы экономики, 2001, N 9.
3 World Bank. Global Development Finance. - Building Coalitions for Effective Development Finance, vol. 1-2, 2001, Washington.
4 Чистые платежи по внешнему долгу равны разнице между полными платежами страны по внешнему долгу и полученной страной суммой всех финансовых ресурсов из-за рубежа (за исключением грантов).

А. Илларионов
советник Президента РФ
по экономическим вопросам
Полит.Ру 29.10.2001


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки