Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Экономика
Проблемные вопросы развития электронной торговли в России

1. Содержание проблемы и анализ причин ее возникновения
В настоящее время Россия значительно отстает от развитых стран в разработке и использовании современной инфраструктуры развития рынка товаров и услуг. Из-за отсутствия соответствующих системно-рыночных преобразований Россия пока не в полной мере принимает участие в формировании нового экономического миропорядка, который образуется на основе новейших информационных технологий бизнеса, развития глобальных телекоммуникационных сетей, в том числе международной информационной сети Интернет, создания нового сектора торгово-экономического сотрудничества в области так называемой "электронной торговли".
В соответствии с толкованием этого термина Генеральным директором Всемирной торговой организации (сентябрь 1998 г.) электронная торговля является специфической формой торговли, принципиально новым способом покупки, продажи и распределения товаров и услуг, охватываемым в настоящее время международно признанными многосторонними правилами торговли, в частности Генеральным соглашением о торговле услугами (ГАТС).
В разработанной Минторгом России и НИИ СА Минсвязи России Концепции внедрения системы электронной торговли отмечено, что термин "торговля" следует толковать широко, с тем чтобы он охватывал вопросы, вытекающие из всех отношений торгового характера, как договорных, так и недоговорных. Отношения торгового характера включают следующие сделки, не ограничиваясь ими:
- любые торговые сделки на поставку товаров или услуг или обмен товарами или услугами;
- дистрибьюторские соглашения;
- коммерческое представительство и агентские отношения;
- факторинг;
- лизинг;
- строительство промышленных объектов;
- предоставление консультативных услуг;
- инжиниринг;
- купля/продажа лицензий;
- инвестирование;
- финансирование;
- банковские услуги;
- страхование;
- соглашения об эксплуатации или концессии;
- совместные предприятия и другие формы промышленного или предпринимательского сотрудничества;
- перевозка товаров и пассажиров воздушным, морским, железнодорожным или автомобильным транспортом.

При этом имеется в виду, что развитие электронной торговли не является самоцелью. Она является средством решения проблемы приведения в соответствие современным требованиям информационной инфраструктуры поддержки рынка в России. За последние несколько лет в сфере электронной связи произошла технологическая революция. Стремительное развитие электронного обмена данными, в том числе и на основе стандартов ЭДИФАКТ, электронной почты и Интернета радикально изменили способы осуществления торговых операций, которые, в свою очередь, еще более упростили процедуру внешнеторговой сделки. Мы являемся свидетелями мощного вторжения в практику торговых операций нового процесса - электронной торговли. Преимущества электронной торговли в том, что она позволяет снизить издержки обращения на 20-30%, а в отдельных случаях - на порядок.
Объемы электронной торговли интенсивно растут. Если в 1999 ожидается общий объем электронных продаж товаров и услуг на уровне 25-30 млрд. дол. США то к 2001 уже 220-300 млрд. дол. Торговля через Интернет по своей природе" интернациональна. Пока наибольшее применение она получила между США, Японией и странами ЕС. Расширение круга стран-участниц Всемирной торговой организации и принятие в рамках этой организации Соглашения по основным средствам связи (Agreement on Basic Telecommunications) создают реальные возможности для организации глобального рынка электронной торговли. В том же направлении действуют такие факторы, как разработка согласованного международного законодательства и ужесточение мер контроля за соблюдением прав интеллектуальной собственности.
Поскольку Россия стремится стать полноправным членом Всемирной торговой организации, то необходимо учитывать существующие международные требования и рекомендации по этому вопросу. Основными органами, которые вырабатывают международные требования и рекомендации по процедурам и правилам торговли, являются Комиссия по предпринимательству, упрощению деловой практики и развитию в рамках Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) и Центр по упрощению процедур международной торговли (СЕФАКТ) в рамках Европейской экономической комиссии. Кроме того, в апреле 1998 в рамках СЕФАКТ создана специальная рабочая группа по вопросам электронной торговли. Важное значение при этом имеет тот факт, что поскольку электронная торговля является специфической формой торговли вообще, на нее полностью распространяется предусмотренный Генеральным соглашением по тарифам и торговле (ГАТТ) обязательный и принудительный порядок урегулирования торговых споров, так как справедливый и эффективный механизм урегулирования споров является необходимым элементом всех видов торговли.
Говоря о цели развития электронной торговли, прежде всего имеется в виду, что создание современной информационной инфраструктуры рынка товаров и услуг в России, интеграция ее в мировые рынки обеспечит кардинальное снижение непроизводительных издержек в российской экономике, высвобождая значительные ресурсы для возобновления экономического роста без соответствующих затрат.
Российская Федерация пока находится несколько в стороне от этого процесса, хотя и у нас функционирует около четырехсот виртуальных магазинов. Главная проблема, с которой столкнулись их хозяева, - неразвитость инфраструктуры для электронных платежей (в России практически нет банков, работающих с "электронными деньгами") и очень узкий круг людей, имеющих кредитные карточки. В этих условиях представляется, что задача организации охвата России международной системой электронной торговле может стать одной из приоритетных. Создание такой системы состоит в увязке в единый комплекс интересов клиентов (потребителей товаров и услуг) и торговых организаций, фирм, банков и процессинговых компаний, призванных на коммерческой основе удовлетворить запросы потребителей с учетом накладываемых государством ограничений. Направленность этих ограничений - исключение ухода от налогов и обмана потребителей. Главными инструментами системы ограничений являются лицензирование деятельности организаторов торговли и сертификация применяемых ими средств, прежде всего программных.
Опыт создания современной инфраструктуры рынка развитых стран показывает, что наиболее эффективно эта задача решается путем государственной поддержки. Например, в США, на которые приходится около четырех пятых объема мировой электронной торговли, в интересах ее развития президент Клинтон еще в октябре 1993 предписал всем государственным учреждениям переходите на электронный формат в целях экономии административных расходов, а также снижения издержек обращения при закупках для государственных нужд. В октябре 1994 было одобрено соответствующее законодательство, а в июне 1998 Госдепартамент официально объявил о запуске пилотного проекта электронной торговли.
Этот проект позволяет государственным чиновникам, заключающим контракты, осуществлять сбор заказов и получать предложения в онлайновом режиме.
Естественно, что коммерческие возможности, вытекающие из электронной торговли, в значительной мере определяются спецификой сектора торговли, а также индивидуальными особенностями страны и зависят от структуры торговли, контингента пользователей Интернета на местном рынке и других факторов. Кроме того, использование электронной торговли позволяет обеспечить ряд выгод, непосредственно не связанных с повышением прибыльности, таких как создание условий для предотвращения криминализации рыночных процессов, утечки капиталов за, рубеж и др.
В этих условиях совершенно естественным и весьма своевременным является решение Правительства России разработать федеральную целевую программу развития электронной торговли в России.

2. Основные цели и задачи программы
Цель разработки Программы развития электронной торговли в России состоит в оказании содействия и в поощрении развития и ускоренного роста' электронной торговли путем создания благоприятных условий для этого, включая решение правовых и нормативных вопросов, а также оказание ей государственной поддержки. Для создания условий, способствующих развитию электронной торговли, в настоящее время в России существует ряд предпосылок:
достаточный мировой опыт организации электронной торговли, реальная возможность им воспользоваться;
мощная тенденция развития современной телекоммуникационной инфраструктуры;
наличие вспомогательной инфраструктуры, позволяющей разрабатывать надлежащее программное обеспечение любой сложности, а также информационные продукты для нужд электронной торговли;
наличие инфраструктуры людских ресурсов, необходимых для информирования делового сообщества о выгодах и преимуществах электронной торговли, а также подготовки рабочей силы, необходимой для использования этих преимуществ;
положительная тенденция в развитии правовой и политической инфраструктуры, которая будет оказывать содействие и поддержку электронной торговле.

Основные задачи, с решением которых достигается поставленная цель это разработка и формирование правовой базы для ведения торговых операций на основе использования информационно-телекоммуникационных технологий; разработка и внедрение системы государственной поддержки электронной торговли в России; построение и непосредственное развертывание систем электронной торговли преимущественно для организации закупок для государственных нужд и в системе "бизнес-бизнес".
Говоря о разработке и формировании правовой базы для электронной торговли, мы исходим из того, что расширение использования электронных средств связи в системах торговли породило беспокойство по поводу юридической силы, действительности и исковой силы электронных сообщений. Вместе с тем, в настоящее время предпринимаются энергичные усилия для обеспечения юридической действительности электронных документов и приемлемости цифровых подписей и, других процедур установления подлинности, используемых в коммерческих операциях, хотя во многих странах, в том числе и в России, законодательство в этих областях только разрабатывается. В этой связи ЮНКТАД рекомендовано при создании нормативно-правовой базы использовать Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле, конкретизировав его соответствующие положения исходя из сложившихся условий каждой страны (цифровая подпись, закупки для госнужд и др.).
Главная цель разработки Типового закона состояла в том, чтобы предложить национальным законодателям свод международно признанных правил-которые позволят устранить ряд препятствий правового характера и создать для электронной торговли более надежную правовую среду. Типовой закон устанавливает ряд ключевых принципов. Первый из них касается недискриминации: информацию не следует признавать не имеющей юридической силы, недействительной или не имеющей исковой силы лишь на том основании, что она составлена в электронной форме. Для обеспечения действенности этого принципа в Типовом законе устанавливаются правила, указывающие, что именно следует считать эквивалентом документа в письменной форме, подписи и подлинника в электронной среде, а также вводятся правила, регулирующие вопросы доступности и доказательственной силы электронных сообщений, сохранения сообщений данных, заключения и действительности контрактов, а также атрибуция.)
Помимо этого Международная торговая палата разрабатывает базу данных по терминологии электронной торговли, которую можно использовать в коммерческих контрактах.
Содержанием системы государственной поддержки электронной торговли могут стать формирование цели и приоритетов электронной торговли; лицензирование деятельности в области электронной торговли; сертификация средств предлагаемых для организации систем электронной торговли; участие в системе стандартизации в области информационного обмена, обеспечивающего банковские, торговые, таможенные и другие операции в электронной торговле; создание условий для исключения уклонения от уплаты налогов, исключение обмана покупателей, предотвращение криминализации рыночных процессов, утечки капиталов за рубеж и др.
Что касается облика предполагаемых систем электронной торговли, то при его формировании в настоящее время необходимо учитывать следующие требования:
- безопасность обмена данными, в том числе за счет использования собственных защищенных каналов связи;
- поддержание стандартов и следование признанным международным сообществом процедурам торговой сделки;
- исключение "ухода" от налогов и создание дохода государству сборами с каждой сделки;
- обеспечение возможности сбора информации о сделках для удовлетворения потребностей государственной статистики.
Даже беглый анализ этих требований показывает, что без государственной поддержки реализовать их невозможно. При этом совершенно понятно, что без скорейшего развертывания подготовки кадров для нужд электронной торговли перечисленные задачи решить невозможно.
В мире сложились две области применения электронной торговли. Первая - "бизнес-потребитель". Это электронная торговля с непосредственными потребителями товаров, т.е. розничная торговля. Вторая - "бизнес-бизнес", т.е. электронная торговля между бизнес-партнерами. Второе направление необходимо рассматривать приоритетным, так как оно в большей степени учитывает потребности государства, в частности организацию поставок продукции для государственных нужд. Кроме того, необходимо иметь ввиду, что 80 % объемов электронной торговли приходится именно на это направление.
Из анализа документов ЮНКТАД видно, что, принимая решения относительно построения систем электронной торговли как для розничных, так и для оптовых операций, без государственной поддержки обойтись невозможно, так как необходимо учитывать ряд факторов, включая следующие:
- главный рынок сбыта, географическая концентрация торговых операций и предполагаемая форма этих операций;
- товары и услуги, которые будут предлагаться для продажи в настоящее время и в обозримом будущем через разрабатываемую систему;
- пригодность существующих систем торговли и снабжения на базе Интернет в качестве средств развития бизнеса;
- наличие требуемых технических знаний у потенциальных участников торговли;
- наличие и стоимость доступа к Интернет потенциальных участников торговли;
- доступность и стоимость информации о товарных рынках и партнерах;
- наличие альтернатив в области финансирования, управления рискам и организации платежей для разрабатываемой системы.
Таким образом, включение России в мировое информационно-экономическое пространство будет обеспечено созданием соответствующей нормативно-правовой базы ведения коммерческих операций, внедрением в российские системы электронной торговли соответствующих международных процедур и правил торговых операций, международных стандартов в области информационного обмена, а также развертыванием работ по подготовке кадров для нужд электронной торговли.

3. Возможные сроки и этапы реализации Программы
Исходя из объемов решаемых задач и возможностей их ресурсного обеспечения реализацию Программы целесообразно осуществить в два этапа за 3-5 лет. На первом этапе работ основные усилия необходимо сосредоточить на формировании правовой базы электронной торговли, внедрении системы ее государственной поддержки, а также на первоочередных работах по непосредственному развертыванию систем электронной торговли на местах, включая подготовку необходимых специалистов.
Исходя из сложившейся обстановки в России и состояния вопроса можно ожидать, что в своей основе разработка нормативно-правовой базы для ведения торговых операций на основе использования информационно-телекоммуникационных технологий может быть завершена к концу 2001 г. В случае непредвиденных обстоятельств эта работа может быть продлена до конца 2002 г. Исходя из опыта организации лицензирования, сертификации и стандартизации можно ожидать, что на развертывание государственной поддержки системе электронной торговли потребуется 6-8 месяцев после принятия соответствующего правительственного решения.
Вопрос подготовки кадров является достаточно самостоятельным и требует отдельной проработки. Однако уже сейчас ясно, что ВУЗы, которые проявят инициативу и настойчивость в развертывании процесса подготовки необходимых специалистов для нужд электронной торговли, в последующем получат большие преимущества. Таким образом, основные работы первого этапа реализации Программы могут быть выполнены за 2-3 года. В последующем основные усилия участников программы можно будет сосредоточить на непосредственном развертывании систем электронной торговли для обеспечения закупок для государственных нужд, а также обеспечения потребностей частного капитала.

4. Особенности организации работ по реализации Программы
Основные тематические направления работ определяются содержанием и характером задач, с решением которых достигаются цели Программы. А именно:
-разработка и формирование правовой базы ведения торговых операций на основе использования информационно-телекоммуникационных технологий;
o разработка и внедрение системы государственной поддержки электронной торговли в России;
o построение и непосредственное развертывание систем электронной торговли преимущественно для организации закупок для государственных нужд и в системе "бизнес-бизнес".
Поскольку, как уже отмечено, электронная торговля является особой формой обычной торговли, любые меры по ее развитию необходимо соотносить с мерами и правилами, наработанными мировым сообществом и закрепленными в соответствующих рекомендациях международных организаций по торговому праву. Другими словами, при решении перечисленных в предыдущем разделе задач, необходимо учитывать рекомендации международных организаций по вопросам развития электронной торговли. Рекомендации ЮНСИТРАЛ.
После принятия Типового закона ЮНСИТРАЛ продолжила свою работу над подготовкой правовых норм, способных обеспечить предсказуемость в электронной торговле. Рассмотрены вопросы, связанные с электронными подписями и сертификационными органами. В частности было признано необходимым подготовить единообразные правила по таким вопросам, как правовая база для процессов сертификации, применимость процесса сертификации, распределение риска и ответственности между пользователями, провайдерами и третьими сторонами. Несмотря на то, что решение в отношении конкретной сферы применения и формы Единообразных правил не принято было выражено общее мнение, что они должны соответствовать нейтральному с точки зрения носителя информации подходу, принятому в Типовом законе, и не препятствовать использованию других методов удостоверения подлинности. Кроме того, было отмечено, что в правилах необходимо учесть различные уровни защиты и признать различные юридические последствия и уровень ответственности, соответствующие различным видам услуг, оказываемых в связи с использованием подписей в цифровой форме.
Рекомендации Организации экономического сотрудничества и развития.
В октябре 1998 г. ОЭСР совместно с правительством Канады провела конференцию на уровне министров по теме "Мир без границ: реализация потенциала глобальной электронной торговли", известную как Оттавская конференция. В результате проведения Конференции были разработаны три ориентированных на конкретные действия документа: План действий ОЭСР в области электронной торговли, Доклад о международных органах: виды деятельности и инициативы в области электронной торговли, Глобальный план действий в области электронной торговли, содержащий рекомендации для правительств. Учитывая факт, что электронная торговля имеет глобальный характер, сочтено необходимым сформулировать совместные подходы к разработке политики и действий в области электронной торговли. В этой связи министры стран-членов ОЭСР и другие стороны пришли к выводу о том, что:
- электронная торговля предлагает потенциальные возможности ускорения экономического роста и развития во всех странах мира;
- при разработке политики необходимо поощрять сотрудничество между всеми участниками (правительствами, потребителями, предпринимателями, работниками и общественными организациями), а также стремиться к согласованию действий на международном уровне;
- правительствам следует содействовать созданию среды, поощряющей развитие конкуренции, что позволит добиться расцвета электронной торговли, работать над уменьшением и устранением неоправданных препятствий для торговли и предпринимать действия, направленные на обеспечение надлежащей защиты главных целей в сфере государственных интересов;
- вмешательство правительства в случае необходимости должно иметь пропорциональный, транспарентный, последовательный и предсказуемый характер, а также быть нейтральным с точки зрения технологии;
- правительством следует признать важное значение деятельности по установлению промышленных стандартов и развитию международного взаимодействия в рамках международного сотрудничества, основанного на соблюдении принципов добровольности и консенсуса.
Рекомендации Центра по упрощению процедур и практики в управлении, торговле и на транспорте (СЕФАКТ) Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК OOH).
В 1995 г. ЕЭК приняла Типовое соглашение об обмене электронными данными, имеющими обязательную силу для сторон, применяющих ЭОД. В свете произошедших после этого изменений Рабочая группа СЕФАКТ по правовым вопросам в настоящее время предлагает пересмотренный вариант типового контракта, предназначенный для более широкого использования при проведении электронных торговых операций. В этом подходе признается необходимость согласования предпринимательскими структурами рамок для базовых положений и целесообразность гибкости при проведении текущих коммерческих операций. Эта группа работает над пересмотром и обновлением перечня международных конвенций и соглашений, в которых упоминаются такие понятия, как "подпись", "письменная форма" и "документ", а также вырабатывает рекомендации ЮНСИТРАЛ о мерах, которые необходимо принять в отношении внесения изменений в международные торговые конвенции и соглашения, указанные в пересмотренном перечне.
Рекомендации Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС)
Всемирная организация интеллектуальной собственности обращает особое внимание на вопросы, связанные с осуществлением в области электронной торговли гарантий защиты торговых знаков, авторского права и патентов, особенно в таких секторах как передача информации на фото- и кинопленке, а также издательских, мультимедийных и информационных технологии. Одна из главных задач ВОИС в области электронной торговли связана с решением вопроса о спорах по именам доменов, который имеет значение ввиду наличия часто неопределенной связи между именами доменов и торговыми знаками. Рекомендации Всемирной торговой организация (ВТО)
В мае 1998 г. Конференция министров ВТО приняла Декларацию о глобальной электронной торговле. В Декларации отмечается важное значение электронной торговли в удовлетворении потребностей развивающихся стран в области экономики, финансов и развитии и, что главное, признаются выводы и рекомендации, выработанные на других форумах. Кроме того, в Декларации подтверждается применяемая в государствах-членах текущая практика, в соответствии с которой передаваемые электронные сообщения не облагаются таможенными пошлинами. Позиция ВТО заключается в том, что поскольку ее страны-члены не облагают таможенными пошлинами переговоры по телефонной связи, факсимильные сообщения, электронную почту или компьютерные соединения в тех случаях, когда это связано с пересечением государственных границ, то им не следует облагать таможенными пошлинами и передаваемые по Интернету электронные сообщения.
Рекомендации Комиссии европейских сообществ
Из всех международных организаций эта Европейская комиссия проводит наиболее активную деятельность по разработке директив и политики в области электронной торговли. В рамках своей программы. ТЕДИС (Система электронного обмена внешнеторговыми данными) она подготовила и опубликовала ряд докладов о правовом статусе электронной торговли в ее государствах-членах, разработала Европейское типовое соглашение по ЭОД и работу о признании в государствах-членах подписей в цифровой и электронной форме. В мае 1998 г. Комиссия выпустила Предлагаемую директиву по общей рамочной основе для электронных подписей. В пояснительной записке Комиссия привлекла особое внимание к основаниям для ее подготовки.
Во-первых, она отметила необходимость создания согласованных правовых рамок, которые позволят избежать появления препятствий для электронной торговли в пределах Общего рынка. Во-вторых, она сделала вывод о том, что любая директива должна быть нейтральной с точки зрения технологии и не касаться исключительно технологий создания подписей в цифровой форме. В-третьих, в целях обеспечения развития рынка и технологии необходимо отказаться от схем, предусматривающих получение "предварительного разрешения" или лицензии. В-четвертых, следует признать свободное право на заключение договоров. В-пятых, было признано особо важным юридическое признание электронных подписей и услуг по сертификации, имеющих, в частности, трансграничный характер. И, наконец, было отмечено, что ведущую роль в разработке международно признанных стандартов электронных подписей должна играть промышленность.
В ноябре 1998 г. Комиссия выступила с важной инициативой, направленной на создание однородных правовых рамок для деятельности служб информационного сообщества, участвующих в электронной торговле в Европейском союзе. В соответствии с этими рамками любой созданной в ЕС службе информационного сообщества, выполняющей законы ее страны происхождения, будет обеспечена возможность предлагать свои услуги на всей территории Европейского союза без обязательного выполнения законов всех государств-членов. В принципе, в данном случае будет применима концепция единого рынка для свободного движения услуг и свободы создания предприятий.
Рекомендации Международной торговой палаты (МТП)
Главная задача МТП заключается в разработке рамок внутреннего регулирования электронной торговли. В этих целях МТП подготовила ряд рабочих продуктов, предназначенных для использования деловыми кругами. Первым таким продуктом являются Пересмотренные руководящие принципы МТП для рекламной и маркетинговой деятельности в Интернете. Ключевые положения этих принципов требуют разглашения данных о личности рекламодателя, полного раскрытия информации о всех затратах и обязанностях, связанных с электронной торговлей и маркетингом, наводят ограничения на сбор и использование личных данных. Второй осуществленный МТП крупный проект касается разработки Общих методов осуществления международных торговых операций, заверенных в цифровой форме (ГУИДЕК). Положения ГУИДЕК основаны на Типовом законе ЮНСИТРАЛ, создающем рамки, в которых действуют стороны, участвующие в электронной торговле, а также основу дальнейшей разработки этих вопросов.
Одним из последних проектов МТП является проект по электронным терминам. Предполагается, что служба электронных, терминов будет представлять собой сетевой справочник сокращенных терминов (как, например, ИНКОТЕРМС МТП), которые стороны смогут использовать при осуществлении электронных сделок. Справочник будет содержать все средства, необходимые для составления контрактов в сети и проведения электронных сделок с минимальным юридическим риском. Правила и термины различного вида, которые могут применяться в цифровой среде, будут вводиться в контракты в электронной форме путем ссылки на единый идентификатор, автоматически получаемый из справочника электронных терминов. Предполагается, что в 2000 г. прототип этого справочника пройдет годичное испытание среди группы пользователей-добровольцев. Служба электронных терминов будет представлять особый интерес для малых и средних предприятий, не располагающих собственными специалистами по правовым вопросам или возможностями полной отработки терминов, используемых при электронных сделках.
Рабочая группа МТП по практике электронной торговли разрабатывает свод основополагающих правил электронной торговли и расчетов. Цель ее работы в том, чтобы "повысить эффективность торговли не только путем адаптации правил к новым технологиям и носителям информации, таким как Интернет, но и путем использования этих новых средств для согласования торговых операций". В этих правилах будут содержаться руководящие указания для покупателей и продавцов из различных районов мира в отношении проведения переговоров, составления контрактов и решения вопросов, связанных с финансированием, транспортировкой или страхованием в сети.
Рекомендации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТФЕС)
В Программе действий АТФЕС в области электронной торговли определены пять основных принципов. Во-первых, ведущую роль в области разработки технологии, прикладных программ, видов практики и услуг электронной торговли должен играть сектор предпринимательства. Во-вторых, роль правительства должна заключаться в создании благоприятных условий для развития электронной торговли, включая, в частности, решение правовых и нормативных вопросов, имеющих предсказуемый, транспарентный и однородный характер и способствующих повышению доверия, уверенности и эффективности. В-третьих, в целях обеспечения всемерного развития электронной торговли деловым кругам и правительствам следует во всех возможных случаях сотрудничать между собой, с тем чтобы добиться создания приемлемой с точки зрения затрат, доступной и взаимосвязанной коммуникационной и информационной инфраструктуры. В-четвертых, признавая, что может существовать необходимость в введении определенного государственного регулирования, следует оказывать содействие созданию эффективных правил внутреннего регулирования для промышленности и выявлению технологически нейтральных и основанных на существовании конкурентного рынка решений, реализация которых может быть гарантирована проведением политики конкуренции. И наконец, правительствам и деловым кругам следует сотрудничать в целях разработки и реализации технологии и политики, которые будут укреплять доверие и уверенность и обеспечат решение таких вопросов, как защита конфиденциальности, удостоверение подлинности и защита потребителей.

5. Ресурсное обеспечение Программы
Опыт развертывания электронной торговли в наиболее продвинутых странах показывает, что частный капитал принимает на себя ведущую роль в развитии как Интернета, так и электронной торговли. Это положение зафиксировано в записке ЮНКТАД от 23 ноября 1998 г., а затем подтверждено в докладе секретариата ЮНКТАД от 14 июля 1999 г., где дается анализ предложений США, Европейского союза и Японии по вопросу создания глобальной рамочной основы для электронной торговли. Можно с уверенностью предположить, что аналогичная ситуация сложится и в России. Задачей Правительству в этом случае будет создание благоприятных условий для частного капитала по развитию электронной торговли и концентрация их усилий в нужном для страны направлении.
Вместе с тем, на первом этапе реализации Программы (формирование правовой базы и системы государственной поддержки, разработка системных и типовых проектных решений) потребуется и бюджетное финансирование за счет средств, выделяемых министерствам и ведомствам на их деятельность и проведение научных исследований. Что касается затрат частного капитала на развертывание конкретных систем электронной торговли, то рассмотрение этого вопроса можно отнести на второй этап реализации Программы.

6. Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации программных мероприятий.
Стремительный рост электронной торговли обусловлен теми выгодами и преимуществами, которые она обеспечивает. Основные из них:
- электронная торговля приводит к глобальному сокращению расходов на проведение торговых операций (трансакционные издержки) и позволяет частично решить проблемы, связанные с традиционно выгодным географическим расположением, особенно проблемы, порожденные большими расстояниями;
- электронная торговля создает условия для прямых контрактных отношений между продавцами и покупателями, способствует появлению новых участников на растущем числе рынков. В этих условиях малые и средние предприятия могут успешно конкурировать даже на международных рынках;
- поскольку в основе электронной торговли лежат информационные сети и потоки, она улучшает транспарентность рынков: покупатели и продавцы практически мгновенно получают информацию о ценах, качеству и условиях поставки, предлагаемых различными конкурентами. Это обстоятельство особо важно при организации закупок для государственных нужд;
- технология электронной торговли сама по себе способна предотвращать ряд негативных явлений, таких как криминализация рыночных процессов, уклонение от налогов, утечка капиталов за рубеж.
Перечисленные выгоды и преимущества электронной торговли с неизбежностью преобразуют рынок России, выступят в роли катализаторов значительного увеличения взаимодействия в экономике. В связи с изменением значения фактора времени рынок будет характеризоваться большей открытостью и стремлением к расширению сферы своего влияния.
Особое значение развития электронной торговли имеет для среднего и малого бизнеса. Доступ к рыночной информации, доступность новых потенциальных клиентов и новых продуктов, отсутствие трудностей с использованием средств связи - все эти факторы способствуют процветанию малых и средних предприятий. За эти стоит увеличение поступления налогов в бюджеты всех уровней, занятости населения, укрепление социальной стабильности.

Директор Центра обработки данных
Объединения Информ ВЭС Минторга России
профессор О.А. Кобелев


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки