Подберезкин Алексей Иванович
Обзор СМИ 1996 г.

НОВОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО ОБОСТРЕНИЯ ПРЕДВЫБОРНОЙ БОРЬБЫ

КОММУНИСТАМ БРОСАЮТ ДВА СЕРЬЕЗНЕЙШИХ ОБВИНЕНИЯ - В ПОДГОТОВКЕ ЗАХВАТА ВЛАСТИ И В КОНТАКТАХ С ЧЕЧЕНСКИМИ СЕПАРАТИСТАМИ

Публикуемый ниже аналитический доклад передан в редакцию “НГ” человеком, пожелавшим пока сохранить свою анонимность.

Безусловно, этот документ основан (в фактологической части) на агентурных сведениях российских спецслужб — скорее всего ФСБ и СБП. Тем не менее собственно аналитическую часть писали или дописывали, видимо, люди, склонные скорее к политическому анализу, чем к простому изложению фактов. Не случайно, что сценарий неблагоприятного развития событий доведен авторами аж до третьей мировой войны.

Авторы являются безусловными сторонниками нынешнего президента (это доказывается хотя бы абзацем, открывающим первый раздел доклада “Перелом в избирательной кампании...”). Иногда они употребляют странные термины, например “денонсация официальных итогов выборов”. Правильнее было бы сказать “дезавуирование”, “опротестование”, ибо “денонсация” — это юридический термин из сферы международного (дипломатического), а отнюдь не избирательного права.

Коммунистам в этом докладе предъявляются, по сути, два фундаментальных и сенсационных обвинения. Одно уже звучало — подготовка к незаконному захвату власти, если результаты выборов не удовлетворят КПРФ. Другое — новое: обвинение в контактах лидеров КПРФ с чеченскими сепаратистами, включая даже самого Дудаева. Вообще Геннадий Зюганов известен как крайне осторожный политик. Не случайно он увел коммунистов из Белого дома накануне событий 3—4 октября 1993 года и даже выступил накануне по телевидению с заявлением, которое фактически выводило КПРФ из конфликта между Кремлем и Верховным Советом.

Трудно оценить, насколько справедливы два обвинения, предъявленные КПРФ в докладе, равно как и истинные цели, преследовавшиеся его авторами. То ли объективно изложить ситуацию для президента (главный адресат, видимо, он или одно из близких к нему лиц), то ли сгруппировать факты таким образом и предложить такой их анализ, который бы подтолкнул президента к превентивным мерам. В любом случае этот доклад уже лежит на столах некоторых крайне высокопоставленных лиц, а потому влияет на реальную политику.

“НГ” предает его гласности с полной ответственностью и готовностью опубликовать доказательные опровержения тех, кто с содержанием доклада не согласен.

О НОВОЙ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКЕ БОРЬБЫ КОММУНИСТОВ ЗА ВЛАСТЬ В СЛУЧАЕ ПОРАЖЕНИЯ НА ВЫБОРАХ

(Аналитический доклад)

ИНФОРМАЦИЯ, поступающая в последнее время по оперативным каналам, указывает на возможность резкого обострения политической ситуации на завершающем этапе избирательной кампании. В случае неблагоприятных для коммунистов результатов голосования вероятны попытки искусственного обострения ситуации, денонсации официальных итогов выборов и выхода политического противостояния за конституционные рамки. Вырисовывается также перспектива крупномасштабного политического кризиса и перехода непримиримой оппозиции к силовым методам борьбы за власть после ее поражения на выборах или недостаточно определенного итога выборов (примерное равенство голосов, поданных за каждого из двух основных кандидатов).

Предложенные ниже оценки и прогнозы опираются на конфиденциальную информацию источников внутри коммунистического движения, закрытые программные и аналитические разработки партии, документы внутреннего пользования (протоколы и стенограммы заседании и пленумов ЦК, совещаний лидеров партии), достоверные сообщения по каналам СМИ и общественных организаций.

Ввиду серьезной угрозы, которую подобное развитие ситуации может создать для социально-экономической и политической стабильности страны, Конституции и государственных институтов Российской Федерации, прав граждан и общественной безопасности, считаем необходимым.

а) ознакомить с данным докладом руководителей соответствующих подразделений хххххххх, хххххх, ххххх1 для общей ориентировки и использования в оперативной работе по защите Конституции и общественной безопасности,

б) провести не позднее хх ххххххххх2 межведомственное совещание по вопросам обеспечения общественной стабильности и правопорядка в период избирательной кампании и после ее завершения, на котором разработать согласованную программу мер и определить механизмы координации действий,

в) усилить контроль за соблюдением законности в вопросах избирательной кампании и деятельности общественных объединений, активизировать меры административно-правового воздействия в случае выявления нарушений

1. Перелом в избирательной кампании и усиление влияния радикального крыла внутри КПРФ.

В мае произошел решительный перелом в ходе избирательной кампании Президент Ельцин преодолел серьезный разрыв в рейтингах со своим основным оппонентом и продолжал наращивать преимущество, привлекая на свою сторону потенциальные голоса центристского и неопределившегося электората. Шансы Ельцина на победу во втором туре существенно возросли и продолжают укрепляться.

Сохраняется перспектива формирования широкой коалиции в поддержку Ельцина после первого тура, объединяющей широкий спектр умеренных и реформаторских сил и способной привлечь голоса подавляющего большинства избирателей. В этой ситуации КПРФ окажется в политической изоляции и теряет последние шансы на победу демократическим путем. Очевидно также, что президент Ельцин располагает значительно большими политическими и организационными ресурсами для успешного завершения кампании, чем его основной оппонент.

В избирательной кампании Зюганова возникла кризисная ситуация. Наблюдатели отмечают следующие моменты:

— Зюганов не сумел выйти за пределы традиционного аграрно-коммунистического электората (менее трети избирателей) и привлечь на свою сторону голоса умеренных избирателей;

— разрекламированный “народно-патриотический блок” оказался фикцией. В его состав включены малозначимые или вообще не существующие организации, более того, возникли скандалы с подлогом — включением ряда организаций без ведома их официального руководства. В сущности, речь идет о прежнем аграрно-коммунистическом блоке, загримированном под “народно-патриотический фронт” за счет участия некоторых националистических организаций;

— Зюганов не сумел получить широкого доступа к СМИ, в первую очередь — к телевидению. В то же время упор на устную агитацию и использование радикальных коммунистических активистов в качестве агитаторов дает обратный эффект, так как подрывает образ Зюганова как умеренного, конструктивного политика,

— не оправдала себя ставка на чисто негативное ведение кампании. Фокус общественного интереса переключился с тягот недавнего прошлого и настоящего на вопросы будущего устройства жизни и возможности улучшения ситуации Кандидат от блока национал-коммунистических сил оказался не в состоянии выработать и представить избирателям убедительную программу своей деятельности,

— организационные и финансовые возможности КПРФ находятся на пределе и не могут обеспечить эффективное ведение кампании во втором туре, обостряющиеся разногласия и интриги внутри КПРФ вносят элементы дезорганизации в избирательную кампанию коммунистов и снижают ее эффективность,

— согласно опросам общественного мнения, избиратели скептически воспринимают обещания Зюганова, и многие опасаются серьезных потрясений и резкого ухудшения ситуации в случае прихода коммунистов к власти.

На этом фоне происходят серьезные изменения в оценке руководством КПРФ своих шансов на победу, в расстановке сил внутри партийного руководства, в стратегии дальнейшей борьбы компартии за власть.

Переломным моментом в этом плане стал закрытый VI Пленум ЦК КПРФ Пленум оценил как “неудовлетворительное” ведение избирательной кампании Зюгановым. Первый секретарь ЦК КПРФ и реальный руководитель партии. В Купцов признал, что Зюганов проиграл крупные города, имеющие ключевое значение для победы на выборах. Резкой критике была подвергнута работа фракции коммунистов в Госдуме. Внутри КПРФ отчетливо выявилась “пораженческие” настроения (В Романов, А Фролов, В Кузнецов и др.) Партийное руководство склоняется к мысли, что в новых условиях наиболее вероятна победа на выборах “кандидата правящего режима”, и предлагает “подготовить партию и ее актив к возможно неудачному для нее исходу предстоящих выборов, не допустить внутренних расколов и сохранить силы для последующих боев” В кулуарах пленума активно обсуждался вопрос об оппортунизме Зюганова, ищущего компромисса с властью и тайно ведущего с ней переговоры за спиной своих товарищей. За соглашательскую позицию был смещен со всех партийных постов (секретарь ЦК КПРФ и главный редактор газеты “Правда”) коммунистический спикер Госдумы Г. Селезнев3.

На пленуме был сделан принципиальный вывод, что “относительно демократический период борьбы КПРФ за власть подошел к концу”. На повестку дня встал вопрос о переходе к новой стратегии и тактике борьбы за власть, опирающейся на активные массовые действия и внепарламентские методы борьбы с “антинародным режимом”. На пленуме проявилось резко возросшее влияние радикальной группировки внутри КПРФ (А.Шабанов, Л.Петровский, Г Куевда, В Зоркальцев, В Варенников, А.Макашов, А. Лукьянов, В Братищев, Иванов и др.). Эта группировка пользуется поддержкой наиболее радикальных местных отделений КПРФ и имеет тесные связи с другими коммунистическими и националистическими организациями экстремистского толка. Радикал-коммунисты призывают КПРФ покончить “с парламентскими иллюзиями” и переходить к революционным методам борьбы за власть. По мнению информированных наблюдателей, Г. Зюганов теряет контроль над партией и становится заложником ее радикального крыла, которое все в большей степени определяет политическую линию и контролирует аппарат партии.

Высшее руководство партии и ЦК в принципе поддержали призыв “радикалов” перейти к более жестким методам политической борьбы. Однако, более трезво оценивая возможные последствия лобового столкновения с властью, предложили тактику “ползучей революции” поэтапной дестабилизации обстановки, нагнетания силового давления, ослабления позиций правящего режима и захвата власти на разных уровнях.

По оценкам руководства партии, осенью 1996 — весной 1997 года в стране будет складываться новая “революционная ситуация”, открывающая для КПРФ реальные возможности прихода к власти на волне организованного массового протеста и внепарламентских методов борьбы с “правящим режимом”.

Борьба КПРФ за голоса избирателей в ходе нынешней избирательной кампании тактически имеет целью не обеспечить победу на выборах, в которую коммунисты уже не верят, а создать видимость примерного равновесия политических сил и закрепить политический раскол страны.

2. “Радикальная” стратегия борьбы КПРФ за власть.

Коммунистическая партия традиционно считает возможным использование всех форм борьбы за власть, не стесненных рамками законности или уважением к Конституции. В Программе КПРФ (Москва, 1995 г.) прямо записано:

“Партия использовала и будет использовать различные формы внепарламентской …борьбы, включая забастовки и другие виды гражданского сопротивления...” (стр.23).

Новая стратегия и тактика борьбы коммунистов за власть включает в себя по предварительным оценкам следующие основные элементы:

1) Установление контроля над избирательными комиссиями и создание собственного механизма подсчета голосов (альтернативной избирательной системы).

По нашим сведениям, многие избирательные комиссии на низовом уровне давно находятся под сильным влиянием коммунистов. По данным Института современной политики, по меньшей мере треть членов низовых избиркомов состоят в КПРФ или сочувствуют коммунистам. По другим данным, прокоммунистически настроены не менее половины членов низовых комиссий, а по многим регионам комиссии уже полностью контролируются коммунистами. КПРФ планирует на этих выборах расширить контроль за счет делегирования своих кадров в комиссии через “дружественные” местные администрации и трудовые коллективы предприятий и объединений, возглавляемых “красными директорами”.

Другим механизмом контроля является создание всеобъемлющей сети “наблюдателей” на избирательных участках, насчитывающей более сотни тысяч человек. В функции “контролеров” от КПРФ входит.

— “индивидуальная работа” с членами избирательных комиссий с целью привлечения их на свою сторону.

— поддержание прямой связи в день голосования со штабами КПРФ на местах с целью организации оперативного вмешательства на “неблагополучных” участках;

— создание и активное использование (вместе с подконтрольными комиссиями) возможностей для влияния на избирателей и подтасовки итогов голосования в свою пользу (изменение списков, уничтожение и подбрасывание бюллетеней, изготовление дополнительных открепительных талонов, бесконтрольное использование выносных урн и т.д.),

— противодействие эффективному контролю за ходом голосования и подсчета голосов со стороны

наблюдателей от других политических партий и общественных объединений,

— сбор и инспирирование фактов о нарушениях и фальсификациях со стороны политических оппонентов для развертывания кампании по дискредитации итогов выборов в случае неблагоприятного для коммунистов исхода.

Цель состоит в том, чтобы оказать максимальное влияние на итоги голосования, а в случае неудачи — подготовить почву для денонсации официальных итогов выборов и начала нового этапа “революционной” борьбы коммунистов за власть.

В последующем планируется превращение сети партийных “контролеров” в альтернативную официальной систему организации и проведения выборов — так называемые “Избиркомы народного доверия”, которые должны сыграть важную роль в создании ситуации двоевластия на территории всей страны.

2) Дестабилизация социально-политической обстановки в период выборов и провоцирование массовых выступлений против нынешней власти.

Руководство КПРФ предусматривает меры по усилению саботажа выполнения решений президента по зарплате, пенсиям, другим социальным выплатам через “агентов влияния” в государственном аппарате, подконтрольные местные администрации и руководителей предприятий. Разрабатываются планы по остановке ряда предприятий, по дезорганизации работы общественного транспорта и энергообеспечения отдельных регионов. На этом фоне в дело должны вступить отряды коммунистических агитаторов и организаторов, задача которых — максимально усиливать настроения недовольства, провоцировать конфликты и обострение ситуации и организовывать массовые протесты и выступления против существующей власти (митинги, собрания трудовых коллективов, демонстрации, забастовки, пикета, голодовки и т.п.). Инструкции КПРФ предписывают агитаторам переводить экономические требования в политические, организовывать массовые акции под антипрезидентскими и антиправительственными лозунгами.

В настоящее время КПРФ ведет активную работу по созданию стачкомов на предприятиях и в воинских частях. Именно этой проблеме был посвящен “Съезд рабочих России”, проведенный КПРФ 18 мая с. г. Утвержден список руководителей стачкомов по регионам и центрального забастовочного комитета, который не подлежит оглашению. При этом стачкомы ориентируются не только на организацию массовых акций протеста, но и на прямой захват “снизу” контроля над предприятиями, воинскими частями и местными структурами власти. Планируется кампания по широкому освещению этих событий в подконтрольных СМИ с целью создания впечатления “нарастающего народного протеста против режима национальной измены”. Конечной целью является подготовка почвы для всероссийской политической забастовки, которая должна создать условия для последующего захвата власти КПРФ “революционным” путем.

Особое место в секретных разработках компартии занимает работа по срыву мирного урегулирования в Чечне на решающем этапе избирательной кампании с целью дискредитации президента РФ Известно, что между представителями Зюганова и Дудаева имели место регулярные контакты и консультации по координации действий в контексте избирательной кампании. В настоящее время продолжаются неофициальные контакты с преемниками Дудаева, в первую очередь — с Мосхадовым и Басаевым, через представителей КПРФ на Кавказе. Для себя руководство КПРФ наиболее выигрышным вариантом считает “затягивание разрешения конфликта со всевозможными вспышками терроризма и успешными действиями боевиков, которые создадут для главы государства все более сложные проблемы”. Ряд радикальных коммунистических организаций прямо поддерживает чеченских сепаратистов, представляя их “действия как борьбу за “национальное освобождение от оккупационного режима” и требуя “ленинского решения” чеченского вопроса на базе “права наций на самоопределение вплоть до отделения”.

В этих условиях нельзя исключать того, что коммунистическая агентура на Кавказе спровоцирует наиболее непримиримых чеченских сепаратистов на новые террористические акты и вооруженные столкновения в канун выборов с целью срыва плана мирного урегулирования и обострения вооруженного конфликта в Чечне. Подобная акция готовится в Грозном на 16 июня с.г. с целью срыва выборов в парламент Чечни. В идеологическом отделе КПРФ уже готовятся пропагандистские разработки на этот случаи. Немаловажное место в них занимает идея обострения противоречии между политическим руководством и армией под лозунгом “Политики вновь предали армию”, а также планы активной пропагандистской работы среди офицеров чеченского контингента. По оперативным данным, коммунистические организации уже ведут работу по созданию “движения чеченских ветеранов” (по типу афганского движения) с целью его превращения в ударную антиправительственную силу на новом этапе борьбы за власть.

Важное место в общей схеме дестабилизации социально-политической ситуации в период выборов отводится Государственной Думе. На закрытом VI пленуме КПРФ было предложено “средствами Государственной Думы квалифицированно организовать ... обострение обстановки”. Дума, по существу, превращена в предвыборный штаб КПРФ. Компартия монополизировала все кадровые назначения в аппарат Госдумы и в настоящее время проводит реорганизацию аппарата и Управления делами Государственной Думы с целью окончательно взять ее под свой контроль. Депутаты-коммунисты практически не занимаются законодательной работой и используют все свое время и предоставленные им государственные средства для агитационно-политической работы в пользу КПРФ.

По имеющейся информации, коммунисты ведут подготовительную работу для созыва чрезвычайной сессии Государственной Думы после первого тура с целью вынесения вотума недоверия правительству Черномырдина и инспирирования политического кризиса накануне решающего голосования. Предлогом для этого могут стать как события в Чечне, так и “нарастание массового протеста, свидетельствующее о полном провале социально-экономической политики президента и правительства”.

3. Денонсация итогов выборов, создание ситуации двоевластия, подготовка государственного переворота и угроза гражданской войны.

Из внутренних документов КПРФ следует, что партия ведет подготовку к тому, чтобы отказаться признать результаты народного волеизъявления в случае своего поражения на выборах. Именно этой цели служит провокационная пропагандистская кампания КПРФ о якобы неизбежной фальсификации итогов выборов Центризбиркомом по указке властей. Компартия пытается застраховать себя таким путем от вероятного политического поражения, чтобы в любом случае сохранить свои претензии на высшую государственную власть. Денонсация официальных итогов выборов открывает КПРФ путь к созданию ситуации двоевластия и новому этапу борьбы за власть с упором на непарламентские, неконституционные методы политической конфронтации.

Разрабатываемые КПРФ сценарии “перехвата власти” после выборов предусматривают крайне авантюристические действия, способные втянуть страну в гражданскую войну и поставить ее на грань национальной катастрофы. В наиболее опасном варианте, имеющем, к сожалению, жесткую внутреннюю логику, развитие событий может выглядеть следующим образом:

1) Опираясь на собственные результаты подсчета голосов и заявив о массовых нарушениях и фальсификациях, КПРФ объявляет выборы недействительными и отказывается признать их итоги Согласно собственным подсчетам КПРФ, победителем, то есть законным президентом России, объявляется Зюганов Последний организует церемонию вступления в должность и приносит президентскую клятву на одной из подконтрольных территорий Начинается формирование альтернативных президентских структур На высшем уровне государственной власти возникает ситуация двоевластия.

2) Прокоммунистическая Дума немедленно принимает резолюцию в поддержку “законного президента” и обращается к гражданам, вооруженным силам и органам государственной власти всех уровней с призывом поддержать ею и подчиняться только его распоряжениям Совет Федерации занимает двойственную или выжидательную позицию либо раскалывается надвое, позволяя ситуации развиваться дальше. В случае его сопротивления Дума объявляет Совет Федерации нелегитимным органом на том основании, что он не был избран демократическим путем, а был самовольно назначен бывшим президентом. Президент Зюганов объявляет Совет Федерации распущенным и назначает выборы нового Совета Федерации, которые немедленно организуются на подконтрольных коммунистам территориях. Государственная Дума утверждает кандидатуру премьера и состав правительства “народного доверия”, предложенные президентом Зюгановым. Ситуация двоевластия возникает на высшем уровне исполнительной власти в стране.

3) Компартия организует массовое движение “народного протеста” против фальсификации выборов, за отставку незаконного президента и правительства, за гражданское неповиновение, за поддержку правительства “народного доверия” на базе оппозиционных сил. Если президент и правительство не капитулируют и не отдают добровольно власть на этом этапе, то КПРФ переходит к следующей ступени эскалации политического конфликта.

4) На базе “красных” регионов, наиболее активно поддержавших коммунистов на выборах, начинается кампания присяги на верность “законному президенту и правительству” на уровне глав администраций, командующих военных округов и командиров воинских частей, начальников региональных управлений силовых структур, руководителей предприятий и организаций. Воссоздаются Бюро обкомов и крайкомов КПРФ, в состав которых входят присягнувшие на верность представители региональной элиты. Создаются различные межрегиональные координационные структуры, собираются совещания, рассылаются на места директивы органов, контролируемых компартией. Для проведения “линии партии” на местах воссоздается в той или иной форме институт комиссаров (наместников). Ситуация двоевластия возникает на региональном и местном уровне на всей территории страны. Фактически страна оказывается разорванной на части и поделенной на противостоящие друг другу “зоны влияния” двух основных политических сил.

5) Стачкомы, советы трудовых коллективов, профсоюзы, советы рабочих дружин и отрядов самообороны, комитеты гражданского контроля революционным путем захватывают власть “снизу” и берут под свой контроль предприятия, государственные учреждения, местные структуры власти. Начинаются столкновения и вооруженные стычки с органами правопорядка, сохранившими верность нынешнему президенту и правительству, организуются провокации, террористические и диверсионные акты. Идет формирование и вооружение военизированных структур компартии, создаются собственные органы “революционного правопорядка”. Вооруженные стычки переходят в бои местного значения. В дело с обеих сторон начинают вступать регулярные воинские части. Страна втягивается в гражданскую войну.

На подконтрольных КПРФ территориях восстанавливается система власти Советов на всех уровнях. Организуется подавление сопротивления представителей “режима национальной измены”, новой буржуазии и мелкобуржуазного элемента. Устанавливается “общественный контроль” над средствами массовой информации, системой производства, распределения и снабжения. Ситуация двоевластия проникает на самый нижний уровень общества.

5) Государство теряет свою целостность, разрушается система единого государственного управления страной, система финансов, транспорта и связи, энергоснабжения, товарооборота, сбыта и снабжения. Производство практически останавливается, страна оказывается в глубочайшем социально-экономическом кризисе, начинается разруха и разрушение всех систем жизнеобеспечения современного общества. Страна оказывает и на грани национальной катастрофы. Компартия на подконтрольных территориях переходит к политике военного коммунизма, происходит реставрация сталинской модели государственного управления.

6) В обстановке нарастающего хаоса, дезинтеграции, разрухи и гражданской войны компартия обращается “ко всем подлинным патриотам России” с призывом создать новые органы высшего государственного управления. Реализуется заключительная фаза антиконституционного государственного переворота. С участием “патриотической” части генералитета создается Высший государственный совет России с особыми полномочиями, вводится режим чрезвычайного управления, объявляется программа чрезвычайных мер по стабилизации ситуации и выходу страны из кризиса. Народу обещают новые выборы и новую Конституцию после выхода из кризиса. На деле реализуется программа-максимум КПРФ, предусматривающая восстановление социализма и советской власти (с ведущей ролью обновленной коммунистической партии) в новом, “национал-коммунистическом” варианте.

7) Происходит разрыв отношений с Западом, Россия оказывается в экономической блокаде. С целью “укрепления геополитических позиций” начинается восстановление СССР через активизацию коммунистического движения в других государствах СНГ, дестабилизацию правящих “антинародных режимов”, меры экономического, политического и военного давления на государства СНГ. Россия оказывается фактически в состоянии войны со своими соседями и в полной международной изоляции. Вводится политика “железного занавеса” и начинается новая конфронтация с Западом Границы НАТО резко продвигаются на восток Россия и частично восстановленный СССР становятся лабораторией по созданию новой модели “русского коммунизма”, “новой евразийской цивилизации” и принимают на себя функции лидера мирового национально-освободительного движения против доминирования буржуазной западной цивилизации. Восстанавливаются связи с “традиционными геополитическими союзниками” и идет поиск новых соратников в “борьбе цивилизаций”. Начинается новый виток гонки вооружений, означающий материальную и политическую подготовку к переделу сфер влияния и тем самым к третьей мировой войне.

Вступив на путь выхода за конституционные рамки в политической борьбе, КПРФ не может уже вернуться назад и, чтобы избежать окончательного политического краха, будет вынуждена переходить на новые ступени эскалации политического конфликта со все более тяжелыми последствиями. В итоге как партия, так и страна в целом могут оказаться заложниками ситуации, которую никто уже не контролирует и которая будет развиваться по законам собственной безумной логики — логики конфронтации, отчаяния, страха и ненависти. Этот процесс будет выталкивать на поверхность общественной жизни все более экстремистские, психически нестабильные и человеконенавистнические силы, которые будут оказывать возрастающее влияние на развитие событий.

4. Новая стратегия КПРФ и силовые структуры.

В рамках своей новой стратегии и тактики КПРФ делает особую ставку на армию и другие силовые структуры. Именно на них по понятным причинам рассчитана в первую очередь “государственно-патриотическая” фразеология Зюганова. Руководители компартии полностью отдают себе отчет в том, что они могут рассчитывать на поддержку лишь меньшинства населения, причем далеко не самых активных социальных слоев, и что они не в состоянии захватить и удержать власть без активной поддержки прокоммунистической и национал-шовинистической части руководства армии, спецслужб и оборонной промышленности. КПРФ имеет довольно прочные позиции как в среде армейского руководства (на уровне командующих и их заместителей некоторых родов войск и военных округов), так и в спецслужбах в Центре и на местах, особенно среди бывшего “партнабора” в КГБ, МВД и органы прокуратуры.

В настоящее время работа КПРФ в армии и других силовых структурах ведется по трем основным направлениям:

Во-первых, вполне реальные и объективные трудности силовых структур (недофинансирование армии и ВПК, свертывание военного производства, сложное положение военных в Чечне и других горячих точках, потеря социального статуса офицеров и т.д.) активно используются для ведения антипрезидентской и антиправительственной пропаганды в войсках, внедрения стереотипов “международного заговора”, “национальной измены”, “продажности политиков” и т.д. Фактически идет психологическая подготовка старшего и младшего офицерского состава к измене присяге и своему конституционному долгу. Одновременно обещается особо благосклонное отношение нового “государственно-патриотического” правительства к армии и силовым структурам, приоритет в материально-техническом обеспечении, повышение окладов и социального статуса, расширение прав и возможностей спецслужб и органов правопорядка.

Во-вторых, целенаправленно и систематически развиваются секретные контакты и доверительные отношения с теми высокопоставленными руководителями силовых структур, которые придерживаются прокоммунистических или национал-шовинистических взглядов. Именно эта категория лиц должна, по замыслу КПРФ, сыграть решающую роль в осуществлении государственного переворота и подавлении сопротивления политических оппонентов и всех недовольных. С 1994 года, сделав выводы из событий октября 1993-го, КПРФ активно работает в войсках, прежде всего с высшим и средним командным составом, пытаясь сформировать себе опору в армии. Как показывают записи конфиденциальных бесед, за поддержку офицерам и генералам обещаются более высокие звания, чины и должности, особые права в сфере внешнеэкономической деятельности, государственное обеспечение “по высшему разряду”, личная неприкосновенность. По нашим данным, Зюганов провел в конце мая закрытые консультации с рядом военачальников, которые были санкционированы на уровне главнокомандующего видом ВС (оперативные материалы прилагаются).

Ключевую роль в обеспечении этих доверительных контактов играют два “особых” канала КПРФ. Первый — комитет по безопасности Государственной Думы, возглавляемый членом ЦК КПРФ В Илюхиным. Последний активно использует свои думские полномочия для получения информации и поддержания контактов с силовыми структурами разного уровня. Аппарат комитета, сформированный почти исключительно по партийному принципу, фактически превращен в политическую разведку партии. Второй канал — неправительственная организация “РАУ-корпорация”, созданная при Российско-американском университете, и общественно-политическое движение “Духовное наследие”, с которым активно сотрудничают многие бывшие и действующие сотрудники спецслужб. Обе организации возглавляются А. Подберезкиным, который является также заместителем председателя комитета по международным делам Госдумы и одним из наиболее влиятельных и доверенных лиц в окружении Г.Зюганова. Фактически речь идет о единой организации, в которой “РАУ-корпорация” играет роль финансовой и организационно-технической базы, а “Духовное наследие” — роль политико-идеологической надстройки.

Для справки: Г Зюганов тесно сотрудничал с Российско-американским университетом в 1993—1995 годах, где и прошел школу “перевоспитания” в духе национал-патриотической идеологии. Отсюда он был “подсажен” национал-патриотами на должность председателя КПРФ в противовес “традиционному коммунисту” Купцову. Именно Центральный совет “Духовного наследия” в январе 1996 года выдвинул кандидатуру Зюганова на пост президента РФ и сформировал инициативную группу, которая обеспечила сбор подписей и регистрацию кандидата в Центризбиркоме. Зюганов также активно использовал обширные связи А. Подберезкина в Министерстве обороны, ФСБ и правоохранительных органах для установления контактов и налаживания отношений с генералитетом силовых министерств и ведомств.

По оценкам аналитиков, движение “Духовное наследие” организовано по двойному принципу за фасадом общественной организации, открыто ведущей свою деятельность, прячется конспиративный орден “Рыцарей Духовного Наследия”, занимающийся расширением влияния национал-коммунистов в силовых структурах Прикрытием служат многочисленные конференции, симпозиумы, семинары, ориентированные по тематике на спецслужбы и военные структуры и регулярно организуемые “Духовным наследием”. Например, в работе конференции “Сильные спецслужбы — сильная Россия”, проведенной под личным руководством Г Зюганова в октябре 1995 года, приняли участие высшие руководители прокуратуры, Верховного суда, Арбитражного суда, Таможенного комитета, Налоговой полиции, ФСБ, МВД, Налоговой инспекции. На II съезде движения, прошедшем в Москве 3—4 июня с г и принявшем резолюцию “О поддержке кандидатуры Г. Зюганова на выборах президента России”, были широко представлены недавно вышедшие в отставку высокопоставленные руководители госбезопасности, сохранившие хорошие связи в силовых структурах.

В-третьих, “стратеги” из КПРФ пытаются сыграть в “тонкую”, по их мнению, игру с руководителями силовых ведомств С одной стороны, они постоянно ищут контакты и пытаются наладить диалог через посредников на предмет возможности сепаратной сделки. Передаются предложения оставить в должности в случае победы коммунистов министра внутренних дел А. Куликова, председателя ФСБ М.Барсукова, начальника погранвойск А. Николаева. С другой стороны, предпринимаются попытки дискредитировать этих же лиц путем “утечки” в Службу охраны президента сфабрикованных внутренних документов КПРФ, в которых содержатся сведения о якобы имеющих место переговорах и принципиальном согласии этих лиц. Подобные же мотивы нередко звучат в заявлениях и похвалах партийных лидеров “государственно мыслящим” людям в погонах. Цель состоит в том, чтобы возбудить подозрения, спровоцировать конфликт и подтолкнуть к измене, не оставив иного выбора.

В секретных разработках и установках агентам КПРФ предлагается проводить “интенсивный посев иллюзий и надежд” среди руководителей и сотрудников спецслужб, а также максимально усиливать раскол и взаимное недоверие, с тем чтобы нейтрализовать спецслужбы на первом этапе, когда компартия будет устанавливать свой контроль над армией. После этого, опираясь на армейские структуры, планируется провести радикальную кадровую чистку и реорганизацию спецслужб, с тем чтобы они вновь стали надежным “щитом и мечом” партии.

5. Подготовка КПРФ к вооруженной борьбе за власть.

Практически по всем каналам поступает информация, что после победы на декабрьских выборах в Думу коммунисты и связанные с ними экстремистские и националистические организации начали серьезную подготовку к варианту вооруженной борьбы за власть. В КПРФ этой работой руководят (каждый — по своей линии) уже бывшие под судом, осужденные и впоследствии неосмотрительно амнистированные генералы Ачалов, Варенников, Макашов.

На заседании ЦК КПРФ 8 февраля с г. глава фирмы “Перово — К4” и одновременно член ЦИК по закрытому списку, отвечающий за финансовые вопросы, Г.Куевда заявил, что КПРФ располагает четырьмя армейскими дивизиями, готовыми выступить в любой момент, и что пора переходить к тактике захвата власти силовым путем, так как для этого сейчас есть все условия. С призывами подобного рода неоднократно выступали на закрытых заседаниях КПРФ и другие радикально настроенные деятели партии.

Помимо регулярных воинских частей, находящихся под влиянием коммунистов, КПРФ делает ставку и на собственные вооруженные отряды. Задача последних — “охрана” противозаконных действий коммунистов (якобы “спонтанный” захват предприятий, банков, административных зданий, радио и телевидения, складов, узлов связи и транспорта “возмущенными массами”), силовое противодействие государственным органам правопорядка в этих ситуациях, “сопровождение” митингов и демонстраций, организация провокаций и столкновений с милицией и ОМОНом, “нейтрализация” опорных фигур и структур режима в условиях “особой ситуации”, захват военных складов и арсеналов.

Военной гвардией партии является так называемый “Ачаловский полк”, сформированный осенью 1993 года и развязавший кровавые события у мэрии, Белого дома и в Останкине В настоящее время в его состав входят несколько крупных подразделений, включая “Ударную бригаду”, батальоны “Русь” и “Рабочая гвардия”, “Полк Верховного Совета”. Регулярно проводятся учения и тренировочные стрельбы, отрабатывается тактика уличных действий, накапливается вооружение и обмундирование. “Ачаловский полк” уже принял присягу на верность “единому кандидату национально-патриотических сил Геннадию Андреевичу Зюганову”.

По существу “кадрированной” военной структурой КПРФ является Союз офицеров С.Терехова, который в октябре 1993 года осуществлял захват штаба ОВС СНГ. Эта объединяющая бывших кадровых офицеров организация может быть быстро развернута в массовую военизированную структуру за счет включения рабочих дружин “Трудовой России” В.Анпилова и Российской коммунистической рабочей партии В.Тюлькина. По имеющейся оперативной информации, ВАнпиловым разработан план по переходу на полулегальное положение и развертыванию массовой уличной борьбы с “антинародным режимом” в случае поражения коммунистов на выборах.

Параллельно идет создание собственных военных структур коммунистических партий экстремистского толка, входящих в “народно-патриотический блок” Зюганова. Например, VI съезд РКРП (апрель 1996 г., Челябинск) создал при ЦК РКРП Военный совет и поставил парторганизациям задачу “привлечения военнослужащих кадровых и запаса, работников МВД, спецслужб, правоохранительных органов в ряды сторонников советской власти”. В настоящее время в структурах РКРП насчитывается около 20 военных организаций, которые формируют рабочие дружины по территориально-производственному признаку и обучают их приемам рукопашного боя и прицельной стрельбы. Задание, поставленное ЦК и Военным советом РКРП перед своими военными организациями, предусматривает рекрутирование не менее 100 дружинников из каждой тысячи рабочих на подконтрольных коммунистам предприятиях с финансированием их военного обучения за счет предприятий.

Военизированные структуры (спортивно-военные секции) создаются также при молодежных коммунистических организациях, в том числе — молодежных секциях КПРФ, РОС, “Трудовой России”. Лидер московского комсомола (РКСМ) Н.Желунов публично угрожал начать вооруженные действия и выставить в случае необходимости 200 000 своих подготовленных сторонников.

Дополнительным военным резервом “народно-патриотического блока” являются штурмовики национал-экстремистских и фашистских организаций типа “Русской партии” (военизированная структура — “Русская гвардия”), “Русского национального единства” А. Баркашова, “Славянского собора” бывшего генерала КГБ Г.Стерлигова, “Союза русского народа” и десятков других менее крупных национал-фашистских организаций.

Не исключено, что обострение обстановки может быть вызвано самостоятельными действиями экстремистских коммунистических и националистических организаций в регионах, которые, как докладывалось ранее, имеют собственные радикальные программы действий и не подчиняются полностью КПРФ.

Политический и военный союз радикал-коммунистов и национал-патриотов уже проявил себя в кровавых событиях октября 1993 года, развязанных Фронтом национального спасения, в котором “вдохновляющей и направляющей силой” были нынешняя КПРФ и лично “товарищ Зюганов”. Эти люди уже показали, что они готовы на все и что прошлое их ничему не научило. Сейчас они готовятся, но уже с гораздо большим размахом, к новой попытке вооруженного мятежа. Эта угроза должна быть воспринята вполне серьезно и ликвидирована в корне до того, как политические авантюристы развяжут новое братоубийственное кровопролитие. В настоящее время ситуация в целом находится под контролем, однако ее дальнейшее развитие будет в решающей степени зависеть от результатов выборов и общей политической обстановки. В данный момент представляется целесообразным не проводить немедленной силовой нейтрализации экстремистских организаций и их военизированных формирований, так как это может спровоцировать резкое обострение обстановки в период выборов. Сейчас необходимо сделать основной упор на достижение решающего политического преимущества в ходе выборов, с тем чтобы затем опереться на результаты народного волеизъявления и осуществить необходимые профилактические мероприятия в отношении экстремистов.

6. Основные выводи и рекомендации.

Новая “радикальная” стратегия и тактика борьбы коммунистов за власть означает, что КПРФ и контролируемый ею “народно-патриотический блок” более не рассчитывают победить на выборах законным путем и берут курс на дестабилизацию политической ситуации, подготовку государственного переворота и захват власти силовым неконституционным путем. Планируемые КПРФ действия являются, по существу, сознательной подготовкой к развязыванию гражданской войны, то есть войны коммунистической партии против собственного народа и законных органов власти ради восстановления своей диктатуры и навязывания стране нового варианта коммунистической химеры. Это уже было в нашей истории и больше не должно повториться.

Учитывая серьезную угрозу общественной стабильности и безопасности, правам граждан и целостности государства, которую несет с собой новая “радикальная” стратегия КПРФ, считаем необходимым незамедлительно принять адекватные превентивные меры на политическом, административном и правовом уровне с целью исключить любые возможности дестабилизации ситуации и антиконституционных действий накануне, в ходе и после кампании по выборам президента России.

Во-первых, всемерно активизировать избирательную кампанию президента на решающем, заключительном этапе, с тем чтобы обеспечить подавляющий перевес голосов и не оставить коммунистам каких-либо возможностей для фальсификации и денонсации результатов выборов. Необходимо напомнить и объяснить избирателям, с кем они имеют дело в лице КПРФ и какие планы вынашивает эта преступная организация, выдающая себя за “друзей народа” и демагогически использующая массовые трудности и недовольство для новой узурпации власти. Только убедительная и недвусмысленная победа действующего президента обеспечит стабильность и снизит вероятность авантюристических действий коммунистов и их союзников, способных вновь привести страну на грань гражданской войны.

Во-вторых, дать указания всем правоохранительным органам в Центре и на местах усилить контроль за соблюдением законности и правопорядка в ведении избирательной кампании, деятельности политических партий и общественных объединений, работе органов власти. В случае выявления нарушении немедленно докладывать вышестоящему руководству и принимать предусмотренные законом меры воздействия. Руководители правоохранительных ведомств, и подразделений, проявляющие небрежность в выполнении своих конституционных обязанностей в столь ответственный период, должны быть предупреждены о неполном соответствии или смещены со своих должностей.

В-третьих, провести профилактическую работу с гражданами, общественными организациями, печатными органами, допускающими в своей общественной и профессиональной деятельности нарушения норм Конституции и действующего законодательства. Необходимо тщательно проверить все сигналы о незаконном хранении оружия, антиконституционных призывах и действиях, прочих угрозах общественной безопасности и спокойствию, а в случае их подтверждения принять адекватные меры по задержанию виновных лиц, проведению следственных действий и возбуждению уголовных дел. В случае попыток незаконных действий, силового давления и дезорганизации выборов на отдельных участках принимать к нарушителям жесткие меры по всей строгости закона.

В-четвертых, официально предупредить кандидатов и их доверенных лиц о недопустимости нарушения правил ведения агитации в избирательной кампании и незаконного использования финансовых средств, в том числе из зарубежных источников. Расширить предоставление информации общественности и СМИ о нарушениях и противоправных действиях в ходе избирательной кампании. Обратить внимание Минюста и Центризбиркома на необходимость более строгого контроля за соблюдением законодательства в сфере их компетенции и наладить их координацию с правоохранительными органами поданному вопросу.

В-пятых, необходимо обратиться к рядовым коммунистам и предупредить их об опасности новой авантюристической линии руководства КПРФ. По нашим данным, революционно-реваншистские настроения в той или иной степени разделяют не более 40% рядовых коммунистов. Примерно 50% членов компартии стоят на социал-демократических позициях и не разделяют планов своего руководства по “революционному” захвату власти. Здравомыслящие силы присутствуют и в руководстве КПРФ. Именно эти люди могут стать основой для эволюции КПРФ в легитимную партию парламентского типа, действующую строго в рамках Конституции и не представляющую более угрозы для общества.

Примечания

1 Названия подразделений опущены не редакцией. — (Прим. “НГ”.)

2 Даты опущены не редакцией. — (Прим. “НГ”.)

3 Вообще-то Геннадий Селезнев до 31 января с.г. был главным редактором не газеты “Правда”, а “Правда России”. Это разные газеты, хоть и выходят в одном “пакете” — одна вкладывается в другую. — (Прим. “НГ”.)

Названия некоторых государственных структур и общественных организаций в тексте искажены, “НГ” оставляет их без исправлений.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ Г-НА КАЛАШНИКОВА

Дословно

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ комитета Государственной Думы по труду и социальной политике Сергей Калашников обратился ко всем кандидатам в президенты России с предложением подписать до выборов Социальный пакт, текст которого “НГ” приводит полностью:

“Мы, участники демократического состязательного процесса за избрание на пост президента России, считаем, что социальная направленность реформ, проведение активной, отвечающей современным условиям, эффективной социальной политики является главной задачей всех ветвей власти и оппозиции.

Накануне выборов президента Российской Федерации мы, кандидаты на высший пост в государстве, выступая в личном качестве, берем на себя, независимо от исходов выборов, следующие моральные и политические обязательства:

  1. Признать борьбу с нищетой и бедностью в качестве главного национального приоритета.
  2. Обеспечить реализацию государственной социальной политики, основанной на следующих принципах:
      - наполнение конкретным содержанием и создание эффективных механизмов реализации статьи 7 Конституции Российской Федерации;
      - определение минимальных государственных социальных гарантий на основе прожиточного минимума;
      - введение системы минимальных социальных стандартов;
      - признание того, что гарантия социальной защиты граждан является обязанностью государства;
      - создание многоуровневой системы пенсионного обеспечения, включающей государственные базовые пенсии, трудовые пенсии, дополнительные пенсии;
      - поднятие заработной платы до уровня, обеспечивающего жизненные стандарты, закрепленные в международных документах Совета Европы.
  3. Переориентировать политику в области занятости с выплатой пособий по безработице на создание реального рынка труда, включающего широкую систему общественных работ.
  4. Ввести государственное регулирование трудовых доходов населения на базе минимального тарифа часовой ставки.
  5. Обеспечить при формировании федерального бюджета приоритетное обеспечение законов, касающихся социальных гарантий.
  6. Признать решение жилищной проблемы в качестве национального приоритета, обеспечить создание системы жилищных сберегательных банков, создав государственные гарантии их деятельности.
  7. Считать снижение рождаемости и снижение продолжительности жизни россиян главной угрозой нации, требующей принятия незамедлительных комплексных мер”.

"Независимая газета"
08.06.96


404 Not Found

Not Found

The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.

<%you_hit(77);%>
   TopList